ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-369/2022 от 19.10.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Федотова В.А. Дело №12-369/2022

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 19 октября 2022 года

Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибэнергоуголь» (далее - ООО «Сибэнергоуголь»)

по жалобе защитника ООО «Сибэнергоуголь» Вершининой О.В. на постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 августа 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15.08.2022 ООО «Сибэнергоуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В жалобе защитник ООО «Сибэнергоуголь» Вершинина О.В. выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности вины ООО «Сибэнергоуголь» в совершении правонарушения.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «Сибэнергоуголь» Богуляновой (Вершининой) О.В., поддержавшей доводы жалобы, допросив эксперта Л.Е.В, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрено правонарушение за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объективная сторона заключается либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, является физическое или юридическое лицо, нарушившее при осуществлении своей деятельности, действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнившее санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

По смыслу статей 2, 12 - 28, 37, 38 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются в санитарных правилах, разрабатываемых в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, для различных сфер среды обитания человека, в частности к жилым помещениям, к эксплуатации транспорта.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Исходя из приведенных норм, обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами являются санитарные правила и гигиенические нормативы, сфера действия которых распространяется на осуществляемую данными лицами деятельность.

Согласно п.130 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских, сельских поселений, к вводным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Согласно п.8.3 «МР 2.1.0246-21. 2.1. Коммунальная гигиена. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021), при проведении оценки соответствия уровней шума в жилых помещениях рекомендуется принимать гигиенические нормативы, приведенные в п.п. 100, 104 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Согласно п.100 СанПиН 2.1.3685-21, нормируемые параметры шума представлены в таблице 5.35.

Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования, проведенного в период с 10.11.2021 по 02.12.2021 в отношении ООО «Сибэнергоуголь» по обращению жителей с. Бунгур г. Новокузнецка (вх. от 06.09.2021), установлено, что эквивалентный уровень звука, непостоянного колеблющегося шума от прохождения загруженного грузового состава по железнодорожной линии необщего пользования ООО «Сибэнергоуголь» (железнодорожный путь с кадастровым номером по адресу: Кемеровская обл., ул. Ливинская, протяженностью 25763 м), проникающего в жилую комнату дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Каскадная, превышает предельно допустимый уровень во время суток с 23 час. 00 мин. до 07 час. 00 мин. на 10 дБА; максимальный уровень звука, непостоянного колеблющегося шума от прохождения загруженного грузового состава по железнодорожной линии необщего пользования ООО «Сибэнергоуголь», проникающего в жилую комнату дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Каскадная, превышает предельно допустимый уровень во время суток с 23 час. 00 мин. до 07 час. 00 мин. на 5 дБА.

В рассматриваемом случае Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе, квалифицируя выявленное нарушение по ст.6.4 КоАП РФ, в вину обществу вменяет нарушение раздела VIII п.130 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздела V п.100 табл. 5.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», выраженное в превышении уровня шума при прохождении загруженного грузового состава по железнодорожной линии необщего пользования ООО «Сибэнергоуголь», что оказывает негативное влияние на условия проживания в населенном пункте по адресу: г. Новокузнецк, ул. Каскадная, , где и зарегистрировано превышение уровня шума.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ в отношении ООО «Сибэнергоуголь».

Судья районного суда, рассматривая настоящее дело, установив вину ООО «Сибэнергоуголь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, переквалифицировал его действия со ст. 6.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Однако такие выводы суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными.

Так, порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов установлен «ГОСТ 23337-2014. Межгосударственный стандарт. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий» (далее по тексту ГОСТ 23337-2014) и Методическими указаниями МУК 4.3.2194-07 (действующих на момент возникновения обстоятельств, далее по тексту Методические указания МУК 4.3.2194-07, МУК 4.3.2194-07).

Согласно п. 1.2. ГОСТ 23337-2014 - настоящий стандарт устанавливает методы измерения в реальных условиях уровней шума от внешних источников на селитебной территории в городах, поселках и других населенных пунктах и уровней шума от внешних и внутренних источников в помещениях жилых и общественных зданий.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний приведенные методические указания устанавливают порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).

Так, в качестве доказательств нарушения ООО «Сибэнергоуголь» санитарно-эпидемиологических требований судьей районного суда приняты протокол измерений физических факторов от 23.11.2021 , экспертное заключение от 23.11.2021, подготовленное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области - Кузбассе» в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе, согласно которому уровни шума в ночное время создаваемые прохождением грузового состава по железнодорожной линии необщего пользования ООО «Сибэнергоуголь» в жилом помещении по адресу: г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Каскадная, не соответствует требованиям VIII п.130 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских, сельских поселений, к вводным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почкам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздела V п.100, табл. 5.35 (№5) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Однако, указанные документы не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по административному делу, поскольку измерения шума экспертами выполнены с нарушениями ГОСТ 23337-2014, на который имеется ссылка в протоколе измерений физических факторов от 23.11.2021 № 39378 и Методических указаний МУК 4.3.2194-07.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 23337-2014 - при проведении измерений уровней шума от известных источников измерения следует проводить сначала при работающих источниках, а затем в тех же точках при выключенных источниках (фоновый шум).

Из акта проведения измерений физических факторов от 22.11.2021 следует, что экспертом - физиком БАА, проводившим измерение установлен источник - грузовой состав ООО «Сибэнергоуголь», при этом сведения о проведении измерений уровней шума в момент отсутствия прохождения грузового состава материалы дела не содержат, то есть фоновый уровень шума не измерялся.

В соответствии с п. 3.2 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 примерный перечень источников шума на территории жилой застройки включает: различные предприятия; транспорт автомобильный, рельсовый, воздушный и др.; звукоусилительные устройства, в том числе рекламные; ремонтные и строительные работы.

Однако, дополнительные источники шума, оказывающие негативное воздействие на территории жилой застройки, должностным лицом не устанавливались и не выяснялись.

Так, согласно п.6.7. ГОСТ 23337-2014 - во время измерения шума в помещении должен находиться только персонал, проводящий измерение шума, а действие всех посторонних источников шума (радио, телевизор, бытовая техника и т.п.), должно быть прекращено.

В конфликтных ситуациях допускается присутствие заинтересованных сторон, но не более трех человек, которые обязаны строго соблюдать тишину и своими действиями не мешать проведению измерений.

Как указано в п. 1.18 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 протокол измерений шума должен содержать сведения об условиях проведения измерений, поскольку условия проведения измерений влияют на уровень и характер шума.

Вместе с тем, в протоколе измерений физических факторов от 23.11.2021 № 39378 не указано, где находились представители организации, производившей замеры, при проведении измерений, соблюдена ли удаленность. При том, что в этом же протоколе указано, что измерения проводились в присутствии как минимум 3-х людей: жителя дома № - ВРП, главного инженера УЖДТ ООО «Сибэнергоуголь» ПАА и эксперта - физика БАА

Кроме того, в нарушении требований пунктов 1.8, 1.9 МУК 4.3.2194-07 протокол измерений физических факторов не содержит сведений о последовательном исследовании всех источников шума, исключая сначала один, затем другой. Указания на исследование уровня шума от подвижного состава железнодорожного транспорта отдельно в том числе и от автомобильного транспорта в протоколе не имеется.

Согласно п. 2.12. МУК 4.3.2194-07 - если источник шума располагается вне здания, при проведении измерения в помещении двери должны быть закрыты. При отсутствии в помещении принудительной механической вентиляции форточки, фрамуги, узкие створки окон или вентиляционные устройства, обеспечивающие воздухообмен, должны быть открыты.

Однако, в нарушение требований п. 2.12 Методических указаний в протоколе измерений шума также не указано на положение дверей и форточек комнаты во время проведения измерений.

Кроме того, допрошенный в суде апелляционной инстанции эксперт Л.Е.В пояснил, что он действительно проводил экспертизу соответствия уровня шума в ночное и дневное время в жилой квартире № по ул.Каскадная в г.Новокузнецке. В его распоряжение были представлены протокол измерений физических факторов от 23.11.2021 и акт проведения измерения физических факторов от 22.11.2021. При проведении экспертизы, он, проанализировав вышеуказанные протоколы пришел к выводу о превышении эквивалентного и максимального уровней шума в жилом доме по указанному адресу. При измерении шума, должностное лицо, проводившее его, должно было ссылаться в том числе и на Методические указания МУК 4.3.2194-07, но применялась ли данная методика или нет, он не знает, поскольку в протоколах измерений такая информация отсутствовала. Кроме того, эксперт-физик в обязательном порядке должен был произвести замеры уровня шума в момент отсутствия прохождения грузового состава, то есть измерить фоновый уровень шума, однако фоновый уровень шума не измерялся, данных сведений указанные протоколы не содержали. При проведении экспертизы им не выяснялись вопросы на каком расстоянии от переезда и в каком состоянии находится жилой дом по ул.Каскадная – . Со слов эксперта-физика БАА ему было известно, что указанный дом является ветхим. Также должностным лицом при проведении замеров шума обязательно должны быть установлены дополнительные источники шума, оказывающие негативное воздействие на территории жилой застройки, однако указанное не устанавливалось. Он считает, что отсутствие вышеуказанных сведений ставит под сомнение достоверность полученных результатов исследования, но так как он был ограничен во времени по проведению экспертизы, иные документы им не истребовались.

Поскольку установлено, что замеры шума проводились с явным нарушением указанных норм Методических указаний МУК 4.3.2194-07 и требований ГОСТ 23337-2014, соответственно, протокол испытаний от 23.11.2021 и экспертное заключение от 23.11.2021, подготовленные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области - Кузбассе» в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе, надлежащими и достоверными доказательствами превышения уровня шума являться не могут.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что факт нарушения ООО «Сибэнергоуголь» санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации транспорта, в частности, железнодорожного транспорта, в ходе производства по административному делу административным органом не установлен и документально не подтвержден.

Несмотря на то, что, должностным лицом зафиксирован факт превышения эквивалентного и максимального уровней шума в жилом доме, однако это не является безусловным доказательством осуществления Обществом деятельности с нарушением санитарных норм и правил, регулирующих такую деятельность, соответственно, причинная связь между предполагаемым административным органом действием (бездействием) юридического лица и недопустимым уровнем шума в жилой комнате в достаточной мере из материалов дела не усматривается.

В материалах административного дела имеется информация с ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» от 11.02.2022, согласно которой на дату проведения последней технической инвентаризации (12.12.2008) по адресу: г. Новокузнецк, ул. Каскадная, , находился бревенчатый жилой дом 1953 года постройки, имевший степень износа 57%.

В рамках рассмотрения настоящего дела судом также установлено, что рельсовый путь ж/д путь № 12, в районе которого расположен жилой дом по ул.Каскадная , является 1949 года постройки.

Однако, в ходе проведенной проверки административным органом не исследовался вопрос о том, насколько фактическое состояние принадлежащего физическому лицу жилого строения, влияет на показатели уровня шума в жилом помещении. Кроме того, оставлено без внимания, что превышение допустимых показателей шума в жилом помещении может являться следствием несоблюдения строительных норм и правил, необеспечения надлежащей звукоизоляции жилого помещения, применение материалов, усиливающих шумовое воздействие, а также и то, что проектирование и строительство жилого дома должны были осуществляться, в том числе, с учетом расположения действующего объекта транспортной инфраструктуры.

Из изложенного, следует, что административным органом не представлено доказательств того, что СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в данном случае распространяется на деятельность ООО «Сибэнергоуголь», а не соответствующий нормативам уровень шума образуется в результате каких-либо противоправных действий (бездействий) ООО «Сибэнергоуголь».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, состав административного правонарушения в действиях ООО «Сибэнергоуголь» не может быть признан доказанным в установленном КоАП РФ порядке, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибэнергоуголь», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судьи.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья О.С. Рюмина