ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/2021 от 12.03.2021 Армянского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-36/2021

УИД: 91RS0005-01-2021-000030-71

РЕШЕНИЕ

12 марта 2021 года г. Армянск Республика Крым

Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием представителя Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1, представителя отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь ФИО2, рассмотрев жалобу директора Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» на постановление государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь №10-82-372-П от 24.12.2020 г. по делу об административном правонарушении №12-36/2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь от 24.12.2020 года № 10-82-372-П ООО «Титановые Инвестиции», как юридическое лицо, привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей в связи с предоставлением недостоверной экологической информации, содержащейся в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г.

В жалобе руководитель ООО «Титановые Инвестиции», просит об отмене состоявшегося акта и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что в Декларации о плате за НВОС за 2019 г. лимит на размещение отходов указан по всем видам отходов. Первичными документами учета в области обращения с отходами являются данные учета в области обращения с отходами, составленные по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Порядок учета в области обращения с отходами», на основании которых составляется статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) и Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В Акте проверки от 23.11.2020 № 10-82-40-П указано, что в данных учета в области обращения с отходами за 2019 год и статистической отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год нет искаженной информации в области обращения с отходами, в части указания объемов установленных лимитов на размещение 28 видов отходов и нормативов образования 88 видов отходов производства и потребления. Данные по лимитам на размещение отходов и лимитам нормативов образования отходов производства и потребления физически не могут быть сокрыты или искажены, так как являются величинами утверждёнными Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 06.07.2018 № 1231 Нормативами образования отходов и лимитами на их размещение. При внесении указанных сведений, в соответствии с данными учета в области обращения с отходами за 2019 год, статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019 и утвержденного НООЛР, в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год допущена техническая ошибка, в результате которой величины нормативов образования отходов производства и потребления, утвержденные НООЛР, ошибочно внесены не в предназначенную для этого колонку предусмотренную формой Декларации. Допущенная при заполнении Декларации техническая ошибка не влечет за собой неверное исчисление суммы платы за размещение отходов и, как следствие, не внесение в полном объеме в бюджет бюджетной системы Российской Федерации суммы платы за размещение отходов. По результатам рассмотрения Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год органом Росприроднадзора вынесено постановление о назначении административного наказания от 11.02.2020 № 10-81-44 по ст. 8.5 КоАП в отношении ООО «Титановые Инвестиции» за идентичное правонарушение, заключающееся в предоставлении недостоверных сведений массы размещенных отходов, в частности, по отходу «стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси», по отходу «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления». Постановление обжаловано по следующим основаниям. Объектом размещения отходов (ОРО) - стоков производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси (код по ФККО 31119551104) и отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО 73210101304) является «Кислотонакопитель», который приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.12.2015 № 1028 включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) – «Кислотонакопитель» за № 91-00005-Х-01028-181215. Согласно п. 7 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49, п. 18, п. 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, включение конкретных ОРО в ГРОРО производится на основе информации, содержащейся в характеристиках ОРО, составляемых по результатам проведения инвентаризации ОРО. В Разделе 5 «Характеристики ОРО – «Кислотонакопитель», в котором отражаются данные о правоустанавливающих документах на земельный участок, на котором расположен ОРО. Указано, что данный объект располагается на земельных участках как на территории Республики Крым, так и на территории сопредельного государства Украина: Договор аренды земли (Республика Крым, Армянский горсовет) от 10.02.2012 № 4/53- 3 (земли промышленности, транспорта, обороны и другого назначения); договор аренды земли (Чаплинский район Херсонская область, Григорьевский сельсовет) от 31.07.2007 № 2310/3 (земли промышленности, транспорта, обороны и другого назначения). Согласно договорам аренды земли площадь под ОРО на территории Республики Крым составляет 3992,45 га, на территории Украины - 464,45 га. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, ведется в полном объеме, в том числе с учетом расположения ОРО на территории Украины, с целью контроля не превышения объемов заполнения ОРО, установленного проектными данными. В государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2019 год в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 1 Порядка учета в области обращения с отходами указан весь объем образовавшихся и размещенных в 2019 г. отходов, а в Декларации НВОС за 2019 год, в соответствии с требованиями ст. 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определена платежная база для исчисления платы за НВОС по итогам 2019г., то есть объем размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления без учета отходов, размещенных в ОРО «Кислотонакопитель» на территории Украины. Расчет платежа НВОС за объем отходов, размещаемый на территории Республики Крым, осуществлялся в рамках требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом учитывался объем размещаемых отходов пропорционально площади той части «Кислотонакопителя», которая расположена на территории Республики Крым. Площадь Крымской части «Кислотонакопителя» от общей площади «Кислотонакопителя» составляет 89,579%. Общий объем образуемых отходов производства составляет, в том числе: стоки производства диоксида титана и железоокислых пигментов в смеси составляют 391 891,220 тонн; отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления составляют 3 888,660 тонн. Армянским городским судом Республики Крым от 14.04.2020 г. по делу № 12-29/2020 вынесено решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Титановые Инвестиции» по ст. 8.5 КоАП РФ и об отмене постановления, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление контролирующего органа. Решение вступило в законную силу. Выводы административного органа о предоставлении недостоверных сведений о массе размещенных отходов, в частности: по отходу «стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси», по отходу «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» являются недостоверными. Кроме того, в ходе проверки отбирались пробы отхода с наименованием «стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси» из сбросного коллектора непосредственно перед попаданием отхода в ОРО «Кислотонакопитель».В соответствии с экспертным заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020 г., отобранные образцы отхода отнесены ко II классу опасности для окружающей среды, вместо заявленного IV. Вмененное нарушение в этой части не соответствует действительности. В соответствии с требованиями Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 №3, предприятием составлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год и предоставлена административному органу 02.03.2020г. При составлении Декларации, в Разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов», указаны сведения о фактически образованном отходе «стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси» IV класса опасности включен в федеральный классификационный каталог отходов ( ФККО) как «сток производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси» код по ФККО 3 11 195 51 10 4, с отнесением к 4 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. ООО «Титановые Инвестиции» при участии Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь в 2017 году соблюден порядок отнесения данного отхода к IV классу опасности. Хозяйствующим субъектом составлен и утвержден паспорт отхода в соответствии с требованиями Правил проведения паспортизации отходов 1-5 классов опасности. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог (ФККО) отходов, не требуется. При составлении Декларации, в Разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов», правомерно указанные сведения о фактически образованном отходе - «стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси» IV класса опасности и не являются искаженными. Росприроднадзор и его территориальные органы не наделены полномочиями по подтверждению и определению классов опасности отходов 1-5 классов опасности, включенных в ФККО. Обязательная оценка степени опасности отхода в соответствии с критериями отнесения отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и подтверждение такого соответствия предусмотрено только для отходов, отсутствующих в ФККО. Результаты экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020г. об отнесении отхода к 2 классу опасности не могут быть приняты во внимание, так как пробы отбирались в 2020 году, Декларация подавалась за 2019 год. Выводы эксперта, основанные на результатах исследования пробы отхода отобранной в ноябре 2020 года, не могут являться доказательством характеристик отхода - «сток производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси» размещенного в 2019 году. При исследовании проб допущены нарушения методики исследования, которые могли привести к искажению полученных результатов.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к ответственности нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности по настоящему делу послужили выводы в акте проверки от 23.11.2020 г. № 10-82-40-П о том, что в представленной ООО «Титановые Инвестиции» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополь Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, содержится искаженная информация в части порядка расчета платы за сброс загрязняющих веществ за 2019 г. На основании акта проверки и протокола об административном правонарушении ООО «Титановые Инвестиции» постановлением Росприроднадзора привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ. Согласно доводов контролирующего органа в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. неверно указаны установленные лимиты на размещение отходов. Вместо установленных лимитов указаны нормативы образования отходов производства и потребления. Лимит на размещение отходов установлен по 28 видам образующихся отходов. Однако в Декларации о плате за НВОС за 2019 г. на размещение отходов лимит указан по всем видам отходов. Неверно указана масса размещения отхода «сток производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси». Также в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что отход с наименованием «стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси» из сбросного коллектора ОРО «Кислотонакопитель» отнесен ко II классу опасности для окружающей среды вместо заявленного ООО «Титановые Инвестиции» IV класса опасности для окружающей среды.

Установленные искажения информации в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению контролирующего органа, влечет за собой неверное исчисление суммы платы за размещение отходов и, как следствие, не внесение в полном объеме в бюджет Российской Федерации платы за размещение отходов.

Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 года № 255, которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, и осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

Пунктом 37 Правил установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы - органом Росприроднадзора в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Целью такой проверки является установление соответствие сведений и расчетов, представленных отчитывающимся лицом, в составе декларации и прилагаемых к ней документах (п. 37, 39 Правил). В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 40 Правил).

Согласно п. 41 Правил в случае несогласия с предъявленными требованиями данное лицо вправе представить территориальному органу Росприроднадзора письменные возражения и приложить к ним (или передать) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Порядок предоставления и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 09 января 2019 года № 3. Вмененные должностным лицом Росприроднадзора нарушения, связаны с неправильным отражением лимитов на размещение отходов и неправильным указанием массы размещенных отходов с наименованием «сток производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси», «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления», отнесение к не соответствующее классу опасности отхода «сток производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси». Условия расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения, не являющиеся информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем неточное указание о нормативах и лимитах размещения отходов не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При предоставлении Декларации замечаний от контролирующего органа, согласно доводам жалобы, не последовало. Относительно не соответствия массы отходов и отнесения их к определенному классу опасности стороной представлены доказательства и доводы, которые принимаются судом и свидетельствуют о не умышленном изменении информации в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г., так как обусловлены объективными причинами. Отнесению к отхода к 4 классу опасности предшествовало соблюдение установленного порядка, в том числе с участием контролирующего органа. Выявление в ходе проверки иного класса опасности само по себе не свидетельствует об умышленном искажении информации в представленной Декларации. Выявленное несоответствие подлежит дополнительной проверки и принятия соответствующего решения.

С субъективной стороны состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает умышленное непредставление, то есть сокрытие или искажение, полной и достоверной информации, имеющейся у привлекаемого к ответственности лица.

Отчетность заявителем была представлена в полном объеме. Доказательств умышленного искажения данных отчетности суду не представлено.

Таким образом, при установленных обстоятельствах, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по данному делу, судом не усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Состоявшееся по административному делу постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ООО «Титановые Инвестиции» состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь № 10-82-372-П от 24.12.2020г. по делу об административном правонарушении №12-36/2021 о привлечении ООО «Титановые Инвестиции» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ отменить, производство по административному делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.9 КоАП РФ.

Судья подпись Т.Н. Феденева

Копия верна.

Судья Т.Н. Феденева