ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/2017 от 16.05.2017 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

16 мая 2017 года город Ефремов Тульская область

Судья Ефремовского районного суда Тульской области Мамонова М.Н.,

при секретаре Куценко С.Г.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении директора ООО «Агроторг» ФИО1, представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Ефремовском, Воловском, Каменском и Куркинском районах ФИО2,

рассмотрев жалобу директора «Агроторг» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области ФИО3, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 18 Ефремовского судебного района, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.12 КоАП РФ в отношении директора ООО «Агроторг» ФИО1 ,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области ФИО3, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 18 Ефремовского судебного района, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, директор ООО «Агроторг» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.12 КоАП РФ, за что подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере рублей с конфискацией арестованных товаров, не имеющих соответствующей маркировки и обязательной информации, установленной требованиями законодательства РФ: мандаринов кг, лимонов кг, мармелада жевательного в потребительской упаковке шт. по

Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Агроторг» в магазине по адресу: <адрес> директор ООО «Агроторг» ФИО1 допустил приемку и реализацию пищевой продукции фруктов (мандаринов кг, лимонов кг), мармелада кг без информации о стране изготовителе, его наименовании, месте происхождения экспортера, даты изготовления, условий хранения и сроке годности продукции, тем самым допустил нарушение ч. 5 ст. 15 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, ст.18 Федерального закона от 02.01.2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Директор ООО «Агроторг» ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой выражает несогласие с вынесенным в отношении него постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, посчитав его незаконным и необоснованным.

В обоснование доводов жалобы указывает, что при проведении внеплановой выездной проверки деятельности ООО «Агроторг» были нарушены положения Федерального Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен­ного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу пункта 16 статьи 10 Федерального Закона о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, (проверка производилась на основании п. 3 ст. 10 Федерального Закона), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государствен­ного контроля (надзора), органам государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Сведения об уведомлении ООО «Агроторг» о проведении внепла­новой проверки в дело не представлены по причине их отсутствия.

Полагает, что при проведении проверки не был соблюден порядок проведения проверки, устанавливаемый Федеральным Законом, что дает основания для признания ее незаконной.

В качестве оснований для несоблюдения порядка проведения проверки, установленного Федеральным Законом, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Ефремовском, Воловском, Каменском и Куркинском районах приведено положение ч. 2 ст. 13 Федерального Закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» согласно которому не требуется уведомления в начале проведения внеплановой выездной проверки.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального Закона особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими Федеральными Законами. Однако порядок и срок уведомления юриди­ческих лиц о проведении проверок, по его мнению, не относится ни к виду, ни к предмету, ни к основаниям проверок и, следовательно, не подпадают под действие ч. 5 ст. 27 Федерального Закона.

Полагает, что акт проверки и протокол административном правонарушении от 08.02.2017 года не могут рассматривать­ся как полученные в соответствии с законом доказательства, указываю­щим на наличие события административного правонарушения.

Как видно из материалов дела и установлено мировым судьей, с распоряжением органа государственного контроля от 18.01.2017 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Агроторг» директор общества ознакомлен 08.02.2017 года.

Указывает, что административный орган не уведомил общество о про­ведении проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до ее проведения, что, по мнению ФИО1, является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля и влечет за собой недействительность результатов проверки, подлежит отмене судом.

Таким образом, ФИО1 просит суд апелляционной инстанции отменить постановление мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района ФИО3, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 18 Ефремовского судебного района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, а производство по делу прекратить.

В судебном заседании директор ООО «Агроторг» поддержал апелляционную жалобу. Он также показал, что в соответствии со ст. 1 ФЗ № 294 отношения в области организации и осуществления госконтроля и защиты прав юридических лиц урегулированы данным законом из сферы действия которого не исключен и госконтроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

Из п.п. 1,5,6 ст. 2 Закона № 294 следует, что проверка юридических лиц являет­ся основным элементов госконтроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности, то есть требова­ниям, установленным Законом №294, другими Федеральными Законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами.

Основанием для проведения внеплановой проверки, указанным в п.9 Распоряжения о проведении внеплановой проверки, являются приказы руководящего органа госконтроля, изданные на основании Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

По смыслу указанной нормы права в данном случае подлежит установ­лению и доказыванию факт наличия поручения Президента РФ, Правительства РФ, адресованных руководству органа власти, обладающего контрольными полномочиями в соответствующей сфере деятель­ности и непротиворечиво выражено задание данному органу власти провести проверки определенных субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с определенными поручениями крите­риями.

Распоряжением территориального отдела Роспотребнадзора в отноше­нии ООО «Агроторг» назначена внеплановая выездная проверка, основанием для проведения которой приведены приказы руководителя Роспотребнадзора № 1171 от 28.11.16г., № 1262 от 02.12.15г., № 636 от 05.08.15г., № 876 от 19.08.14г.

Приказ №1262 от 02.12.15.касается предпринимательской деятельности в области туризма; приказ №1171 от 28.11.16 – в области оборота спиртосодержащих жидкостей; приказ № 636 от 05.08.15 касается утверждения правил уничтожения с\х продукции, ввоз которой запрещен; в приказе № 876 от 19.08. 14 г предписано руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту определить перечень должностных лиц, ответственных за мониторинг ситуации по недопущению ввоза на территорию РФ с\х продукции из стран США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии сроком на 1 год (п..1.1); в приказе № 876 от 19.08.14, указано на необходимость проведения внеплановых проверок на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 ФЗ №294. Вместе с тем, в названном приказе не указано, на каком потребитель­ском рынке необходимо провести проверки, не указан предмет проверки и т.п.

То есть, содержанием Указа Президента РФ, Постановления и поручения Правительства РФ наглядно видно, что предметом этих поручений является комплекс организационных мероприятий, направленных на недопущение ввоза на территорию РФ отдельных видов с\х продукции.

Поручение Президента и Правительства не содержит волеизъявления, направленного на проведение проверок соблюдения обязательных требо­ваний при осуществлении деятельности конкретными службами хозяйственной деятельности.

Таким образом, полагает, что у территориального отдела Роспотребнадзора отсутство­вали основания для назначения и проведения внеплановой проверки ООО «Агроторг» на предмет соблюдения обязательных требований (п.7 распоряжения) законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпедемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей и составления по ее результатам акта проверки, поскольку указанные в распоряжении № 41\18 от 18.01.17г цели, задачи и предмет проверки не соответствует целям проверки, установленным в соответствующих поручениях Президента РФ и Правительства РФ, а приказ № 876 от 19.08.14 Роспотребнадзора не определяет категорию хозяйствующим субъектам, сферу деятельности и задачи внеплановых проверок. Полагает, что при таких обстоятельствах нет правовых оснований считать, что именно данный приказ является основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Агроторг».

Таким образом, внеплановая выездная проверка проведена территориальным отделом Роспотребнадзора в отношении ООО «Агроторг» при отсутствии предусмотренных законом оснований для ее проведения.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Ефремовском, Воловском, Каменском и Куркинском районах ФИО2 в судебном заседании выразила свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, просила суд оставить постановление мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области ФИО3, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 18 Ефремовского судебного района, от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Указала, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Агроторг» проводилась в рамках действующего законодательства, предметом которой являлось соблюдение юридическим лицом обязательных санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, а именно: соблюдение условий хранения и реализации пищевых продуктов, соблюдение сроков годности, наличие обязательной информации о реализуемой продукции, об изготовителе, дате выработки, сроке годности, наличие сопроводительной документации, подтверждающей качество и безопасность, иные требования, являющиеся обязательными для предотвращения угрозы причинения и причинения вреда жизни и здоровью населения. Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов предварительное уведомление юридических лиц, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Поэтому они не уведомляли должностных лиц ООО «Агроторг» о проведении внеплановой выездной проверки 25.01.2017 года.

Выслушав стороны изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Суд соглашается с выводами мирового судьи о том, что в данном случае, вопреки доводам апелляционной жалобы проверка в отношении ООО «Агроторг» проведена без нарушений требований Федерального Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен­ного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так, согласно абз. 2 ч.2 ст.13 Федерального Закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Данный абзац введен в действие Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №532-ФЗ.

Согласно п. 9 Распоряжения правовыми основаниями проведения проверки является п. 3 ч. 2 ст. 10, ст. 12 ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен­ного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу требований п. 3 ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен­ного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Ст. 12 указанного Федерального Закона регламентирует порядок проведения выездной проверки.

Как следует из п. 6 Распоряжения проверка проводилась с целью выполнения приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 876 от 19.08.2014 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. №560» и от 30.06.2015 №568 «О продлении действия приказа Роспотребнадзора от 19.08.2014 №876»,. №636 от 05.08.2015 года «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 года №774», изданных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 02.12.2015 года №1262 «Об организации исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30.1 1.2015 г. №1296 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.1 1.2015 г. №583 «О мерах о национальной безопасности РФ о преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики», изданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.1 1.2015 г. №583; от 11.06.2014 г. №479 «О проведении внеплановых проверок соответствия пищевой продукции из водных биоресурсов», изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 №АД-1112-4024; приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.11.2016 г. №1171 «О проведении внеплановых проверок производства и оборота спиртосодержащей жидкости», изданного во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 №АХ-П11-57пр.

Задачами проверки явились: предотвращение нарушения соблюдения требований действующего законодательства.

Вышеуказанные Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ наряду с Распоряжением руководителя уполномочивают территориальные отделы Роспотребнадзора осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами обязательных санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов: за соблюдением условий хранения и реализации пищевых продуктов, соблюдение сроков годности, наличием обязательной информации о реализуемой продукции, об изготовителе, дате выработки, сроке годности, наличие сопроводительной документации, подтверждающей качество и безопасность, иные требования, являющиеся обязательными для предотвращения угрозы причинения и причинения вреда жизни и здоровью населения.

Таким образом, доводы директора ООО «Агроторг» ФИО1 о том, что у территориального отдела Роспотребнадзора отсутство­вали основания для назначения и проведения внеплановой проверки ООО «Агроторг» на предмет соблюдения обязательных требований (п.7 распоряжения) законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпедемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей и составления по ее результатам акта проверки, поскольку указанные в распоряжении № 41\18 от 18.01.17г цели, задачи и предмет проверки не соответствует целям проверки, установленным в соответствующих поручениях Президента РФ и Правительства РФ, а приказ № 876 от 19.08.14 Роспотребнадзора не определяет категорию хозяйствующим субъектам, сферу деятельности и задачи внеплановых проверок, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Агроторг» в магазине по адресу: <адрес> директор ООО «Агроторг» ФИО1 допустил приемку и реализацию пищевой продукции фруктов (мандаринов кг, лимонов 1,4 кг), мармелада кг без информации о стране изготовителе, его наименовании, месте происхождения экспортера, даты изготовления, условий хранения и сроке годности.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно копии протокола общего собрания участников ООО «Агроторг» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 избран директором ООО «Агроторг» с правом первой подписи в банке.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 вступил в должность директора ООО «Агроторг» с 01.11.2014 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ продажа товаров и продукции без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и нанесение такой информации обязательны, влечет назначение административного наказания.

Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с ч. 2, ч.3 ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.

На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

В силу п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в организациях торговли запрещается реализация продукции: загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; с истекшими сроками годности; без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.

Мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка доказательств по делу: протокола об административном правонарушении от 08.02.2017 года; распоряжением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Ефремовском, Воловском, Каменском и Куркинском районах <данные изъяты> от 18.01.2017 года о проведении внеплановой/выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» в местах фактического осуществления деятельности, в том числе: <адрес>; актом проверки от 08.02.2017 года, протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 25.01.2017 года, предписание об устранении выявленных нарушений от 08.02.2017 года, что позволило придти к верному выводу о том, что директор ООО «Агроторг» ФИО1 допустил продажу товаров без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и нанесение такой информации обязательны, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления по делу вопреки доводам жалобы, судом не установлено.

Административное наказание назначено директору ООО «Агроторг» ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области ФИО3, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 18 Ефремовского судебного района, от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора ООО «Агроторг» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление вступает в законную силу немедленно.

На решение может быть подана жалоба в порядке надзора в Тульский областной суд.

Судья Мамонова М.Н.