ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/2016 от 18.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-36/2016

РЕШЕНИЕ

г. Саранск 18 марта 2016 года

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Ледяйкина О. П.,

с участием секретаря судебного заседания Яшковой А. В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Асташкина О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска Машина М.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранск от 7 декабря 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «ОЛЛСНАБ» Асташкина О. В.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «ОЛЛСНАБ» (далее по тексту – ООО «ОЛЛСНАБ») Асташкина О.В. прекращено на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска Машин М.Ю. подал жалобу на постановление мирового судьи, ссылаясь на наличие в действиях руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. состава административного правонарушения, поскольку он в установленный законом срок не исполнил предписание Инспекции № 04-11/004491 от 26 августа 2015 года. Просил отменить постановление судьи, дело направить на новое рассмотрение мировому судье.

Руководитель ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкин О.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, и отложить рассмотрение дела не просил.

В судебное заседание лицо, подавшее жалобу – заместитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранск Машин М.Ю. не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежаще.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дел в отсутствие указанного лица.

Заслушав свидетелей, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Из материалов дела следует, что 26 августа 2015 года ИФНС по Ленинскому району г. Саранска вынесла в отношении руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. предписание о необходимости в срок до 7 сентября 2015 года устранить допущенные нарушения законодательства, выраженные в не предоставлении сведений об изменении местонахождения исполнительного органа ООО «ОЛЛСНАБ», и представить в указанный срок в Инспекцию Заявление по форме Р13001 с приложением комплекта документов, указанных в Законе № 129-ФЗ.

Данное предписание было направлено в адрес руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В., однако почтовая корреспонденция была возвращена в адрес ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в связи с истечением срока хранения.

14 сентября 2015 года в адрес руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. направлено уведомление о явке в 10 часов 00 минут 7 октября 2015 года для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное уведомление получено руководителем ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкиным О.В. 2 октября 2015 года.

7 октября 2015 год в отношении руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации в отношении руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В., мировой судья пришел к выводу, что, в действиях Асташкина О.В. не имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в его действиях могут усматриваться признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом. Однако, переквалифицировать действия Асташкина О.В. невозможно, поскольку составы указанных административных правонарушений имеют различные родовые объекты посягательств (л.д. 35).

Между тем вывод мирового судьи о том, что в действиях руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основан на неверном толковании норм права.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 (редакция от 5 февраля 2016 года) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В материалы дела представлена Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 6 октября 2015 года, 16 марта 2016 года, согласно которой адрес (место нахождения) юридического лица ООО «ОЛЛСНАБ» указан: <адрес>.

Из представленных документов следует, что общество до настоящего времени осуществляет свою деятельность, не ликвидировано, не реорганизовано.

В силу частей 1,2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Согласно частям 2,3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в том числе сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации (пункт в).

Согласно выше названному закону, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 (в том числе и адрес) настоящей статьи сведений, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона. Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Из уведомления ФИО4, проживающего по адресу: <адрес>, от 14 августа 2015 года следует, что место нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО «ОЛЛСНАБ» изменилось, основания для нахождения ООО «ОЛЛСНАБ» по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 12).

В дело представлен протокол осмотра (обследования) помещения № 24 от 20 августа 2015 года, из которого следует, что по адресу: г. Саранск, <адрес> ООО «ОЛЛСНАБ» не выявлено.

20 августа 2015 года получены объяснения ФИО4, из которых следует, что связь с ООО «ОЛЛСНАБ» по адресу: <адрес>, не осуществляется (л.д. 11).

В судебном заседании установлено, что по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу, юридическое лицо не находится, сведений об изменении его адреса в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска не поступали.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Установив, что юридическое лицо не находится по месту регистрации, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска и вынесла предписание об устранении нарушений законодательства.

Данное предписание руководителем ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкиным О.В. в срок, установленный налоговым органом, а также в ходе рассмотрения дела судьей, не исполнено.

При рассмотрении жалобы судьей свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3 судье пояснили, что сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. В перечень сведений входит и адрес, место нахождения юридического лица. В случае изменения сведений, лицо должно в течение трех рабочих дней представить данные изменения, для внесения этих сведений в единый реестр. 26 августа 2015 года Асташкину О.В., как руководителю ООО «ОЛЛСНАБ» направлено предписание, согласно которому он обязан был внести изменения в учредительные документы путем предоставления пакета документов об изменении места нахождения юридического лица – заявления по форме Р13001 с приложением документов, указанных в Законе № 12-ФЗ. В связи с неисполнением предписания составлен протокол № 003690 от 7 октября 2015 года.

По делу об административном правонарушении выяснению, в частности, подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Между тем, не усмотрев оснований для привлечения руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья не оценил доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу о возможном наличии в действиях Асташкина О.В. признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С данным выводом нельзя согласиться, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства, так как действующее законодательство предусматривает ответственность, как за невыполнение предписания налогового органа, так и за непредставление сведений в налоговый орган об изменении адреса места нахождения.

Каждый из указанных административных правонарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Вследствие изложенного, вывод мирового судьи о том, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, является неправильным.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются неустранимыми, которые не могут быть восполнены судом второй инстанции.

Кроме того, мировым судьей не обращено внимание на то обстоятельство, что местом совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является место нахождения организации.

В протоколе об административном правонарушении № 003690 от 7 октября 2015 года указано место совершения административного правонарушения указано: г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 12, корп.2, кв. 15.

Между тем, из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 6 октября 2015 года, следует, что адрес (место нахождения) юридического лица ООО «ОЛЛСНАБ» указан: <адрес>.

Свидетель ФИО1 судье пояснил, что в протоколе об административном правонарушении имеется описка в указании адреса нахождения юридического лица ООО «ОЛЛСНАБ».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

В связи с вышеизложенным, постановление мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2015 года подлежит отмене.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае не истек и составляет 1 год, поскольку санкция части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве одного из наказаний, назначаемых должностным лицам, предусматривает дисквалификацию.

Согласно статье 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание дисквалификация может быть применена в том числе к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия срок давности привлечения руководителя ООО «ОЛЛСНАБ» Асташкина О.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое судебное рассмотрение тому же мировому судье.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.5, 23.1, 23.3, 30.7. - 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска Машина М.Ю. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ОЛЛСНАБ» Асташкина О. В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя Верховного суда Республики Мордовия.

Судья О.П. Ледяйкина