ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/2014-7-90К от 18.09.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья – Талызина Л.В. Дело №12-36/2014-7-90К

Р Е Ш Е Н И Е

 Великий Новгород 18 сентября 2014 года

 Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр. 1) Жукова Н.А.,

 рассмотрев в порядке пересмотра жалобу И. на постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе Ю. №<...> от <...> года и решение судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 14 июля 2014 года о привлечении И., <...> года рождения, к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 руб.,

у с т а н о в и л:

 <...> года главным специалистом экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе А. в отношении И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, за то, что при проведении обследования объекта надзора земельного участка по адресу: <...> обнаружено, что И. совершил административное правонарушение, выразившееся в том, что на указанной территории земельного участка расположены рабочий цех по производству деревянного пагонажа (принадлежит другому лицу) и комплекс строительных бытовок и строений, приспособленных для проживания иностранных граждан. Размещение работников в помещениях, приспособленных под жилье, произведено без соблюдения установленных Жилищным кодексом РФ (далее – ЖК РФ) норм жилой площади на одного человека менее 6 м в трех помещениях – статья 105 ЖК РФ и пункт 4.3.2 СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», тем самым нарушены требования статьи 23 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 Постановлением заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе Ю. №<...> от <...> года (далее Постановление №<...>) И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

 Не согласившись с указанным выше постановлением, И. подал жалобу в Пестовский районный суд Новгородской области, в которой просил постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе №<...> от <...> года отменить, производство по делу прекратить.

 Решением судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 14 июля 2014 года постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе №<...> от <...> года оставлено без изменения, а жалоба И. – без удовлетворения.

 В поданной в порядке пересмотра жалобе И. выражает несогласие с постановлением №<...> от <...> года и решением судьи Пестовского районного суда Новгородской области, просит их отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что вывод заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области о количестве лиц, проживающих в бытовках, является необоснованным, поскольку сделан только исходя из количества спальных мест, находящихся в помещении, без учета фактического количества проживающих лиц. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена административная ответственность только за превышение количества спальных мест в помещении. Также в обоснование доводов жалобы указывает, что принадлежащие ему и сдаваемые в безвозмездное пользование блокконтейнеры не могут рассматриваться как общежития, поскольку являются нестационарными объектами и не относятся к домам или частям домов.

 В возражениях, поданных на жалобу, прокурор Пестовского района и заместитель начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе (далее – должностное лицо Управление), ссылаясь на необоснованность доводов И., считают решение судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 14 июля 2014 года законным, просят оставить его без изменения.

 При рассмотрении жалобы И., его защитник С. жалобу поддержали по изложенным в ней мотивам, дополнительно пояснив, что при проведении проверки должностным лицом Управления не было учтено, что бытовки не относятся к зданиям общежития, в связи с чем требования Жилищного кодекса РФ на них не распространяются; при проверке прокурором замеры площади бытовок, в которых имелось нарушение норм статьи 105 ЖК РФ, не произведены, а должностным лицом Управления эти обстоятельства ни устанавливались и не проверялись; пункт 4.3.2 СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений» к И. не применим, поскольку он ни относится к субъектам, для которых требования эти санитарные правила являются обязательными.

 На рассмотрение жалобы представитель Управления, прокурор Пестовского района не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли.

 Судья, руководствуясь частью 3 статьи 25.4, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц.

 Заслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности И., его защитника С., проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно положениям статьи 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Из содержания вышеприведенной нормы следует, что объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся, в том числе жилые и общественные помещения, здания, сооружения.

 Из  Постановления №<...> следует, что физическое лицо И. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 6.4 КоАП РФ, выразившееся в следующем: на территории земельного участка, находящегося по адресу: <...> расположены рабочий цех по производству деревянного погонажа (принадлежит другому лицу) и комплекс строительных бытовок и строений, приспособленных для проживания иностранных граждан. Размещение работников в помещениях приспособленных под жилье произведено без соблюдения произведено без соблюдения установленных Жилищным кодексом РФ (далее – ЖК РФ) норм жилой площади на одного человека менее 6 метров в трех помещениях – статья 105 ЖК РФ и пункт 4.3.2 СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», тем самым нарушены требования статьи 23 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 В соответствии со статьей 23 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ) жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1).

 Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается (пункт 2).

 Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3).

 Согласно пункту 4.3.2. СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», утвержденных постановлением от 23 марта 2011 года №23 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным врачом Российской Федерации (далее СП 2.1.22844-11), помещения общежития должны быть обеспечены искусственным освещением.

 Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях. В жилых комнатах, кухнях, помещениях для самостоятельных занятий и медицинского назначения, помещениях культурно-бытового назначения дополнительно к общему может быть предусмотрено местное освещение отдельных функциональных зон.

 В соответствии со статьей 94 ЖК РФ, определяющей назначение жилых помещений в общежитиях, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1); под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (часть 2); жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (часть 3).

 Согласно пункту 1 статьи 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

 Следовательно, для привлечения И. к административной ответственности по статьи 6.4 КоАП РФ должны быть установлены следующие обстоятельства: относятся расположенные на земельном участке по адресу <...>, принадлежащие И. три помещения из числа строительных бытовок и строений, приспособленных для проживания иностранных граждан, к общежитиям, и соответственно распространяются на эти помещения требования приведенных в Постановлении №<...> нормативных правовых актов в части нормы жилой площади на человека, обеспеченности искусственным освещением, технические характеристики этих жилых помещений, позволяющие индивидуализировать их в качестве таковых (конкретных размеры каждого из помещений, их площадь, количество проживающих в каждом их них человек), в каких правоотношениях (в трудовых или гражданско-правовых) состоят иностранные граждане, проживающие в этих помещениях, с физическим лицом И., то есть относятся ли они к числу лиц, в отношении которых у физического лица И. возникла обязанность предоставить жилое помещение по норме, установленной статьёй 105 ЖК РФ, а также выполнить требования, предусмотренные пунктом 4.3.2 СП 2.1.22844-11 и статьёй 23 Федерального закона №52-ФЗ.

 Между тем указанные обстоятельства при вынесении Постановления №<...> должностным лицом Управления, с которым согласился судья Пестовского районного суда, установлены не были.

 Так, признавая И. виновным в нарушении требований статьи 105 ЖК РФ, должностное лицо административного органа в Постановлении №<...> не привел конкретные характеристики в отношении каждого из трех помещений, позволяющих с достоверностью установить, что предоставленные И. для проживания иностранных граждан жилые помещения относятся к общежитию, понятие которого дано в статье 94 ЖК РФ.

 Кроме того, ни должностным лицом Управления, ни судьёй районного суда не дана оценка допустимости использования бытовок в качестве жилых помещений.

 Более того, как следует из объяснений И., его защитника, из справки №<...> от <...> года, выданной Пестовским производственным участком Боровичского отделения Новгородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», на земельном участке, расположенным по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, расположены:

 бытовки деревянные <...> площадью <...> кв.м- три штуки;

 бытовки деревянные <...> площадью <...> кв.м – три штуки;

 блок-контейнеры металлические <...> площадью <...> кв.м – три штуки;

 здание кирпичное <...> площадью <...> кв.м – одна штука.

 Также из объяснений И., его защитника, представленных отделением в Пестовском районе МО №1 УФМС РФ по НО списков иностранных граждан, состоящих на миграционном учете по адресу: <...> по состоянию на <...> года, следует, что в 10 объектах, используемых для проживания иностранных граждан, зарегистрировано и проживало на момент проведения проверки <...> года – 29 человек, притом, что норма предоставления площади на одного человека – 6 кв.м, в указанных помещениях была соблюдена.

 Однако эти обстоятельства должностным лицом Управления при вынесении Постановления №<...> установлены не были, а судьёй районного суда доводы И. и его защитника проверены не были и не опровергнуты.

 Кроме того, должностным лицом Управления в Постановлении №<...> указано, что И. как гражданином (физическим лицом) допущено нарушение пункта 4.3.2 СП 2.1.22844-11.

 Согласно пункту 1.1. раздела I «Общие положения и область применения СП 2.1.2.2844-11»  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -санитарные правила) распространяются на общежития для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе расположенные в студенческих городках, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания работников и обучающихся в общежитиях, предназначенных для их временного проживания.

 Пунктом 1.2. названных СП санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией общежитий.

 Из материалов дела следует, что И. к числу лиц, для которых требования санитарных правил, в том числе пункта 4.3.2 СП 2.1.22844-11, являются обязательными, не относится, он привлечен к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ как физическое лицо.

 Между тем, должностным лицом Управления в нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом Постановлении выводы относительно возложения на И. обязанности по соблюдению требований пункта 4.3.2 СП 2.1.22844-11 не мотивированы.

 Принимая во внимание вышеизложенное, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку это не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

 В связи с отменой Постановления №<...> и решения судьи о привлечении к административной ответственности с возвращением дела на новое рассмотрение, доводы, изложенные И. в жалобе, подлежат проверке уполномоченным органом.

 Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 КоАП РФ, судья

 решил:

 постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе, Заместителя Главного Государственного санитарного врача по Пестовскому району Ю. №<...> от <...> года, которым И., <...> года рождения, привлечен к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 руб., и решение судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 14 июля 2014 года, которым указанное постановление оставлено без изменения, отменить.

 Дело направить на новое рассмотрение в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе.

 Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

 Судья Н.А. Жукова