ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/19 от 15.02.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-36/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ялта 15 февраля 2019 года

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Кононова Ю.С., с участием заявителя - ФИО1, представителя заинтересованного лица - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 о назначении административного наказания от 03 декабря 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора ГУП РК «СОК «Руссия» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 о назначении административного наказания от 03 декабря 2018 года № заместитель генерального директора ГУП РК «СОК «Руссия» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, а производство по делу прекратить в связи с истечением двухмесячного срока давности его привлечения к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.

Жалоба мотивирована тем, что допущенные заявителем правонарушения совершены и считаются оконченными в день, следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, в связи с чем считает, что установленный ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ двухмесячный срок давности его привлечения к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ истек к моменту вынесения должностным лицом оспариваемого постановления. Кроме того указал, что заявитель принял все меры по устранению выявленных нарушений, совершил правонарушение впервые, ранее к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства в области использования и охраны водных ресурсов не привлекался, а также его действия не привели к существенной угрозе охраняемым общественным правоотношениям, существенному вреду публичным интересам.

ФИО1 в суде поддержал доводы жалобы, просил производство по делу прекратить. Также пояснил, что отчеты о выполнении условий использования водного объекта должны предоставляться на основании условий его использования, определенных Программой ведения регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной, которая подлежит согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов. Поскольку ГУП РК «СОК Руссия» не была разработана и согласована в установленном законом порядке вышеуказанная Программа, полагает, что у него отсутствовала обязанность по предоставлению отчетов за ее выполнение.

Должностное лицо, чье постановление обжалуется, в судебном заседании против доводов жалобы возражала.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы жалобы, дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Судья не связан доводами жалоб и проверяет дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 19.10.2018 № в период с 24.10.2018 по 21.11.2018 государственными инспекторами Республики Крым ФИО2 и ФИО3 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГУП РК «СОК Руссия» по соблюдению требований природоохранного законодательства в области использования и охраны водных ресурсов в части выполнения ГУ РК «СОК Руссия» условий использования водного объекта на основании договоров водопользования от 16.11.2017 № и от 07.03.2018 №

Судом также установлено, что 16 ноября 2017 года между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и ГУП РК «СОК «Руссия» был заключен договор водопользования №, согласно которого Министерство предоставляет, а последний принимает в пользование Черное море для забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Одним из условий использования водного объекта (пункт 8.12 данного Договора) является предоставление ГУП РК «СОК «Руссия» в адрес Министерства ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетов о выполнении плана водоохранных мероприятий.

Таким образом, отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части) должны были быть предоставлены в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в срок до 10.01.2018, до 10.04.2018, до 10.07.2018 и до 10.10.2018.

При этом как было установлено вышеуказанной проверкой, отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части) за 4 квартал 2017 года, за 1 квартал 2018 года и за 2 квартал 2018 года в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым не предоставлены. Отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части) за 3 квартал 2018 года направлен в Министерство 06.11.2018.

Также одним из условий использования водного объекта (пункт 8.13.) вышеуказанного Договора является согласование ГУП РК «СОК «Руссия» с Министерством экологии природных ресурсов Республики Крым в месячный срок после заключения Договора водопользования программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоны. Программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохранной зоны была направлена ГУП РК «СОК Руссия» на согласование в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым 02.11.2018 года.

Кроме того, 07 марта 2018 года между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и ГУП РК «СОК «Руссия» был заключен договор водопользования , согласно которого Министерство предоставляет, а последний принимает в пользование часть Черного моря для забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Одним из условий использования водного объекта (пункт 8.11 данного Договора) является предоставление ГУП РК «СОК «Руссия» в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетов о выполнении плана водоохранных мероприятий. Таким образом, отчеты о выполнении плана водоохранных мероприятий должны быть предоставлены в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в срок до 10.04.2018, до 10.07.2018 и до 10.10.2018.

При этом как было установлено вышеуказанной проверкой, отчеты о выполнении плана водоохранных мероприятий за 1 квартал 2018 года и за 2 квартал 2018 года в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым не предоставлены. Отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий за 3 квартал 2018 года направлен в Министерство 06.11.2018 года.

Также одним из условий использования водного объекта (пункт 8.12 данного Договора) является согласование ГУП РК «СОК «Руссия» с Министерством в месячный срок после заключения Договора водопользования программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоны. Программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохраной зоны была направлена ГУП РК «СОК «Руссия» на согласование в Министерство 02.11.2018 года.

Так, по результатам проверки должностными лицами был составлен акт проверки № от 20.11.2018 года.

20.11.2018 года в отношении заместителя генерального директора ГУП РК «СОК «Руссия» был составлен протокол об административном правонарушении № от 20.11.2018 года.

Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 о назначении административного наказания от 03 декабря 2018 года № заместитель генерального директора ГУП РК «СОК «Руссия» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии с ст. 7.6. КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Объективная сторона выражается в виде совершения активных действий, направленных на фактическое завладение водным объектом целиком или в части в целях использования в последующем для удовлетворения личных, хозяйственных или иных нужд, а также для извлечения прибыли, без оформления в установленном законом порядке необходимых документов либо с нарушением условий, установленных разрешительными документами.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, составляет два месяца.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно условиям Договора от 16.11.2017 № отчеты по выполнению условий водопользования водного объекта (его части) в срок до 10.01.2018, до 10.04.2018, до 10.07.2018 и до 10.10.2018 ГУП РК «СОК «Руссия» в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым не предоставлены. Отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части) за 3 квартал 2018 года направлен в Министерство 06.11.2018, а также программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохранной зоны была направлена ГУП РК «СОК Руссия» на согласование в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым 02.11.2018 года.

Также согласно условиям Договора от 07.03.2018 № ГУП РК «СОК «Руссия» не были представлены в Министерство в срок до 10.04.2018, до 10.07.2018 и до 10.10.2018 отчеты о выполнении плана водоохранных мероприятий. Отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий за 3 квартал 2018 года был направлен в Министерство 06.11.2018. Вместе с тем ГУП РК «СОК «Руссия» программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохраной зоны была направлена последним на согласование в Министерство 02.11.2018 года.

Таким образом, из объективной стороны вменяемого в вину правонарушения следует, что ГУП РК «СОК «Руссия» привлечено к административной ответственности за нарушение порядка водопользования, которое выразилось в нарушении порядка представления отчетов о выполнении плана водоохранных мероприятий и не согласовании в месячный срок после заключения Договора программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоны по выполнению условий, установленных вышеуказанными договорами.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела правонарушение следует признать оконченным в день истечения установленного срока представления отчета по выполнению условий водопользования и программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохранной зоны.

Постановление о привлечении ГУП РК «СОК «Руссия» к ответственности по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, вынесено 03.12.2018.

С учетом изложенного, учитывая, что сроки давности привлечения ГУП РК «СОК «Руссия» к ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, за не предоставление ГУП РК «СОК «Руссия» по Договору от 16.11.2017 № отчетов по выполнению условий водопользования водного объекта (его части) в срок до 10.01.2018, до 10.04.2018, до 10.07.2018 и программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохранной зоны, а также по Договору от 07.03.2018 № в срок до 10.04.2018, до 10.07.2018 отчетов о выполнении плана водоохранных мероприятий и программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохраной зоны на момент вынесения оспариваемого постановления истекли, производство по делу в данной части подлежало прекращению по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, поскольку совершение вышеперечисленных нарушений было вменено ФИО1 постановлением от 03.12.2018 года, то есть за пределами сроков привлечения к административной ответственности, данные выводы подлежат исключению из мотивировочной части оспариваемого постановления.

В то же время, что касается не предоставления ГУП РК «СОК «Руссия» по Договору от 16.11.2017 № отчета по выполнению условий водопользования водного объекта (его части) в срок до 10.10.2018, а также по Договору от 07.03.2018 № в срок до 10.10.2018 отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий, то факт совершения последним указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.

В указанной части (несвоевременное предоставление отчетов за 3-й квартал 2018 года в срок до 10.10.2018 года) должностное лицо привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, назначенный штраф соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.6 КоАП РФ.

Доводы об отсутствии у должностного лица обязанности по предоставлению отчетов, ввиду отсутствия на предприятии разработанной и согласованной Программы ведения регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной противоречат условиям договоров, заключенных с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и основаны на ошибочном толковании норм законодательства.

Таким образом, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица, при рассмотрении дела не установлено.

Приведенные заявителем доводы о возможности признания правонарушений малозначительными и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом отклоняются по следующим основаниям.

В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, судом не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих признать выявленное правонарушение малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для вывода о виновности ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения в части нарушения установленных договорами сроков предоставления отчетов за 3-й квартал 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Жалобу ФИО1 на постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 о назначении административного наказания от 03 декабря 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора ГУП РК «СОК «Руссия» ФИО1 – удовлетворить частично.

Исключить из состава административного правонарушения выводы должностного лица о не предоставлении ГУП РК «СОК «Руссия» по Договору от 16.11.2017 № отчетов по выполнению условий водопользования водного объекта (его части) в срок до 10.01.2018, до 10.04.2018, до 10.07.2018 и программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохранной зоны, а также по Договору от 07.03.2018 № в срок до 10.04.2018, до 10.07.2018 отчетов о выполнении плана водоохранных мероприятий и программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и водоохраной зоны.

В остальной части оставить жалобу без удовлетворения, постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 о назначении административного наказания от 03 декабря 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора ГУП РК «СОК «Руссия» ФИО1 оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти дней через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья: Ю.С. Кононова