ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/20 от 15.06.2020 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-36/2020

УИД 29RS0011-01-2020-000301-86

РЕШЕНИЕ

15 июня 2020 года село Верхняя Тойма

Судья Красноборского районного суда Архангельской области Королева Я.А., рассмотрев жалобу администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» на постановление исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Верхнетоемскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Томилова И.Л. от 27 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности юридического лица – администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Верхнетоемскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Томилова И.Л. от 27 февраля 2020 года № 2/20/29028-АП администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхина Н.В., не согласившись с данным постановлением, обратилась с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу. Полагает вынесенное постановление незаконным и нарушающим права и интересы администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по следующим основаниям. В ОСП по Верхнетоемскому району находится исполнительное производство № 8715/18/29028-ИП, возбужденное на основании решения Красноборского районного суда от 20 декабря 2017 года по делу № 2а-523/2017, которым суд обязал администрацию устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности и привести в соответствие с требованиями законодательства о техническом регулировании автомобильные дороги общего пользования местного значения «Согра-Палова-Белореченский», «Согра-Вадюга», расположенных в границах МО «Горковское» Верхнетоемского района Архангельской области. Отмечает, что администрацией принимались все зависящие от неё меры для исполнения решения суда. Устранение выбоин иных дефектов на автомобильных дорогах «Согра-Палова-Белореченский» и «Согра-Вадюга», относящихся к автомобильным дорогам V категории, происходит путем регулярного восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части данных автомобильных дорог, так как это входит в перечень и объём работ, выполняемых подрядчиками в рамках исполнения муниципальных контрактов от 06 июля 2018 года № 37/18 и от 02 сентября 2019 года № 49/19, заключенных с ИП Толстиковым С.А. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах МО «Горковское». К обязательствам подрядчика относится, в том числе обеспечение качественного выполнения комплекса работ в соответствии с требованиями действующей отраслевой нормативной документации (ОДМ 218.0.000-2003, ГОСТ, СНиП, ВСН), а также указанных контрактов для поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Согласно муниципальной программе МО «Верхнетоемский муниципальный район» «Развитие транспортной системы Верхнетоемского муниципального района (2017-2022 годы)», утвержденной постановлением администрации от 15 ноября 2016 года № 8/46, и перечня автомобильных дорог, в отношении которых планируется проведение ремонта, средства муниципального дорожного фонда распределены следующим образом: в размере 1000 тыс. рублей в 2019 году на ремонт моста через р. Вещаница на автомобильной дороге «Согра-Вадюга», в размере 1000 тыс. рублей в 2020 году на ремонт моста через р. Вензева и путепровода через р. Сегрыж на автомобильной дороге «Согра-Палова-Белореченский» и в размере 2161,3 тыс. рублей на проведение ямочного ремонта и установку дорожных знаков. Требованием судебного пристава-исполнителя ОСП по Верхнетоемскому району от 05 февраля 2020 года установлен срок для выполнения всего комплекса мер в целях исполнения решения суда до 30 апреля 2020 года. Определением Красноборского районного суда от 14 февраля 2020 года администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» предоставлена отсрочка до 31 августа 2020 года исполнения решения Красноборского районного суда Архангельской области от 20 декабря 2017 года по административному делу № 2а-523/2017. Обращает внимание на то, что ОСП по Верхнетоемскому району не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Отмечает, что в протоколе об административном правонарушении от 04 февраля 2020 года указано на неисполнение требования от 07 октября 2019 года, а также установлен срок предоставления документов, свидетельствующих об исполнении решения суда, до 17 декабря 2019 года. Именно непредоставление документов до указанной даты должно являться моментом выявления факта (датой) совершения административного правонарушения. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнетоемскому району в срок, установленный ст. 28.5 КоАП РФ, не был составлен протокол об административном правонарушении. Таким образом, установленные сроки составления протокола об административном правонарушении не были соблюдены. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» и и.о. начальника ОСП по Верхнетоемскому району, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, участия в разбирательстве дела не приняли.

Проверив материалы дела об административном производстве, материалы исполнительного производства и рассмотрев жалобу по существу, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

В силу ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 1 статьи 6 ФЗ об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В соответствии с ч. 11 ст. 30 ФЗ об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 105 ФЗ об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 ).

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Статьей 113 ФЗ об исполнительном производстве установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Из материалов дела следует, что на исполнении в ОСП по Верхнетоемскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу находится исполнительное производство № 8715/18/29028-ИП, возбужденное 23 октября 2018 года, об обязании администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения «Согра–Палова–Белореченский» и «Согра–Вадюга» в границах МО «Горковское» Верхнетоемского района Архангельской области в срок до 01 августа 2018 года; устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности и привести в соответствие с требованиями законодательства о техническом регулировании автомобильные дороги общего пользовании местного значения «Согра–Палова–Белореченский» и «Согра–Вадюга», расположенные в границах МО «Горковское» Верхнетоемского района Архангельской области, а именно устранить на протяжении всей проезжей части автомобильных дорог «Согра–Палова-Белореченский» и «Согра–Вадюга» выбоины и иные повреждения или дефекты, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц с целью обеспечения круглогодичного и безопасного движения по ней, а также в отношении автомобильной дороги «Согра–Вадюга» установить соответствующие дорожные знаки для обеспечения своевременного информирования водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения в срок до 01 августа 2018 года.

Решение суда вступило в законную силу 26 января 2018 года.

Исполнительный лист по настоящему делу был выдан прокурору Верхнетоемского района Архангельской области для принудительного исполнения 25 сентября 2018 года.

Исполнительное производство № 8715/18/29028-ИП возбуждено 23 октября 2018 года.

В связи с неисполнением решения суда судебным приставом-исполнителем 26 декабря 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований до 31 июля 2019 года.

Судебным приставом-исполнителем в администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» 07 октября 2019 года направлено очередное требование, которым предписано в срок до 17 декабря 2019 года выполнить весь комплекс мер направленный на исполнение решения суда.

Судебному приставу-исполнителю 17 января 2020 года от администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» поступило заявление о приостановлении на 10 дней совершения исполнительных действий принудительного характера по исполнительному производству № 8715/18/29028-ИП в связи с тем, что администрация до 25 января 2020 года намерена объявить электронный аукцион на проведение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения «Согра–Вадюга» и обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 января 2020 года исполнительные действия по исполнительному производству отложены на срок с 14 января 2020 года по 27 января 2020 года включительно.

Определением Красноборского районного суда от 14 февраля 2020 года администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» предоставлена отсрочка по административному делу № 2а-523/2017 на срок до 31 августа 2020 года.

Неисполнение администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок (до 17 декабря 2019 года) содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, послужили основанием для составления 04 февраля 2020 года протокола об административном правонарушении и вынесения 27 февраля 2020 года обжалуемого постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения отнесено пунктом 2 части статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Часть 1 статьи 37 ФЗ об исполнительном производстве предусматривает право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как следует из материалов дела, должник по исполнительному производству – администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» 04 февраля 2020 года обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, которое удовлетворено.

Кроме того, из представленных суду материалов видно, что с момента возбуждения исполнительного производства № 8715/18/29028-ИП администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» неоднократно заключала контракты с ИП Толстиковым С.А. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных в границах МО «Горковское», в том числе автодороги «Согра-Палова-Белореченский» и «Согра–Вадюга». В рамках заключенных контрактов регулярно проводились работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог в соответствии с требованиями действующей отраслевой нормативной документации (ОДМ 218.0.000-2003, ГОСТ, СНиП, ВСН).

Таким образом, исходя из существа вынесенного Красноборским районным судом Архангельской области решения от 20 декабря 2017 года, которым на администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности и привести в соответствие с требованиями законодательства о техническом регулировании автомобильные дороги общего пользовании местного значения «Согра–Палова–Белореченский» и «Согра–Вадюга», расположенные в границах МО «Горковское» Верхнетоемского района Архангельской области по настоящее время, факт отсутствия возможности исполнения должником в полной мере требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, является установленным.

Таким образом, вина юридического лица - администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При установленных по настоящему делу обстоятельствах, постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Верхнетоемскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Томилова И.Л. от 27 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности юридического лица – администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Верхнетоемскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Томилова И.Л. от 27 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности юридического лица – администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Я.А. Королева

Копия верна. Судья Я.А. Королева