ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/19КОПИ от 21.03.2019 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 12-36/2019 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

21 марта 2019 года

Город Слободской Кировской области

Судья Слободского районного суда Кировской области Смолина А.Н. при секретаре Кашиной М.Г.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 № 171 от 31.01.2019 о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 № 171 от 31.01.2019 ФИО1, как должностное лицо – глава администрации Шестаковского сельского поселения Слободского района Кировской области, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КОАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 2000 (две тысячи) руб.

ФИО1 подал жалобу на постановление, указывая, что допущенное правонарушение является малозначительным.

В судебном заседании ФИО1 на доводах жалобы настаивал. Пояснил, что все недостатки устранены.

Административный орган, вынесший постановление, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя, указывая, что правонарушение не может быть признано малозначительным.

Изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Частью 1 статьи 5.27.1 КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Как установлено материалами дела, ФИО1, являясь должностным лицом – главой администрации Шестаковского сельского поселения Слободского района Кировской области, не обеспечил выполнение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Так, согласно п.5 ст.15 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу пункта 6 ст.15 названного закона работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Данные требования не выполнены: отсутствуют подписи работников, подтверждающие ознакомление с результатами проведения специальной оценки условий труда; результаты данной оценки не размещены на официальном сайте.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Как следует из пунктов 8, 19, 22, 23 Порядка работодатель обязан организовать учет выданных направлений на медицинские осмотры, разработать поименные списки на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, и направить данные списки в медицинскую организацию в установленный срок.

Данные требования не выполнены: не организован учет выданных направлений на медицинские осмотры, не разработаны поименные списки и, соответственно, не направлены в медицинскую организацию.

В соответствии с п.2.1.3, 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

В ходе проверки установлено, что отсутствует журнал целевого инструктажа и программа первичного инструктажа.

Согласно п.6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Такой локальный нормативный акт отсутствует.

Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.

Согласно ст.ст.7, 9 Положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии). Политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Положение о СУОТ и Политика по охране труда отсутствуют.

Как следует из представленных суду документов, допущенные недостатки устранены незамедлительно в полном объеме: работники под подпись ознакомлены с результатами проведения специальной оценки условий труда, результаты данной оценки не размещены на официальном сайте; организован учет выданных направлений на медицинские осмотры, разработаны поименные списки; имеется в наличии журнал целевого инструктажа и программа первичного инструктажа; локальным нормативным актом работодателя утверждены нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; разработано Положение о СУОТ и Политика по охране труда.

Каких-либо негативных последствий для работников не наступило. Выявленные нарушения несущественны, носят технический характер.

ФИО1 является главой сельского поселения с незначительным числом работающих в администрации лиц - 13.

Виновное лицо осознает противоправность содеянного, в совершении указанного правонарушения раскаивается.

Соответственно, допущенное нарушение не повлекло негативных последствий. Доказательств обратного суду не представлено.

Доводы административного органа о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников носят предположительный, декларативный характер. При этом жалоб от работников о нарушении их трудовых прав не поступало, иного материалы дела не содержат: проведена специальная оценка условий труда, направления на медицинские осмотры выдаются, медосмотры проводятся своевременно, инструктажи проводятся, специальная одежда, обувь выдается, мероприятия по охране труда проводятся.

Таким образом, совершенное деяние, хотя формально и содержит состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о малозначительности указанного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, а также с учетом материального положения должностного лица, привлеченного к ответственности, суд считает обоснованными доводы жалобы о малозначительности.

Если малозначительность административного правонарушения установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 № 171 от 31.01.2019 о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КОАП РФ, отменить.

На основании ст.2.9 КОАП РФ производство по делу прекратить за малозначительностью, ограничившись устным замечанием.

Решение обжалуется в Кировский областной суд в течение 10 дней.

Судья подпись Смолина А.Н.