№ 12-36/17
РЕШЕНИЕ
30.01.2017 года г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
с участием защитника Альгиной М.Б. по доверенности,
рассмотрев жалобу законного представителя привлекаемого юридического лица на постановление № от <дата> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении ООО «п», ИНН №, адрес: <адрес> оф. 4,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Перспектива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.45 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Согласно постановления административного органа ООО «Перспектива» вменяется совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах:
В Таганрогский отдел по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора из Департамента Росприроднадзора по ЮФО 23.03.2016г. поступили материалы от Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, согласно которым ООО «Перспектива» осуществляется строительство многоквартирного дома на земельном участке, расположенном в водоохранной зоне Таганрогского залива Азовского моря, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Согласно кадастровой выписке и данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № расположен в водоохранной зоне водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря на расстоянии 300м от водного объекта.
При изучении проектной документации на строительство жилого многоквартирного дома с нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, 11-к Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» было установлено, что частью 4 Раздела 8 проектной документации на период проведения строительных работ предусмотрены мероприятия по охране поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения.
Так, отведение ливневых и талых вод с территории объекта должно производиться по лоткам с твёрдым покрытием и отмосткам, для предотвращения возможного формирования оползневых участков.
Организация системы водоотвода ливневых стоков предусмотрена в городскую ливневую канализацию.
Таким образом, проектной документацией на строительство предусмотрены сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря и направленные на снижение степени загрязнения поверхностного стока и предотвращения переноса загрязнителей со стройплощадки на сопредельную территорию водоохранной зоны и далее в водный объект.
15.04.2016г. в рамках производства по делу об административном правонарушении совместно с директором ООО «Перспектива» л был проведен осмотр места проведения строительных работ по адресу <адрес> (акт осмотра б/н от 15.04.2016г.)
В результате осмотра было установлено, что водоотвод ливневых стоков с территории стройплощадки не организован, какие-либо сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод на территории стройплощадки отсутствуют.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства РФ территория строительной площадки на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0000000:44959 не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Допустив строительство жилого многоквартирного дома в отсутствие на территории стройплощадки сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта, ООО «Перспектива», по мнению административного органа, тем самым нарушило установленные законодательством требования к охране водных объектов, что образует состав инкриминируемого административного правонарушения.
ООО «Перспектива» подало в суд жалобу на постановление с целью его отмены и прекращения производства по делу, так как в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. ООО «Перспектива» производила работы согласно имеющейся у предприятия проектной документации. Проектная документация была разработана специализированной фирмой, имеющей на это соответствующие разрешения, с учётом постановления правительства РФ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Данный проект прошёл должным образом экспертизу. В составе указанной проектной документации имеются, в том числе разделы «Проект организации строительства», «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», «Охрана поверхностных и подземных вот от истощения и загрязнения». В разделе ООС указаны мероприятия, определяющие следующий порядок выполнения работ: планирование земельного участка с организацией заниженного места на строительной площадке с последующим двухслойным укреплением щебнем и укаткой катком.
Согласно разделу 6 «Проект организации строительства» территория площадки на период строительства не имеет твёрдых покрытий, водоотвод поверхностных сточных вод с площадки строительства обеспечивается рациональной планировкой поверхности и удалением вод путём открытого водоотвода в пониженные места площадки.
Согласно п.п.4 п.4 Раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в целях защиты поверхностных и подземных вод от загрязнения на период строительства предусматривается следующее:
-обязательное соблюдение границ территории, отводимой под строительство;
-запрещение проезда автотранспорта вне предусмотренных дорог;
-оснащение рабочих мест и времянок, площадки строительства инвентарными контейнерами для бытовых и строительных отходов;
-регулярный вывоз строительного мусора, производственных отходов в специально отведённые для этих целей места в соответствии с заключенными договорами;
-слив горюче-смазочных материалов в специально отведённых для этого местах;
-запрещение мойки машин и механизмов вне специально оборудованных мест;
-обмыв техники на территории субподрядной организации с целью недопущения попадания отходов и грязи, на территорию строительного объекта;
-проектирование насыпей из условия недопущения прерывания водоносных слоев.
В дополнение к вышеперечисленным мероприятиям выполнены мероприятия по укреплению склона, находящегося на границе строительной площадки, склон укреплён бетонной стеной шириной 400 мм и глубиной до 3 метров по всей длине.
На случай возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением аномально большого количества атмосферных осадков, имеется договор со специализированной организацией на вывоз вод. По настоящее время данная ситуация не наступила.
Согласно инженерно-геологическим изысканиям данной территории водоносные слои, способные донести талые и ливневые воды до уреза морской воды до глубины 26 метров отсутствуют.
Выполнение данных мероприятий исключает возможность попадания загрязненных поверхностных талых и ливневых вод в открытые водные объекты.
ООО «Перспектива» не нарушало требования ч.16 статьи 65 Водного кодекса РФ «В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Все мероприятия, необходимые сооружения, выбранные с учетом необходимости (п.16 ст. 65 Водного кодекса РФ), предусмотренные проектной документацией ООО «Перспектива» выполнило в полном объеме и должным образом, выполнены все требования проектной документации раздела, содержащего перечень мероприятий по охране окружающей среды, что позволило 100% исключить попадание в нижний бьеф (парковая территория) дождевых и талых вод до уреза воды 300 метров.
В судебном заседании представитель ООО «Перспектива» по доверенности – а доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила суд прекратить производство по делу об административном правонарушении, так как отсутствует состав правонарушения.
Выслушав защитника, рассмотрев доводы жалобы, оценивая законность и обоснованность оспариваемого постановления судья приходит к следующим выводам:
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу прямого указания ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1. КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 8.45 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются; всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические установление данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела не следует, что обстоятельства, изложенные в постановлении объективно подтверждены. Факт наличия вины также не является безусловно установленным.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Перспектива» зарегистрировано в ЕГРЮЛ <дата> за №. Основным видом деятельности предприятия является строительство.
Хозяйственная деятельность общества осуществляется, в том числе на строительной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, 11-к.
Согласно кадастровой выписке и данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № расположен в водоохранной зоне водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря на расстоянии 300м от водного объекта.
В соответствии с ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны для водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря установлена в размере 500м.
Таким образом, территория земельного участка с кадастровым номером № имеет специальный статус, которая в силу законодательства является охранной зоной с ограниченным режимом природопользования, а именно ограничения по режиму использования: водоохранная зона.
15.04.2016г. административным органом в рамках производства по делу об административном правонарушении совместно с директором ООО «Перспектива» л был проведен осмотр места проведения строительных работ по адресу <адрес> (акт осмотра б/н от 15.04.2016г.)
Согласно акта натурного обследования было установлено, что сооружения для отвода вод отсутствуют (площадка не имеет твердого асфальтированного покрытия), воды с территории отводятся поверхностным стоком на площадку рядом стоящих домов, где организованы лотки для стока воды, из которых поверхностным стоком вода стекает в приемники, а оттуда в городскую канализацию. В результате осмотра отходов не выявлено, материалы хранятся на поддонах.
Административным органом сделан вывод о том, что строительная площадка не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
При этом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что ООО «Перспектива» при осуществлении строительства была разработана проектная документация специализированной фирмой, имеющей на это соответствующие разрешения, с учётом постановления правительства РФ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Данный проект прошёл должным образом экспертизу.
В составе указанной проектной документации имеются, в том числе разделы «Проект организации строительства», «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», «Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения». В разделе ООС указаны мероприятия, определяющие следующий порядок выполнения работ: планирование земельного участка с организацией заниженного места на строительной площадке с последующим двухслойным укреплением щебнем и укаткой катком.
Согласно разделу 6 «Проект организации строительства» территория площадки на период строительства не имеет твёрдых покрытий, водоотвод поверхностных сточных вод с площадки строительства обеспечивается рациональной планировкой поверхности и удалением вод путём открытого водоотвода в пониженные места площадки.
Согласно п.п.4 п.4 Раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в целях защиты поверхностных и подземных вод от загрязнения на период строительства предусматривается следующее:
-обязательное соблюдение границ территории, отводимой под строительство;
-запрещение проезда автотранспорта вне предусмотренных дорог;
-оснащение рабочих мест и времянок, площадки строительства инвентарными контейнерами для бытовых и строительных отходов;
-регулярный вывоз строительного мусора, производственных отходов в специально отведённые для этих целей места в соответствии с заключенными договорами;
-слив горюче-смазочных материалов в специально отведённых для этого местах;
-запрещение мойки машин и механизмов вне специально оборудованных мест;
-обмыв техники на территории субподрядной организации с целью недопущения попадания отходов и грязи, на территорию строительного объекта;
-проектирование насыпей из условия недопущения прерывания водоносных слоев.
ООО «Перспектива» при осуществлении строительства по адресу: <адрес>, были выполнены предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды. Однако, в нарушение пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ООО «Перспектива» при строительстве на указанном объекте не выполнены сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод). Доказательств выполнения именно данного типа сооружений и систем, предусмотренных Водным кодексом РФ, ООО «Перспектива» не представлено.
Однако, в дополнение к вышеперечисленным мероприятиям по охране окружающей среды ООО «Перспектива» выполнены мероприятия по укреплению склона, находящегося на границе строительной площадки, склон укреплён бетонной стеной шириной 400 мм и глубиной до 3 метров по всей длине.
На основании исполнительной схемы дорожки на земельном участке по <адрес>, заказанной ООО «Перспектива», имеется объект строительства, где планировка территории на границе спуска произведена таким образом, что попадание воды за пределы данного сооружения исключено, так как по цифровым отметкам уровня земли видно что воды собираются в чашу, а при скапливании огромного количества воды, вода будет уходить по организованному твёрдому покрытию, ведущему к приёмным лоткам городской ливневой канализации на смежной с объектом территории.
На случай возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением аномально большого количества атмосферных осадков, имеется договор со специализированной организацией на вывоз вод.
Согласно инженерно-геологическим изысканиям данной территории водоносные слои, способные донести талые и ливневые воды до уреза морской воды до глубины 32 метров отсутствуют.
Материалы дела об административном правонарушении также содержат сведения о том, что Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) рассмотрена проектная документация «Строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> на которую дано положительное заключение.
Согласно данного заключения АЧТУ при строительстве жилого лома проведение каких-либо работ в акватории Таганрогского залива не планируется. Выпуск хозяйственно-бытовых стоков канализации проектируется в существующие сети канализации, проложенные по дворовой территории здания. Очистка стоков осуществляется централизованно на городских очистных сооружениях. Удаление дождевых стоков производится на отмостку здания и далее по уклону спланированной поверхности земли в дорожном лотке стоки отводятся в существующую ливневую канализацию за границей земельного участка. Забор воды из Таганрогского залива на период строительства и эксплуатации объекта не предусмотрен. Площадка строительства располагается на освоенной городской территории. Таким образом, согласно представленной оценке воздействия, строительство жилого дома не окажет негативное воздействие на гидробионтов при условии соблюдения предусмотренных мер по предотвращению, уменьшению негативного воздействия на среду обитания водных биоресурсов.
Постановление по делу об административном правонарушении является обоснованным, если имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, а также, когда оно содержит исчерпывающие выводы субъекта административной юрисдикции, вытекающие из установленных фактов. Законность постановления по делу об административном правонарушении означает соответствие формы и содержания постановления требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, с указанием причин виновности правонарушителя, обстоятельств совершения правонарушения, а также оценки действий правонарушителя.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией указанной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от <дата> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении ООО «Перспектива» изменить.
Признать виновным ООО «Перспектива» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, на основании которой подвергнуть его наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Разъяснить законному представителю привлекаемого юридического лица, что неуплата административного штрафа в течение 60-ти дней со дня вступления данного решения в силу является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.25 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии.
Судья Семеняченко А.В.