Дело № 12-36/14
РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Волжск 18 марта 2014 года
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Костин А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя территориального управления Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Республике Марий Эл которым:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, имеющая на иждивении <данные изъяты>, образование <данные изъяты>, работающая директором ООО «Экспорт-ВДК» ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекавшаяся,
привлечена к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
Установил:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо ФИО1 - директор ООО «Экспорт-ВДК» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Волжский городской суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой, просит постановление отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ООО «Экспорт-ВДК» исполнило обязанность по представлению справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, к которой была приложена декларация на товары. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы банком в ООО «Экспорт-ВДК» не возвращались, другие документы также не запрашивались, а все документы были приняты как надлежаще оформленные. Нарушения сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в действиях заявителя нет.
Руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМЭ не учтено то обстоятельство, что никаких изменений - сведений содержащихся в принятой банком справке не осуществлялось, документы об изменении не принимались и не оформлялись, в связи с чем, у ООО «Экспорт-ВДК» не возникла обязанность представлять корректирующую справку. Представление корректирующей справки ДД.ММ.ГГГГ в связи с исправлением резидентом в справке о подтверждающих документах ошибочно указанного максимально ожидаемого срока поступления денежных средств ДД.ММ.ГГГГ, было осуществлено ООО «Экспорт-ВДК» в инициативном порядке, поскольку не является обязательным, в связи с чем, не является нарушением и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель полагает, что в действиях директора ООО «Экспорт-ВДК» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ не имеется.
Кроме того, ошибочно указанная дата в справке о подтверждающих документах максимального срока ожидаемого платежа - ДД.ММ.ГГГГ, должна быть скорректирована обществом на новую дату - ДД.ММ.ГГГГ, когда денежные средства не поступили на расчетный счет. Срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, который истек ДД.ММ.ГГГГ, а постановление о привлечение к административной ответственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечению указанного срока.
Также заявитель в своей жалобе указывает на то, что за совершение вышеуказанного административного правонарушения она уже была привлечена к административной ответственности постановлениями Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ №№ и в соответствии с требованиями КоАП РФ не может быть повторно привлечена к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.
Считает, что вина заявителя в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям не доказана, постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 действующая на основании доверенности, доводы изложенные в жалобе поддержали, пояснили аналогичное изложенному в ней, просили жалобу удовлетворить.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Республике Марий Эл в суд не явился о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Суду представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Рассмотрев жалобу, выслушав заявителя и ее представителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ) указано, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно требованиям п. 2 ч. 3 ст. 23 ФЗ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
Вышеуказанный порядок утвержден Инструкцией Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И).
Согласно п. 1.5. Инструкции № 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых, установлены данной Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Требования по надлежащему оформлению и представлению в уполномоченный банк СПД с подтверждающими документами установлены Инструкцией ЦБ РФ № 138-И.
Данные требования включены в Главу 9 «Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки» Инструкции ЦБ РФ № 138-И, которой прописаны четкие требования к резиденту по оформлению СПД, заполненной в соответствии с Приложением, и сроки по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов.
Следовательно, порядок заполнения граф справки о подтверждающих документах является неотъемлемой составной частью порядка представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций.
В соответствии с пп. 9.1 и 9.1.1 Инструкции № 138 -И при исполнении обязательств по контракту резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту; в данном случае это таможенная декларация.
Согласно п. 10 приложения № 5 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И в графе 10 резидентом, оформившим ПС, указывается информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке ПС, который определяется резидентом исходя из условий контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота.
Согласно п.п. 9.2.1. п. 9.2. Инструкции ЦБ РФ № 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней.
Пунктом 9.7. Инструкции ЦБ РФ № 138-И предусмотрено, что при изменении сведений, содержащихся в принятой банком ПС справке о подтверждающих документах, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов подтверждающих такие изменения.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экспорт-ВДК» (Продавец) заключило контракт № (далее - Контракт) с Покупателем - <данные изъяты>, согласно которому Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель - принять и оплатить древесную муку, используемую для собственных нужд производства Покупателя и именуемую в дальнейшем «Товар».
Товар поставляется партиями (пункт 1.2 Контракта).
Согласно пункту 2.2 Контракта его общая сумма составляет общую сумму поставок отдельных партий Товара в рамках Контракта и не должна превышать <данные изъяты> российских рублей.
Продавец поставляет Товар по заявке Покупателя автотранспортом на условиях ОАР - склад <адрес> (в редакции «Инкотермс 2010») (пункт 3.1 Контракта).
Датой поставки Товара на склад Покупателя считается дата, указанная в СМК в графе 24 «Груз получен». С этой даты от Продавца к Покупателю переходят право собственности на Товар, а также риски случайной гибели (пункты 3.4, 3.5 Контракта).
Расчеты по настоящему контракту производятся путем банковского перевода в российских рублях на счет Продавца, в течение 25 календарных дней от даты отгрузки Товара, которая определяется датой на штампе «ВЫПУСК РАЗРЕШЕН» в Грузовой Таможенной Декларации, на основании выставленного Продавцом счета (пункт 4.1 Контракта).
В случае нарушения сроков оплаты за отгруженный Товар Покупатель оплачивает Продавцу пеню в размере <данные изъяты>% от стоимости поставленного и не оплаченного в срок Товара за каждый день просрочки, но не более <данные изъяты>% от стоимости поставленного и неоплаченного Товара (пункт 8.3 Контракта).
В соответствии с пунктом 10.2 Контракта все приложения, спецификации, дополнительные соглашения к настоящему Контракту являются его неотъемлемыми частями, составляют вместе с настоящим Контрактом единый документ и обретают юридическую силу в том случае, если они составлены в письменном виде и подписаны полномочными представителями обеих сторон.
Срок действия Контракта: от даты подписания до ДД.ММ.ГГГГ, а в части расчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств (пункт 10.3 Контракта).
В силу пункта 10.4 Контракта все изменения и дополнения к нему действительны только в письменной форме, должны быть подписаны и скреплены печатями от обеих Сторон.
В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции Банка России № 138-И ООО «Экспорт-ВДК» ДД.ММ.ГГГГ представило в Банк ПС справку о подтверждающих документах на сумму <данные изъяты> российских рублей, оформленную по ДТ № №.
В графе 10 данной справки указан ожидаемый срок – ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в срок, указанный в графе 10 справки о подтверждающих документах (ДД.ММ.ГГГГ), денежные средства в сумме <данные изъяты> российских руб. на счет ООО «Экспорт-ВДК» в Банке ПС не поступили.
Оплата в указанной сумме осуществлена платежным поручением Покупателя от ДД.ММ.ГГГГ № с назначением платежа: VO10200 оплата за древесную муку согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, ООО «Экспорт-ВДК» обязано было представить в уполномоченный банк в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ корректирующую справку о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> российских рублей, в графе 10 которой должен быть указан скорректированный ожидаемый максимальный срок получения от нерезидента (Покупателя) денежных средств в счет предоставленного ему коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных товаров.
Вместе с тем, корректирующая справка, в графе 10 которой указан ожидаемый максимальный срок получения от нерезидента (Покупателя) денежных средств – ДД.ММ.ГГГГ, представлена Обществом с ограниченной ответственностью «Экспорт-ВДК» в уполномоченный банк ДД.ММ.ГГГГ, в то время как должна быть представлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного пунктом 9.7 Инструкции Банка России № 138-И срока, на 44 дня.
Доводы жалобы о том, что у ООО «Экспорт-ВДК» не возникла обязанность предоставлять корректирующую справку, а представление корректирующей справки ДД.ММ.ГГГГ не является обязательным, основано на неверном, понимании заявителем пункта 9.7 Инструкции Банка России № 138-И. Следовательно, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии со стороны заявителя нарушения установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, поскольку инкриминируемое директору ООО «Экспорт-ВДК» ФИО1 административное правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ (срок предоставления корректирующей справки согласно пункту 9.7 Инструкции Банка России № 138-И) и истек ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку обжалуемое постановление вынесено административным органом ДД.ММ.ГГГГ, срок привлечения заявителя к административной ответственности не истек. Таким образом, доводы жалобы об истечении ДД.ММ.ГГГГ, срока давности привлечении к административной ответственности ФИО1 не основаны на законе.
Согласно решению № ООО «Экспорт–ВДК» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность директора общества сроком на <данные изъяты> года, а согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ вступила в должность директора ООО «Экспорт –ВДК» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В справке о подтверждающих документах, представленная в уполномоченный банк с нарушением установленного срока ДД.ММ.ГГГГ, указана директор ФИО1
Таким образом, в нарушение требований, установленных п. 9.7, Инструкции ЦБ РФ № 138-И, должностным лицом - директором ООО «Экспорт–ВДК» ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, не обеспечено оформление и представление в уполномоченный банк корректирующей справки о подтверждающих документах, содержащей достоверные данные об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств, тем самым ею совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по сроку представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, более чем на тридцать дней, ответственность за которое предусмотрена ч. 6. 3 ст. 15.25. КоАП РФ.
В соответствии с ст. 23 ФЗ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ уполномоченные банки, как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.
Следовательно, достоверная информация об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств, указанная как в СПД, так и в ведомости банковского контроля, формируемой на основании информации представленной в СПД (п. 10.2 Инструкция 138-И), необходима уполномоченному банку, как для осуществления валютного контроля, так и для осуществления контроля за выполнением резидентом требований ст. 19 ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.
При указании недостоверных данных об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в справке о подтверждающих документах контроль уполномоченного банка за выполнением резидентом требований ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ не может быть осуществлен надлежащим образом.
Кроме того, ч. 1.1. ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ закрепляет обязанность резидента представлять уполномоченным банкам информацию:
1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
При таких обстоятельствах, доводы зявителя об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Согласно разъяснениям, данным в письме Федеральной службы финансово- бюджетного надзора от 05 октября 2012 года № 43-01-06-25/4133 следует, что в отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч.ч. 6, 6.1, 6.2., 6.3. ст. 15.25 КоАП РФ в части форм учета по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций за несоблюдение установленного порядка представления справки о подтверждающих документах и (или) нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов (главы 9,12-14, 18 и Приложение 5 к Инструкции № 138-И)».
Доводы заявителя о том, что постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным и отменить ввиду повторного привлечения к административной ответственности за одно административное правонарушение суд считает необоснованными.
В рассматриваемой ситуации отгрузка товаров в рамках исполнения одного контракта производилась ООО «Экспорт–ВДК» в несколько этапов, в разные даты, по разным декларациям на товар.
Соответственно, каждый случай несвоевременного исполнения обязанности по представлению справки о подтверждающих документах по отдельно взятой отгрузке товара по соответствующей декларации на товар представляет самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Следовательно, привлечение ООО «Экспорт–ВДК» к административной ответственности по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ постановлениями Территориального управления Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Республике Марий Эл № № от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение сроков представления справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк по указанному контракту по товарам, вывезенным по иным декларациям на товар, не является обстоятельством, исключающим привлечение ООО «Экспорт–ВДК» к административной ответственности за нарушение сроков представления справок о подтверждающих документах по товарам, вывезенным в рамках того же контракта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что вина директора ООО «Экспорт–ВДК» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ доказана, квалификация ее действий правильна, назначенное наказание соответствует санкции указанной статьи. Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ,
Решил:
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО1 - директора ООО «Экспорт-ВДК» – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Н. Костин