ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/2021 от 17.06.2021 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 12-36/2021

РЕШЕНИЕ

17 июня 2021 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО1 на постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Майминский район»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Майминский район» прекращено на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Государственный инспектор дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление, возвратить дело на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что суд не учел тот факт, что для обеспечения дорожной деятельности Администрацией МО «Майминское сельское поселение» необходимо доведение финансов для обеспечения такой деятельности. Администрацией МО «Майминский район» финансирование по данной части на 2021 год до возбуждения дела об административном правонарушении не было доведено.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, ФИО2 – защитника Администрации МО «Майминский район», полагавшую постановление законным и обоснованным, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с п. 8.6 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, на улицах перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается.

Из протокола об административном правонарушении от 12 февраля 2021 года, составленного Государственным инспектором дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО1 следует, что 15 января 2021 года в 11 часов 00 минут выявлено несоблюдение требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог города в зимний период, а именно: Республика Алтай, <...> от дома № 86 до дома № 110, в нарушение требований п. 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» допущено формирование снежных валов на пешеходных тротуарах, а именно в <...>, высотой 52 см., шириной 80 см.; <...>, высотой 90 см., шириной 130 см.; <...>, высотой 65 см., шириной 91 см.; <...>, высотой 57 см., шириной 75 см., <...>, высотой 81 см., шириной 105 см., что является нарушением требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В силу частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Частью 2 статьи13 Федерального закона от 8 ноября 2007года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Ввиду отсутствия закона Республики Алтай о закреплении за сельскими поселениями полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно решению 14-й очередной сессии 4-го созыва Совета депутатов Майминский район от 26 декабря 2019 года , в полномочия Администрации МО «Майминское сельское поселение» передано решение вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения, в части их содержания, в том числе, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин.

Соглашением от 9 января 2020 года Администрацией МО «Майминский район» переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО «Майминское сельское поселение», срок действия 2020 год.

В соглашении от 22 января 2021 года, срок действия которого до 31 декабря 2023 года указано, что к полномочиям Администрации МО «Майминское сельское поселение» относятся вопросы местного значения по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения, в части их содержания, в том числе уборка снежных валов с обочин, выполнение мероприятий, предусмотренных данным соглашением, осуществляется в пределах лимитов перечисляемых из бюджета Администрации МО «Майминский район» в бюджет Администрации МО «Майминское сельское поселение».

Нахожу, что судья, оценив вышеизложенное пришёл к правильному выводу о том, что Администрация МО «Майминский район» не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, поскольку согласно заключенным соглашениям Администрации МО «Майминское сельское поселение» приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения, в части их содержания.

С учетом вышеизложенного нахожу, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог, в данном случае согласно заключенным соглашениям таким лицом является Администрация МО «Майминское сельское поселение».

При вышеизложенных обстоятельствах отсутствуют основания для выводов о несоблюдении Администрацией МО «Майминский район» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а поэтому судья районного суда обоснованно прекратил производство по административному делу в отношении Администрацией МО «Майминский район».

Довод заявителя о том, что Администрацией МО «Майминский район» финансирование по данной части на 2021 год до возбуждения дела об административном правонарушении не было доведено, нельзя признать состоятельным ввиду следующего.

Как следует из материалов дела исполнение переданных полномочий обеспечено межбюджетными трансфертами, которые согласно справки главы Администрации МО «Майминское сельское поселение» составили с декабря 2020 года по 16 марта 2021 года 5278 696, 85 рублей и по состоянию на 16 марта 2021 года были израсходованы Администрацией МО «Майминское сельское поселение».

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неисполнении администрацией МО «Майминский район» указанного соглашения, а также о недостаточности выделенного финансирования на исполнение переданных полномочий, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении Администрации МО «Майминский район» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД МВД по Республике Алтай ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Б.Е. Антух