Судья Ооржак А.М. Дело № 12-36/2018
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 27 марта 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 февраля 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении * Министерства экономики Республики Тыва К.
УСТАНОВИЛА:
постановлением первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. от 20 октября 2017 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении * Министерства экономики Республики Тыва К. за невыполнение в установленный срок законного представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва (далее - УФК по Республике Тыва) от 17 июля 2017 года №, внесённого по результатам выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы * государственной программы Российской Федерации * в Министерстве экономики Республики Тыва.
Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 февраля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении * Министерства экономики Республики Тыва К. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, первый заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И. принёс протест, в котором просит постановление судьи отменить и возвратить дело об административном правонарушении в отношении К. на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва, указав, что по результатам проведённой проверки в рамках подпрограммы * государственной программы Российской Федерации * за период 2016 года по соблюдению условий предоставления и использования средств из федерального бюджета УФК по Республике Тыва в Министерстве экономики Республики Тыва выявлены нарушения бюджетного законодательства, в связи с чем 17 июля 2017 года в адрес *Р. внесено представление № с требованием о принятии мер по устранению причин и условий совершения бюджетных нарушений, которое было получено * 19 июля 2017 года. Выявленные в ходе проверки нарушения Министерством экономики Республики Тыва устранены по двум пунктам представления, с некоторыми нарушениями Министерство не согласилось и не предприняло мер по недопущению подобных нарушений, ввиду чего выводы суда об исполнении должностными лицами Министерства экономики Республики Тыва представления УФК по Республике Тыва посредством направления 17 августа 2017 года заместителем министра экономики Б. информации об исполнении представления необоснованны. Необоснованны выводы суда о том, что К. не является должностным лицом и субъектом административного правонарушения, поскольку согласно информации заместителя министра экономики Республики Тыва Ф. от 16 ноября 2017 года исполнение представления УФК по Республике Тыва было отписано К. замещающей должность * Министерства экономики Республики Тыва на основании срочного служебного контракта, заключённого между представителем нанимателя в лице министра экономики Республики Тыва Р. и государственным гражданским служащим Республики Тыва К. от 11 июля 2017 года. Указанное поручение об исполнении представления получено К.. 19 июля 2017 года. Однако в установленные законом сроки возражение на представление в УФК по Республике Тыва не поступило, представление не оспорено в судебном порядке, что свидетельствует о согласии Министерства экономики Республики Тыва с представлением. Материалы дела об административном правонарушении в отношении * Министерства экономики Республики Тыва К. подтверждают факт умышленного неисполнения законного представления УФК по Республике Тыва.
В судебном заседании помощник прокурора Республики Тыва Чадамба Д.О. поддержала протест.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела от неё не поступало.
Выслушав помощника прокурора Республики Тыва Чадамба Д.О., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующему.
Как установлено судьёй Верховного Суда Республики Тыва, первым заместителем прокурора Республики Тыва Санчаем М.И. дело об административном правонарушении в отношении * Министерства экономики Республики Тыва К. возбуждено по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом * Министерства экономики Республики Тыва К. вменяется невыполнение в установленный срок представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 17 июля 2017 года №.
При возбуждении дела об административном правонарушении первый заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И. не учёл, что часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ является общей нормой, а в данной статье имеются специальные нормы.
Так, частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.06.2017 года № 118-ФЗ, вступившей в силу 18 июня 2017 года) предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, по результатам проведённой УФК по Республике Тыва выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы * государственной программы Российской Федерации * в Министерстве экономики Республики Тыва на основании приказов УФК по Республике Тыва от 2 мая 2017 года № «О назначении выездной проверки» и от 5 мая 2017 года № «Об изменении состава проверочной группы» в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий УФК по Республике Тыва на 2017 год 17 июля 2017 года в адрес министра экономики Республики Тыва внесено представление № об устранении причин и условий совершения бюджетных нарушений, указанных в представлении, в течение 30 дней со дня его получения.
Указанное представление получено Министерством экономики Республики Тыва 19 июля 2017 года.
В соответствии с частями 1-3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Функции упразднённой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", переданы Федеральному казначейству.
Приказом Федерального Казначейства Россиии от 27.12.2013 года № 36 утверждены положения об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, в том числе и положение об Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва. Согласно пункту 8.5 (1) Положения об Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва одной из задач деятельности Управления является контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
В статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2015 года).
Таким образом, поскольку УФК по РТ является государственным органом финансового контроля, оно внесло представление в адрес министра экономики Республики Тыва в рамках внутреннего государственного финансового контроля, то вменяемое * Министерства экономики Республики Тыва К. нарушение, заключающееся в невыполнении в установленный срок представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, входит в объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, а не части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, в действиях * Министерства экономики Республики Тыва К. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершённого правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Санкция части 20 статьи 19.5 КоАП РФ ухудшает положение ФИО1, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении.
Кроме того, на основании статей 23.1 и 23.7 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, подведомственно УФК по РТ, а не судье.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 февраля 2018 года о прекращении производства по делу в отношении К. за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва
РЕШИЛА:
постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 февраля 2018 года оставить без изменения, протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья С.А. Железнякова