ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/19 от 01.11.2019 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

Дело №12-36/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Стругокрасненского районного суда Псковской области Напалкова Е.Ю.,

при секретаре Беспрозванных С.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – главы Плюсского района Аршинова В.В. и его защитника Волос А.В.,

представителей Управления ФАС по Псковской области Юркиной Н.Ю., Немцовой К.В.,

заместителя прокурора Плюсского района Амангельдиева Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы Плюсского района Аршинова Виталия Владимировича на постановление ВРиО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области А.Н.Агапова от 04.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением ВРиО руководителя Управления ФАС по Псковской области А.Н.Агапова от 04.09.2019 года N060/04/7.32.5-140/2019 глава Плюсского района Аршинов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд. Согласно Уставу Плюсского района Глава района является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава района возглавляет Администрацию района и руководит её деятельностью. Контракты, указанные в постановлении прокуратуры Плюсского района, по которым нарушены сроки оплаты, подписаны Главой Плюсского района Аршиновым В.В.

В жалобе, поданной в Стругокрасненский районный суд (поступила по подведомственности из Псковского городского суда Псковской области) глава Плюсского района Аршинов В.В. просит отменить вышеуказанное постановление ВРиО руководителя Управления ФАС по Псковской области А.Н.Агапова от 04.09.2019 года и прекратить производство по делу по тем основаниям, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.В обоснование жалобы указывает, что из-за дефицита муниципального бюджета Плюсского района, муниципального долга в размере 26 млн. руб., осуществление обязательных платежей, осуществляемых на основании принятых Арбитражным судом решений, договоров цессии между ОАО «Псковэнергоагенет», которые Администрация была вынуждена заключить для прохождения отопительного сезона, им было принято решение о введении режима экономии бюджетных средств в целях обеспечения устойчивого функционирования учреждений бюджетной сферы с учетом оплаты в полном объеме заработной платы, отпускных, выплат социального характера. Им написаны обращения на имя Губернатора Псковской области Ведерникова, Председателя Областного Собрания депутатов Котова А.А., в финансовой управление Псковской области о критической ситуации с муниципальным бюджетом Плюсского района и необходимости выделения денежных средств для погашения кредиторской задолженности в пределах бюджетных обязательств. Указанное свидетельствует о том, что им предпринимались все необходимые меры к исполнению условий муниципальных контрактов и его вины в нарушении сроков оплаты по этим контрактам не имеется. Полагает, что в данном случае подлежит применению часть 4 ст.24.5КоАП РФ, т.е. производство по делу подлежит прекращению.

В судебном заседании глава Плюсского района Аршинов В.В. и его представитель Волос А.В. заявленные в жалобе доводы поддержали, дополнили, что необходимо было исполнить мировое соглашение по оплате долга муниципального предприятия в сумме 12 млн. руб., также необходимо исполнить определение арбитражного суда по мировому соглашению. Таким образом, администрация исполнила и судебное решение, и выполнила свои обязательства по содержанию дорог, при этом, поскольку помощи из областного бюджета не было, несмотря на письменные обращения, были допущены нарушения сроков оплаты по муниципальным контрактам с ИП Темирбулатовым, ООО «Омега» и ООО «Лидер-Строй». Сроки были нарушены, но неумышленно. Также имеются процессуальные нарушения при производстве по делу, было вынесено два постановления прокуратуры по одним и тем же фактам, 21.06.2019 и 16.08.2019, при этом решения по постановлению от 21.06.2019 нет, в связи с чем, считают, что дело было прекращено, соответственно, по ст.24.5 ч.7 КоАП РФ, производство по постановлению от 16.08.2019 должно быть прекращено.

Представители Управления ФАС по Псковской области просили в удовлетворении жалобы отказать, пояснив, что постановление по ст.7.32.5 часть 1 КоАП РФ вынесено законно и обоснованно, оснований для удовлетворения жалобы нет, так как по ФЗ №44 Заказчик не имеет права объявить закупку в отсутствие лимитов бюджета. Лимиты бюджета были доведены, заключены контракты, в том числе с субъектами малого предпринимательства, где действуют сокращенные сроки оплаты. По указанным в постановлении контрактам сроки оплаты нарушены грубо, и по 6 и по 9 месяцев. Содержание писем губернатору, Председателю Псковского областного собрания депутатов, Финансовое управление области не говорит о том, чтобы денежные средства были выделены именно на приобретение топлива или содержание и ремонт дорог, а на погашение долга, который администрация в добровольном порядке взяла по договору цессии за муниципальное предприятие.

Заместитель прокурора Плюсского района Амангельдиев Л.Ю. также пояснил, что нарушений процессуального характера при рассмотрении дела не имеется. Те обязательства на 12 млн. руб., которые имелись у муниципального бюджета, были созданы самой администрацией, глава района знал об этом, знал о сроках оплаты контрактов, знал, что надо производить по ним оплату, то есть должен был учитывать, в каком порядке и за что производить оплаты.По некоторым контрактам нарушение сроков достигло около года. Учитывая это, постановление ВРиО руководителя УФАС по Псковской области законно и обоснованно.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к нижеследующему.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются ФЗ от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее –Закон).

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работах или услугах, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 107 Закона).

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно Постановлению от 18.09.2017 №114 главой Плюсского района избран Аршинов В.В.Согласно Уставу Плюсского района Глава района является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава района возглавляет Администрацию района и руководит ее деятельностью. Контракты, указанные в постановлении, подписаны Главой Плюсского района Аршиновым В.В.

Как следует из постановления прокуратуры Плюсского района, Заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе заключены и оплачены с нарушением установленного срока следующие контракты:

1)между Администрацией Плюсского района и ООО «Лидер Строй» 10.05.2018 заключен муниципальный контракт № 15 на сумму 879 309 руб. Согласно п. 2.2 договора расчеты за выполненные работы производятсяЗаказчиком ежемесячно на основании Актов приемки выполненных работ в безналичной форме не более чем в течение 30 дней со дня подписания актов выполненных работ. Акты о приемке выполненных работ от 31.07.2018, 28.09.2018, 08.11.2018, 25.12.2018 подписаны представителем Заказчика в указанные даты. Срок оплаты по данным Актам выполненных работ нарушен 31.08.2018, 29.09.2018, 10.12.2018, 25.01.2019 соответственно.Согласно платежным поручениям оплата произведена 04.03.2019, 01.04.2019, 02,04.2019, три платежа от 19.06.2019.

2)между Администрацией Плюсского района и ИП Темирбулатовым А.А. 12.04.2018 заключен муниципальный контракт №10 на поставку дров на сумму 492800 руб. Согласно п. 3.3 договора оплата фактически поставленного товара Заказчиком производится платежным поручением в течении 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком товарной накладной. Товарные накладные №155 от 27.04.2018, №202 от 15.06.2018 подписаны представителем Заказчика в указанные даты.Срок оплаты нарушен 24.05.2018 и 09.07.2018.Оплата Заказчиком осуществлена согласно платежным поручениям от 12.10.2018, от 01.03.2019, от 19.06.2019.

3)между Администрацией Плюсского района и ООО «Омега» 16.04.2018 заключен муниципальный контракт №11 на сумму 1200,000 руб. Согласно п. 2.3 договора расчеты за фактически выполненные и принятые работы осуществляются не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами актов выполненных работ.Акты о приемке выполненных работ от 28.04.2018, от 26.06.2018 подписаны представителем Заказчика в указанные даты.Срок оплаты по данным Актам выполненных работ нарушен 23.06.2018 и 18.07.2018 соответственно.Согласно платежным поручениям оплата произведена 04.03.2019, 14.03.2019, 14.03.2019, 01.04.2019, 18.04.2019, 23.05.2019 на общую сумму 860014 руб., а остальная сумма в июне 2019 года.

Дата совершения административного правонарушения указана: 31.08.2018, 29.09.2018, 10.12.2018, 25.01.2019.

В подтверждение факта нарушения представлены следующие доказательства: письменные объяснения Аршинова В.В., письменные объяснения П., Ц., Ш., А., П., копии муниципальных контрактов, копии актов о приемке выполненных работ, копии платежных поручений, выписка из Устава Плюсского района, копия договора цессии от 15.05.2017., Определение об утверждении мирового соглашения от 07.02.2019.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения Аршинова В.В. к административной ответственности. ВРиО руководителя УФАС по Псковской области пришел к выводу о том, что в действиях должностного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. При этом, при вынесении постановления было учтено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение сроков оплаты истек по акту о приемке выполненных работ от 31.07.2018 по муниципальному контракту между Администрацией Плюсского района и ООО «Лидер Строй» 10.05.2018, по товарным накладным от 27.04.2018, №202 от 15.06.2018 по муниципальному контракту между Администрацией Плюсского района и ИП Темирбулатовым А.А. 12.04.2018, по актам о приемке выполненных работ от 28.04.2018, от 26.06.2018 по муниципальному контракту между Администрацией района и ООО «Омега» 16.04.2018. Состав административного правонарушения включает в себя нарушение сроков оплаты по актам о приемке выполненных работ от 28.09.2018, 08.11.2018, 25.12.2018 по муниципальному контракту между Администрацией района и ООО «Лидер Строй» от 10.05.2018.Также при вынесении обжалуемого постановления дана оценка доводамАршинова В.В., аналогичным данным им в судебном заседании, о прекращении производства по делу по ст.24.5 ч.4 КоАП РФ. ВРиО Руководителя УФАС указал, что по указанному основанию дело не может быть прекращено, поскольку лимиты на дату заключения указанных контрактов доведены до Администрации Плюсского района Решением Собрания депутатов Плюсского района от 28.12.2017 № 30 «О бюджете муниципального образования «Плюсский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и решениями о внесении изменений в решение № 20 от 28.12.2017.

Ссылка на представленные письменные обращения председателю Псковского областного собрания депутатов Котову А.А., заместителю губернатора Псковской области, Государственное финансовое Управление Псковской области, ВРИО Губернатора Псковской области Ведерникову М.Ю., как указано в постановлении, не может свидетельствовать о невыделении денежных средств, поскольку на заключение указанных контрактов денежные лимиты были доведены до Администрации Плюсского района в декабре 2017 года.

Суд соглашается с данным постановлением ВРиО УФАС по Псковской области, исходя из следующего.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются

На основании ст. 401 ГК РФ:

1.Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В силу положений ч. 1 ст. 2 Закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Планирование закупок в соответствии с положениями ст. 16 Закона осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Согласно ч.ч.1, 2, 11 ст. 21 Закона (действовавшей до 01.10.2019) планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

При этом согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, с учетом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Иначе заказчик не сможет своевременно оплатить поставленные товары (работы, услуги), что повлечет дополнительный расход бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Вышеизложенные обстоятельства, установленныев ходе рассмотрения дела по первой инстанции по постановлению прокуратуры Плюсского района, свидетельствует о нарушениях порядка и сроков оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, а, следовательно, о нарушении должностным лицом заказчика – главой Плюсского района требований Закона о контрактной системе.

Суд соглашается и также не находит оснований для прекращения производства по делу на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку материалами дела установлено, что лимиты на дату заключения указанных контрактов доведены до Администрации Плюсского района Решением Собрания депутатов Плюсского района от 28.12,2017 № 30 «О бюджете муниципального образования «Плюсский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и решениями о внесении изменений в решение № 20 от 28.12.2017.Указанные в постановлении контракты заключались для муниципальных нужд, и должны быть оплачены из бюджета доведенного до Администрации Плюсского района Решением Собрания депутатов Плюсского района от 28.12.2017 №30.

С учетом положений гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе, недостаточность необходимых денежных средств (в данном случае, как указывают Аршинов В.В. и Волос А.В., в связи с обязательствами оплаты по договору цессии и мировому соглашению) не может являться основанием для констатации отсутствия вины заказчика в неисполнении обязательства по оплате поставляемых товаров и оказываемых услуг в установленный срок, вобязанности которого входит разработка планов закупок исходя из имеющегося финансирования. При этом, Волос А.В. пояснил, что в обращениях к губернатору, врио губернатора, председателю Псковского областного собрания депутатов не указаны номера контрактов, поскольку могли сами произвести по ним оплату, но денежные средства в первую очередь распределили на договор цессии и определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения.

Кроме того, указанные письма явным образом не свидетельствуют о принятии должностным лицом достаточных мер для исполнения обязательств по муниципальным контрактам и соблюдения требований Закона о контрактной системе, так как в письмах содержались просьбы об увеличении дотации районуна исполнение обязательства в 12 млн. руб. по долгу МП «ПлюссаТеплоРесурс».

Таким образом, оценивая по правилам ст. 26.11 КоАП РФ всю совокупность представленных доказательств, суд считает, что доказательств, бесспорно подтверждающих вину Аршинова В.В. в совершении административного правонарушения, предоставлено достаточно.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, ВРиО Руководителя УФАС указал оплату муниципальных контрактов до возбуждения дела об административном правонарушении.

Наказание назначено минимальное, в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу административным органом допущено не было.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, не нарушен.

В связи с изложенным, постановление ВРиО руководителя Управления ФАС по Псковской области А.Н.Агаповапо делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.32.5 ч. 1 КоАП РФ от 04.09.2019. вынесено должностным лицом законно и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление ВРиО руководителя Управления ФАС по Псковской области А.Н.Агапова от 04.09.2019г. о привлечении к административной ответственности по статье 7.32.5 ч. 1 КоАП РФ главы Плюсского района Аршинова В.В. оставить без изменения, жалобу Аршинова Виталия Владимировича - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней с момента получения его копии участвующими в деле лицами, с подачей жалобы через Стругокрасненский районный суд.

Судья Е.Ю.Напалкова