РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
11 июля 2014 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.,
рассмотрев материал № 12-36/14 по жалобе должностного лица - главы сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности заместителя главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 №0141 от 29 мая 2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
В Сызранский районный суд поступила жалоба от должностного лица - главы сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности - заместителя главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 № 0141 от 29.05.2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима, за что ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе должностное лицо ФИО1 не согласился с вынесенным в отношении него постановлением, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Так в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверке на территории сельского поселения Старая Рачейка м.р. Сызранский были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности. Им, как должностным лицом - Главой сельского поселения Старая Рачейка для устранения выявленных нарушений были приняты меры, а именно: ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.п. Старая Рачейка № утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с.п. Старая Рачейка на 2014 год. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации с.п. Старая Рачейка № утверждено положение о добровольной пожарной охране на территории с.п. Старая Рачейка. ДД.ММ.ГГГГ администрацией с.п. Старая Рачейка была приобретена и установлена сирена рупорного типа Ademco-702. ДД.ММ.ГГГГ был произведен комплекс пуско-наладочных работ по монтажу оборудования для системы речевого оповещения и настройки речевого оборудования. ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения с.п. Старая Рачейка. Администрацией с.п. Старая Рачейка разрабатываются памятки о мерах пожарной безопасности в быту для личных жилых домов, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности на территории своих домовладений и территории поселений. Также вся необходимая информация о мерах пожарной безопасности размещается в газете «Вестник Старой Рачейки» от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации с.п. Старая Рачейка № утвержден План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в пожароопасный весеннее-летний период 2014 года на территории с.п. Старая Рачейка. ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание комиссии по ЧС при администрации с.п. Старая Рачейка, на котором был утвержден план мероприятий по предупреждению возникновения пожарной безопасности на территории с.п. Старая Рачейка. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка подъездов к водоемам сел <данные изъяты> и <данные изъяты> и возможности забора воды пожарными машинами. Согласно данной проверки подъезды к водоемам находятся в удовлетворительном состоянии, имеются площадки для забора воды. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка пожарных гидрантов. Согласно данной проверки проверено 37 пожарных гидрантов, обнаружено неисправных 9, проверено 17 водоемов, из них неисправен 1. ДД.ММ.ГГГГ была произведена опашка лесных массивов, населенных пунктов на территории с.п. Старая Рачейка. Согласно письма Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № все леса Самарской области отнесены к защитным лесам и мероприятия включающие противопожарное обустройство лесов посредством выполнения противопожарных разрывов связанное с проведением сплошной вырубки леса, противоречит действующему законодательству в области лесных отношений. ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.п. Старая Рачейка утвержден график расположения точек личного освещения с учетом внесенных изменений. Согласно выписки из домовой книги № за 2014 год на территории <адрес> никто не зарегистрирован. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением своих служебных обязанностей. Как Глава с.п. Старая Рачейка он не является субъектом данного правонарушения, так как в его действиях не усматривается неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей по невыполнению требований пожарной безопасности. Просит постановление о назначении административного наказания № 0141 от 29.05.2014 года отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании глава городского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области ФИО1 доводы своей жалобы поддержал и дополнил, что его вины нет, просит его жалобу удовлетворить, постановление ОНД отменить.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении - заместитель начальника отдела надзорной деятельности - заместитель начальника ОНД заместитель Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки на территории сельского поселения Старая Рачейка м.р. Сызранский были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, за что глава сельского поселения Старая Рачейка привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ считает законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Рассмотрев жалобу, заслушав ФИО1, должностное лицо ОНД ФИО3, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 20.4 частью 2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима.
Согласно постановления №0141 от 29.05.2014 года глава администрации сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за то, что нарушил требования пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а именно:
Не реализуются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; Не разработаны целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (имеется программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры с.п. Старая Рачейка в которой предусмотрено ремонт дорог и водопровода); Не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара; Не обеспечена связь и оповещения населения о пожаре; Не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды и источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и в прилегающих к нему территориях; В населенных пунктах сельского поселения Старая Рачейка с числом жителей более 50 человек, размещение (расстановка) имеющихся источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения) не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности - нормативное расстояние обслуживания источниками противопожарного водоснабжения зданий превышает 200 метров; Тупиковый водопровод для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды в населенном пункте <данные изъяты> имеет длину более 200 метров. На тупиковом водопроводе не выполнено устройство противопожарного резервуара или водоема, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика; Проверка исправности источников наружного противопожарного водоснабжения не проведена; Для населенных пунктов сельского поселения, расположенных или прилегающих к лесным массивам не разработаны мероприятия, исключающие возможность, переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; 11. Освещение подъездов к противопожарным водоисточникам отсутствует;
12. Населенный пункт Гремячий расположен за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова,
чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правила Противопожарного режима в РФ; Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»; строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» приложение 1 п.5*; Федеральный закон РФ от 22.07.08 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (л.д.4-7).
Между тем судом установлено, что глава сельского поселения Старая Рачейка ФИО1 выполнял мероприятия для устранения нарушений пожарной безопасности:
По первому нарушению, указанному в постановлении ОНД, главой администрации приняты следующие меры: ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации сельского поселения Старая Рачейка установлен особый противопожарный режим на территории с.п. Старая Рачейка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
По второму нарушению главой сельского поселения приняты следующие меры: ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.п. Старая Рачейка № утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с.п. Старая Рачейка на 2014 год (л.д.29-38); ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации с.п. Старая Рачейка № утверждено Положение о добровольной пожарной охране на территории с.п. Старая Рачейка (л.д.39-46); ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии по ЧС при администрации с.п. Старая Рачейка, утвержден план мероприятий по предупреждению возникновения пожарной безопасности на территории с.п. Старая Рачейка (л.д.47-49). ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации с.п. Старая Рачейка утвержден План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в пожароопасный весенне-летний период 2014 года на территории с.п. Старая Рачейка (л.д.14-16). Тем самым суд считает, что главой сельского поселения приняты меры к осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, что входит в утвержденную им программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры с.п. Старая Рачейка на 2014 год. Кроме того, судом установлено, что конкретной муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности не разработано, однако согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принятие муниципальных программ является не обязанностью сельских поселений, а правом. Это подтверждается и письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.09.2011г. В сельском поселении Старая Рачейка имеется программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения Старая Рачейка, в которой предусмотрен капитальный ремонт наружного водопровода по улице <данные изъяты>, что также относится к мерам противопожарного режима.
По третьему нарушению выполнено следующее: ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения с.п. Старая Рачейка (л.д.43-46). Доказательств того, что в сельском поселении имеет место какой-либо проезд, который был на момент осмотра загроможден, либо было невозможно проехать по дорогам общего пользования, суду не представлено, из представленных ОНД документов этого не усматривается, глава сельского поселения это отрицает.
По четвертому пункту нарушений выполнено следующее: ДД.ММ.ГГГГ произведен комплекс пуско-наладочных работ по монтажу оборудования для системы речевого оповещения и настройки речевого оборудования (л.д.40-42). Кроме того, в населенных пунктах сельского поселения имеется сотовая связь.
По пятому пункту нарушений выполнено следующее: администрацией с.п. Старая Рачейка разрабатываются памятки о мерах пожарной безопасности в быту для личных жилых домов, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности на территории своих домовладений и территории поселений (л.д.11-13). Также вся необходимая информация о мерах пожарной безопасности размещается в газете «Вестник Старой Рачейки» от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-28). Судом установлено, что памятки раздаются населению, на общих собраниях и сходах эти вопросы поднимаются постоянно.
По шестому пункту нарушений - в <данные изъяты> и <адрес> имеются искусственные пруды, ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка возможности подъезда пожарных машин и забора воды из открытых водоемов <данные изъяты> и <данные изъяты>. Согласно данной проверки подъезды к водоемам находятся в удовлетворительном состоянии, имеются площадки для забора воды (л.д.50). Доказательств того, что в сельском поселении не созданы условия в любое время года для забора воды суду не представлено, из представленных ОНД документов этого не усматривается, глава сельского поселения это отрицает.
По седьмому нарушению - для выполнения данного нарушения по установлению гидрантов с определенным радиусом действия, необходимо наличие централизованного водоснабжения во всех населенных пунктах. Вместе с тем установлено, что в селе <данные изъяты> не на всех улицах имеется центральное водоснабжение. Для осуществления в полной мере данного требования с учетом расстояния между пожарными гидрантами в 200 метров сельскому поселению необходимо построить водопроводную сеть, администрацией сельского поселения подана заявка на участие в областной программе «Чистая вода». ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей Старая Рачейка № утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с.п. Старая Рачейка на 2014 год, в которой предусмотрен капитальный ремонт наружного водопровода по улице <данные изъяты> (л.д.29-38).
По восьмому нарушению - для выполнения данного нарушения необходимо установить водонапорную башню, для этого администрацией с.п. Старая Рачейка подана заявка на участие в областной программе «Чистая вода». Гидранты на тупиковом водопроводе имеются, они укладываются в нормативы.
По девятому нарушению - ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка пожарных гидрантов. Согласно данной проверке проверено 37 пожарных гидрантов, обнаружено 9 неисправных, проверено 17 водоемов, из них один неисправен (л.д.51). Выявленное ОНД нарушение по составлению суточных актов по пожарным гидрантам связано с внесением изменений в Федеральный закон, так как ранее проверка пожарных гидрантов проводилась совместно с пожарной частью и с использованием их техники. В настоящее время это запрещено, и данные обязанности возложены на организации, обслуживающие водопроводные сети. Вины главы сельского поселения суд в этом не усматривает.
По десятому пункту нарушений установлено, что населенные пункты сельского поселения застроены давно, требований о необходимости расстояния от границ застройки сельских поселений до лесного массива менее 15 метров ранее законом не предусматривалось, перенос жилых домов по <адрес> (расположен в лесном массиве) от государственного лесного фонда невозможен. Вместе с тем главой поселения принимаются меры к разрешению данного вопроса, так как им, наряду с другими главами поселений, было направлено письмо в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в котором предлагалось осуществить вырубку леса, чтобы отдалить жилые дома от лесного фонда. Однако из министерства поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указано, что предлагаемое мероприятие, включающее противопожарное обустройство лесов посредством выполнения противопожарных разрывов, связанное с проведением сплошной вырубки леса, противоречит действующему законодательству в области лесных отношений. Администрацией с.п. Старая Рачейка проведены мероприятия по опашке лесных массивов, населенных пунктов на территории с.п. Старая Рачейка (л.д.52-53).
По одиннадцатому пункту нарушений - ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.п. Старая Рачейка утвержден график расположения уличного освещения с учетом внесенных изменений. Уличное освещение территории осуществляется 52-мя лампами за счет администрации сельского поселения, повышать данный лимит они не могут, освещение прилегающих к организациям территорий осуществляется за счет этих организаций, освещение у домов - за счет жителей. Места установления светильников на территориях общего пользования определяются Собранием представителей, так как администрация может содержать и оплачивать 52 светильника, на большее количество денежных средств нет. Администрация с.п. Старая Рачейка попали в пятый пункт программы по «Энергосбережению», где им установят счетчики и фотоэлементы.
По двенадцатому нарушению, установленному ОНД, установлено, что поселок <данные изъяты> расположен за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту выезда, разница в нормативном времени прибытия составляет 6 минут. В связи с этим ОНД предлагается администрации сельского поселения создание муниципальной пожарной охраны, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к правам органов местного самоуправления поселения, не отнесенных к вопросам местного значения. Глава поселения, наряду с другими главами поселений принимали меры к решению данного вопроса, ими было направлено обращение к Президенту РФ, в связи с чем из Министерства регионального развития Российской Федерации 02.09.2011 г. поступил ответ, в котором также разъясняется, что создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Глава сельского поселения в судебном заседании пояснил, что в <данные изъяты> никто не зарегистрирован, в летний период проживают две семьи в двух домах.
В соответствие со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Постановлением администрации сельского поселения Старая Рачейка Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения Старая Рачейка установлен особый противопожарный режим. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Судом установлено, что главой сельского поселения Старая Рачейка принимаются все необходимые меры для соблюдения требований пожарной безопасности на территории сельского поселения Старая Рачейка, неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей в части выполнения требований пожарной безопасности со стороны главы сельского поселения Старая Рачейка ФИО1 судом не выявлено. Кроме того, проведение органом пожарного надзора проверки соблюдения требований пожарной безопасности непосредственно в период особого противопожарного режима не влечет за собой одновременно административную ответственность по части 2 ст. 20.4 КоАП РФ, так как указанные в постановлении ОНД нарушения хоть и были выявлены в период особого противопожарного режима, но причина их не исполнения не связана с этим периодом.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности заместителя главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 №0141 от 29 мая 2014 года подлежит отмене, а производство по делу в отношении должностного лица - главы сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский ФИО1 подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ. Жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу главы сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО2 №0141 от 29 мая 2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ должностное лицо - главу сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области ФИО1 с назначением административного штрафа в размере 15000 рублей отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.
Судья-