Дело № 12-36/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Сердобск 24 июля 2019 года
Судья Сердобского городского суда Пензенской области Филь А.Ю.,
с участием представителя Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» ФИО1, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» на постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № от 27.05.2019 года в отношении Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № от 27.05.2019 года Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» (далее - ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 руб.
ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области, будучи не согласным с указанным постановлением, подало на него жалобу, в которой просило обжалуемое постановление отменить как незаконное, производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя тем, что ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области является казенным учреждением. В процессе деятельности учреждение пользовалось недрами в рамках федерального законодательства и на основании лицензии ПНЗ 00330 ВЭ от 21.04.1999 года, которая выдавалась учреждению ЯК 7/6 сроком до 21.04.2019 года. Данная лицензия по истечению срока была заменена на лицензию № от 24.04.2019 года. За период с 1999 года учреждение было неоднократно переименовано по инициативе учредителя, которым является ФСИН России. Смена названия учреждения происходила: 17.02.1999 года - на основании постановления главы администрации г. Сердобска Пензенской области № 93 о перерегистрации учредительных документов учреждения ЯК 7/6, при передаче уголовно-исполнительной системы из МВД РФ в ведение Минюста РФ и в соответствии с п. 1.1 Положения об учреждении ЯК 7/6 ГУИН Минюста России по УИН Пензенской области получено сокращенное название - Учреждение ЯК 7/6; 12.03.2002 года - на основании заявления и приказа Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области № 38 от 06.02.2002 года и в соответствии с постановлением главы администрации г. Сердобска Пензенской области № 161 о перерегистрации Положения о Государственном лечебном исправительном учреждении ЯК 7/6 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области учреждение переименовано из учреждения ЯК 7/6 ГУИН Минюста России по УИН Пензенской области в Государственное лечебное исправительное учреждение ЯК 7/6 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области; 29.03.2005 года - на основании приказа ФСИН № 203 об утверждении положений об учреждениях, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, в целях реализации указов Президента РФ переименовано в федеральное государственное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области»; 09.04.2008 года - на основании приказа ФСИН № 236 о переименовании и внесении изменений в положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, положения и уставы подчиненных ему учреждений, переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области»; 14.04.2011 года - на основании приказа ФСИН № 226 об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, переименовано в федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области». В настоящий момент учреждение имеет наименование федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области». За весь период действия учреждения, с момента его постановки 06.12.1993 года на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации и по настоящее время, ОГРН <***>, ИНН <***>, присвоенные 06.12.1993 года, не менялись, деятельность учреждения не приостанавливалась, ликвидация учреждения не проводилась. Земельный участок, на котором расположены скважины, находится в собственности Российской Федерации, закреплен за ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду не передавался, соответственно лицензию на право пользования недрами ГУП учреждение 7/6 ГУИН Минюста по УИН Пензенской области получить не могло.
Представитель ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, что считает постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № от 27.05.2019 года законным и обоснованным, подтвердил обстоятельства, указанные в акте проверки № от 26.04.2019 года, протоколе об административном правонарушении № от 15.05.2019 года, постановлении о назначении административного наказания № от 27.05.2019 года, и пояснил, что в лицензии на право пользования недрами № от 21.04.1999 года указано, что лицензия выдана Учреждению ЯК 7/6, в лицензии на право пользования недрами № от 21.04.1999 года и приложениях к ней указано Учреждение ЯК 7/6, ГУП учреждение 7/6 ГУИН Минюста по УИН Пензенской области, ГУП учреждение 7/6 УИН Минюста России по Пензенской области в лицензии на право пользования недрами № от 21.04.1999 года и приложениях к ней не поименованы.
Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии со ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области на основании приказа о проведении плановой выездной проверки №/п от 20.03.2019 года в период с 01.04.2019 года по 26.04.2019 года проведена плановая выездная проверка ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области, задачи проверки - оценка соответствия деятельности ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области требованиям действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлены акт проверки № от 26.04.2019 года и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № от 15.05.2019 года в отношении ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 15.05.2019 года, оспариваемого постановления о назначении административного наказания № от 27.05.2019 года, в ходе проверки установлено, что в нарушение cт. 9, ст. 11 Закона РФ «О недрах» ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области осуществляет добычу пресной подземной воды из артезианской скважины, пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Как указано в протоколе об административном правонарушении № от 15.05.2019 года, оспариваемом постановлении о назначении административного наказания № от 27.05.2019 года, в ходе проверки представлена лицензии на право пользования недрами №, выданная государственному унитарному предприятию учреждение 7/6 ГУИН Минюста по УИН Пензенской области 21.04.1999 года, однако государственное предприятие учреждение 7/6 УИН Минюста России по Пензенской области (ИНН - <***>) прекратило свою деятельность 11.10.2007 года.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 19.07.2019 года, ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области, ОГРН <***>, сведения о регистрации: способ образования - создание юридического лица до 01.07.2002, регистрационный номер, присвоенный до 01.07.2002, - 273, сведения об учете в налоговом органе: ИНН <***>, дата постановки на учет - 06.12.1993 года.
Как следует из п. 1.2 Положения о ФГУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области, условное наименование - Учреждение ЯК-7/6.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 19.07.2019 года, Государственное унитарное предприятие учреждения 7/6 ГУИН Минюста по УИН Пензенской области, сведения о регистрации: способ образования - создание юридического лица до 01.07.2002, дата регистрации до 01.07.2002 - 01.12.1993 года, сведения об учете в налоговом органе: ИНН <***>, дата постановки на учет - 31.10.2000 года, сведения о прекращении: способ прекращения - ликвидация юридического лица, дата прекращения - 11.10.2007 года.
В тоже время, в лицензии на право пользования недрами № от 21.04.1999 года указано, что лицензия выдана Учреждению ЯК 7/6, срок окончания действия лицензии - 21.04.2019 года, в лицензии на право пользования недрами № от 21.04.1999 года и приложениях к ней указано Учреждение ЯК 7/6, ГУП учреждение 7/6 ГУИН Минюста по УИН Пензенской области, ГУП учреждение 7/6 УИН Минюста России по Пензенской области в лицензии на право пользования недрами № от 21.04.1999 года и приложениях к ней не поименованы.
Приведенные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении и являются исключающими наличие в деянии ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № от 27.05.2019 года в отношении ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с прекращением производства по данному делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ЛИУ № 6 УФСИН России по Пензенской области на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в его деянии состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № от 27.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Филь А.Ю.