Дело № 12-36/2020
18MS0066-01-2019-001379-90
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Можга 14 мая 2020 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
10.02.2020 г. постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Можги – мировым судьей судебного участка № 1 Можгинского района Удмуртской Республики прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Технотэк» Санниковой Ирины Ивановны на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) Орлов А.В. с указанным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить и принять новое решение о привлечении Санниковой И.И. к административной ответственности.
Жалоба мотивирована тем, что статья 64.2 ГК РФ оперирует понятием «прекращение недействующего юридического лица», подразумевая под этим исключение из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Из приведенной нормы следует, что прекращение юридического лица представляет собой юридически закрепленное путем внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ прекращение деятельности юридического лица, влекущее за собой невозможность этого юридического лица в дальнейшем приобретать и осуществлять (выполнять) права и обязанности от своего имени и каким-либо образом участвовать в гражданском обороте. В пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2013 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" суд прямо назвал исключение юридического лица из ЕГРЮЛ «административным порядком ликвидации юридического лица». Совокупность обстоятельств прекращения юридического лица (отсутствие воли, как элемента юридического состава, необходимого для прекращения юридического лица, правовые последствия такого порядка прекращения и характер правопреемства) позволяет отнести исключение юридического лица из ЕГРЮЛ к особому порядку принудительной ликвидации юридического лица. Данный порядок принудительной ликвидации можно именовать административным, упрощенным или внесудебным.
Кроме того, в пункте 2 ст. 64.2 ГК РФ говорится о том, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
По мнению заявителя, требование пункта 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ также подлежит исполнению должностными лицами юридических лиц в случае прекращения их деятельности путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц, поскольку иных норм, регулирующих данный вопрос, законодательством не предусмотрено и под ликвидацией юридического лица подразумеваются все способы прекращения его деятельности. В противном случае, неисполнение вышеуказанных требований законодательства повлечет неблагоприятные правовые последствия для застрахованных лиц, осуществляющих трудовую деятельность в ликвидированных юридических лицах при назначении им страховой пенсии. Не представление сведений, предусмотренных пунктами 2-2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, в указанные сроки, в дальнейшем также делает невозможным их представление.
Суд в обжалуемом постановлении указывает, что на момент окончания периода представления ООО «Технотэк» сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, юридическое лицо прекратило свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ. У Санниковой И.И., не являющейся по состоянию на 01.03.2020 г. директором данного юридического лица, обязанность представлять сведения отсутствует. Таким выводом суд лишает возможности защитить права застрахованных лиц на предоставление необходимых сведений. Позиция суда по отказу в привлечении к административной ответственности по указанным основаниям будет способствовать появлению случаев, когда виновное лицо освобождается от ответственности по формальным основаниям.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) Орлов А.В., привлекаемое лицо Санникова И.И. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
На основании ч. 2 ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Санниковой И.И. вменяется в вину тот факт, что, являясь директором Общества с ограниченной ответственностью «Технотэк» с 17.04.2017 г. по 19.06.2019 г., она не представила в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". А именно, Санниковой И.И. не представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год не позднее 19 июня 2019 года.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что запись об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица ООО «Технотэк» внесена 19.06.2019 г. в связи с принятием соответствующего решения налоговым органом. Представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица уполномоченным ООО «Технотэк» лицом, в том числе Санниковой И.И., не осуществлялось. Поэтому нет оснований считать, что 19 июня 2019 года является датой окончания периода представления ООО «Технотэк» сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. Момент окончания периода представления ООО «Технотэк» сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на момент рассмотрения дела не наступил в соответствии с пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, состоит в непредставлении в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии со ст. 8, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту Федеральный закон N 27-ФЗ) на страхователя возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Сроки представления сведений и их состав установлены статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, общий срок предоставления сведений установлен пунктом 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, которым предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлен специальный порядок представления соответствующих сведений в органы Пенсионного фонда:
- При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
- При реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
- При прекращении у страхователя-работодателя статуса адвоката, полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, не позднее дня прекращения статуса адвоката, полномочий нотариуса.
Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (СЗВ-СТАЖ).
Как следует из протокола об административном правонарушении, директору ООО «Технотэк» Санниковой И.И. вменяется нарушение общего срока предоставления сведений, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Исходя из положений названной нормы, за 2019 год срок предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ, наступает не позднее 1 марта 2020 года.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 25.02.2019 г. налоговым органом в отношении ООО «Технотэк» принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
19.06.2019 г. налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица ООО «Технотэк» по причине недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
В соответствии со ст. 64.2 КоАП РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 ст. 64.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ и пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В пункте 1 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Таким образом, с момента внесения указанной записи в ЕГРЮЛ организация утрачивает статус юридического лица и, как следствие, с этого момента не является страхователем по смыслу Федерального закона N 27-ФЗ, у такой организации прекращается обязанность по представлению сведений о страховом стаже застрахованных лиц.
Несмотря на то, что привлекаемому лицу вменяется нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в протоколе об административном правонарушении административный орган указал, что соответствующая обязанность Санниковой И.И. не была исполнена по 19.06.2019 г. (по дату исключения Общества из ЕГРЮЛ).
В то же время, принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и его последующее исключение из ЕГРЮЛ не изменяет общего срока предоставления сведений о страховом стаже застрахованных лиц, установленного пунктом 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и не влечет обязанность по досрочному предоставлению таких сведений. То есть на 19.06.2019 г. обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ у директора ООО «Технотэк» Санниковой И.И. за 2019 год отсутствовала.
Специальный порядок и срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в случае исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ законодательно не установлен.
Ссылка в жалобе на п. 2 ст. 64.2 ГК РФ о том, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ имеет те же правовые последствия, что и ликвидация, в связи с чем подлежит применению пункт 3 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, является несостоятельной.
Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и ликвидация юридического лица являются не тождественными понятиями, а самостоятельными способами прекращения юридического лица (п. п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ, пп. "и" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Как указано выше, правовым последствием ликвидации юридического лица является прекращение его правоспособности (п. 3 ст. 49, п. 1 ст. 61 ГК РФ). В пункте 3 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлены специальные сроки предоставления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.4 данной статьи, а не правовые последствия ликвидации юридического лица.
Нарушение сроков, предусмотренных пунктом 3 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, Санниковой И.И. в вину не вменялось. Порядок ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 63 ГК РФ, при исключении недействующего юридического лица не применяется.
Учитывая вышеизложенное, производство по настоящему делу обоснованно прекращено мировым судьей в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Можги Удмуртской Республики - мирового судьи судебного участка № 1 Можгинского района Удмуртской Республики от 10 февраля 2020 года в отношении Санниковой Ирины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, - оставить без изменения.
Жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) - оставить без удовлетворения.
Решение обжалованию и опротестованию в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья- Кожевникова Ю.А.