Дело № 12 - 36/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
28 июля 2015 года судья Тюлячинского районного суда Республики Татарстан Г.Ф. Сафиуллина, при секретаре Л.С. Каюмовой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тукаш» на постановления старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьянова от 28 мая 2015 года №292, №294 о назначении в соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде административных штрафов в размере <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
28 мая 2015 года государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тукаш» (далее - ООО «Тукаш») за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьянова от 28 мая 2015 года №292 ООО «Тукаш» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьянова от 28 мая 2015 года №294 ООО «Тукаш» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Представитель ООО «Тукаш» - Ф.Ф. Хакимьянов (копия доверенности в деле) обратился с жалобами на указанные постановления, которые просит отменить, указав, что при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении представитель привлекаемого юридического лица не присутствовал, о месте и дате проверки не был извещен. Кроме того, факт совершения административного правонарушения не доказан.
Представитель ООО «Тукаш» - Ф.Ф. Хакимьянов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие представителя.
Представитель Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представлен отзыв на жалобу, в котором выражено несогласие с доводами заявителя.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях, оценив доводы жалоб, прихожу к следующему.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
В соответствии с требованиями статьей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, законодательством не ограничены доказательства, которыми может быть подтвержден факт совершения административного правонарушения.
Установлено, что постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьянова от 28 мая 2015 года №292 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>. Постановление мотивировано тем, что заявителем нарушены положения статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьянова от 28 мая 2015 года №294 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размер <данные изъяты>. Постановление мотивировано тем, что заявителем нарушены положения частей 2, 3 статьи 14, статьи 15, части 1 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, заместителем министра, Главным государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Р.Х. Низамовым 15 апреля 2015 года издано распоряжение о проведении проверки соблюдения законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности. Период проведения проверки установлен с 17 апреля 2015 года по 19 мая 2015 года.
Согласно акту проверки №1466 от 14 мая 2015 года, проведенной на основании указанного распоряжения, выявлено следующее:
- в нарушение положений статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на земле предприятия ООО «Тукаш», находящегося в <адрес>, допущен сброс отходов производства и потребления на почву, а именно: отходы полиэтилена, строительные отходы, древесные отходы, отходы шифера на общей площади 143 кв.м., объемом 57 м3;
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещено размещение отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, недра и на почву.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
- не составлены и не согласованы в установленном порядке паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе деятельности предприятия, а именно: прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным отходы (осадки) из выгребных ям, отходы антифризов картриджи печатающих устройств тонера менее 7% отработанные, автомобильные воздушные фильтры отработанные, автомобильные масляные фильтры отработанные, изношенная рабочая одежда загрязненная производственной пылью (без выраженных специфических загрязнений), лом и отходы, содержащие сплавы цветных металлов, мусор кухонь и организаций общественного питания несортированные, мусор складских помещений, отходы нитроэмали, отходы хлопчатобумажные одноразовые обеззараженные медицинских учреждений, перчатки латексные одноразовые обеззараженные (дезинфицированные) отработанные, тара железная, загрязненная засохшими лакокрасочными материалами, не содержащая растворителем и тяжелые металлы, шлам очистки трубопроводов и емкостей от разнородных нефтепродуктов, чем нарушены положения частей 2, 3 статьи 14, статьи 15, части 1 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 2).
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3).
- не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (отсутствует технический отчет о неизменности технологического процесса за период с 18 апреля 2014 года по 18 апреля 2015 года Л.52.140.12), чем нарушены положения части 1 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 89 указанного Федерального закона).
- не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, переданных отходов производства и потребления, чем нарушены положения части 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
- отсутствует свидетельство об обучении специалиста в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и по обращению с отходами I - IV класса опасности, чем нарушены положения статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
- отсутствуют документы, подтверждающие факты передачи отходов производства и потребления на утилизацию сторонним организациям, имеющим лицензию на деятельность в области обращения с опасными отходами, чем нарушены положения части 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
На основании выявленных нарушений в отношении ООО «Тукаш» возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьяновым от 28 мая 2015 года №292 ООО «Тукаш» подвергнуто административному наказанию по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Постановлениями старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьяновым от 28 мая 2015 года №294 ООО «Тукаш» подвергнуто административному наказанию по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении проверки от 15 апреля 2015 года, актом проверки от 14 мая 2015 года №1466, предписанием от 14 мая 2015 года №1466, протоколами об административных правонарушениях от 14 мая 2015 года № 022320, 022318.
Судья не усматривает в действиях заявителя отсутствие состава административного правонарушения. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Организация, в процессе деятельности которой образуются отходы производства и потребления, обязана соблюдать положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды». Нарушение вышеуказанных правовых норм представляет значительную угрозу общественным интересам.
Доводы заявителя о проведении проверки без участия представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие, суд признает несостоятельными, поскольку в протоколе об административном правонарушении, акте проверки указано об отказе директора ООО «Тукаш» Р.Н. Хайриева от подписи.
Иные доводы, на которые заявитель ссылается в жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, а потому не влекут оснований для пересмотра обжалуемого постановления.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При вынесении вышеуказанных постановлений должностным лицом эти положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были учтены.
В соответствии с требованиями статьи 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ООО «Тукаш», совершив административные правонарушения, предусмотренные статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обжалуемые постановления должностного лица подлежат изменению в части назначенного административного наказания.
Требования о признании предписания от 14 мая 2015 года №1466 не могут быть рассмотрены в рамках данного дела, поскольку подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
Р Е Ш И Л:
Жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тукаш» удовлетворить частично.
Постановления старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.И. Демьянова от 28 мая 2015 года №292, №294 о назначении в соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде административных штрафов в размере <данные изъяты> изменить и назначить обществу с ограниченной ответственностью «Тукаш» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Тюлячинского районного суда РТ: Г.Ф. Сафиуллина
С П Р А В К А
Решение вступило в законную силу «____» ___________________ 2015 года. Подлинник решения хранится в административном деле №12-36/2015 г. в Тюлячинском районном суде Республики Татарстан.
Судья Тюлячинского районного суда РТ: Г.Ф. Сафиуллина