ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/2021 от 24.09.2021 Охинского городского суда (Сахалинская область)

РЕШЕНИЕ

24 сентября 2021 года г. Оха Сахалинская область

Судья Охинского городского суда Сахалинской области Меркулова О.П.,

с участием представителя ФГКУ «ПУ ФСБ России по Сахалинской области» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда жалобу ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Не согласившись с принятым по делу судебным решением, представителем ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В обоснование своих доводов представитель юридического лица сослался на то, что при вынесении судьей постановления не было учтено, что капитаном судна <данные изъяты>ФИО2 неверно поданные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, данные ССД об общем количестве рыбной продукции скумбрии (код ), находящейся на борту судна, без учета продукции за предыдущие сутки, были устранены путем подачи ДД.ММ.ГГГГ данных ССД за ДД.ММ.ГГГГ, где в графе готовой продукции скумбрии было уже указано общее количество готовой рыбной продукции, находящейся на борту судна с учетом ранее неверно поданных данных, то есть 16635 кг. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно абз. 2 п. 11.3 Правил Рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса улова водных биоресурсов, рыбной продукции, находящейся на борту судна, в пределах 5 процентов, в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал. Таким образом, капитаном судна ФИО2, ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» не причинен ущерб водным биологическим ресурсам. Юридическое лицо приняло на себя все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, административное правонарушения, которое вменяется ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», является малозначительным, поскольку своими действиями юридическое лицо не причинило вреда интересам общества и государства.

Представитель ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении - ФГКУ «ПУ ФСБ России по Сахалинской области» по доверенности ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы юридического лица отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного решения.

Изучив жалобу и выслушав доводы представителя ФГКУ «ПУ ФСБ России по Сахалинской области», исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Из положений пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" следует, что рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов.

В соответствии с ч. 4 ст. 43.1 названного Федерального закона являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации регламентируется Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (приказ № 267 от 23 мая 2019 года).

Указанные Правила, в том числе, закрепляют перечень требований, выполнение которых направлено на сохранение водных биологических ресурсов.

В частности, пункт 16 определяет обязанности капитана судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти кВт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного ТСК, о необходимости обеспечения ежедневной передачи судовых суточных донесений о рыбопромысловой деятельности в отраслевую систему мониторинга. Регламентировано, что данные донесения надлежит осуществлять либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а при невозможности по техническим причинам подачи таких сведений –используя иные доступные средства и каналы связи, в том числе факсимильную связь, электронную почту, телефон, голосовую радиосвязь, а также другие средства связи.

Также данным пунктом Правил определено, что сведения, включаемые в судовые суточные донесения должны соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам; обеспечивать целостность и полноту базы судовых суточных донесений, передаваемых в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 994 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, который представляет собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, средой их обитания, а также за рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.

Выполнение данных требований закона направлено на осуществление контроля за деятельностью судов, осуществляющих рыболовство, и получение материалов для анализа показателей рыболовства.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» является рыболовство.

ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор между ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и ФИО2, на основании которого ФИО2 принят на должность капитана рыболовного судна «<данные изъяты>». В тот же день ФИО2 был ознакомлен с должностной инструкцией капитана, утвержденной заместителем генерального директора по работе с Приморским филиалом ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» – директором филиала ФИО3

На основании заявления ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» от ДД.ММ.ГГГГ, которое является собственником судна «<данные изъяты>», Приморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов рыболовным судном «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно на добычу Кальмара Тихоокеансткого в 6106.1 (подзона Приморье) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сардины иваси (Ю.Курильск) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, скумбрии (Ю.Курильск) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Кальмар Тихоокеанский (Ю.Курильск) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки промысловой документации, а именно судовых суточных донесений государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ в г. Охе Службы в г. Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области ФИО5 было выявлено, что при подаче данных за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были представлены сведения о количестве рыбной продукции на борту в меньшем объеме, чем указано в технологическом журнале, где записи были подтверждены подписью и судовой печатью капитана судна <данные изъяты>ФИО2 и старшего мастера обработчика ФИО6

Факт указанных нарушений правил, регламентирующих рыболовство, подтверждается совокупностью доказательств и не оспаривался представителем ФГУП «Национальные рыболовные ресурсы».

Допущенные нарушения правил, регламентирующих рыболовство, составляют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Капитан рыболовного судна «<данные изъяты>» ФИО2 на момент выявленных нарушений правил рыболовства являлся работником ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», установленные нарушения правил, регламентирующих рыболовство, допустил при исполнении им трудовых обязанностей, действия работника расцениваются как действия самого работодателя, а потому, мировой судья оценив, характер совершенного правонарушения, пришел к обоснованному выводу о виновности юридического лица ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», бездействие которого повлекло совершение капитаном судна «<данные изъяты>» ФИО2 установленных нарушений правил рыболовства.

При изложенных обстоятельствах, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что является установленным факт совершения ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом мировой судья в постановленном по делу судебном решении подробно проанализировал все доводы представителя юридического лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, дал им надлежащую правую оценку и фактическую аргументацию. Правильность выводов мирового судьи сомнений не вызывает.

Мировой судья правильно признал достоверными и допустимыми представленные доказательства, поскольку они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, эти доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, доказательства согласуются между собой и с фактическими данными, не оспариваются и не опровергаются представителем юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу.

Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о достаточной совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих виновность ФГУП «Национальные рыбные ресурсы».

Доводы жалобы представителя юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении на самостоятельное исправление правонарушителем ошибочных и искаженных данных в судовых суточных донесениях событие административного правонарушения не исключает и не влекут освобождение юридического лица от административной ответственности.

В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из представленных материалов следует, что ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» административное правонарушение совершено впервые, в результате допущенных нарушений фактически не был причинен какой-либо вред.

При этом, объектом правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной объектов водных биологических ресурсов.

Устанавливая правила рыболовства, государство определяет по сути границы допускаемого воздействия на водные биоресурсы, которое оно (государство) не признает вредоносным.

Проанализировав изложенное, учитывая, что применение положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможно не только в случае отсутствия вреда, но и при отсутствии угрозы его применения, что следует из прямого положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении, судья полагает об отсутствии правовых оснований для признания совершенного ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» малозначительным, поскольку имела место угроза причинения вреда объектам водных биологических ресурсов.

Нарушений норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» не усматривается.

Нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являющихся основанием для отмены постановления, также не установлено.

Мера наказания, назначенная ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», является справедливой и соразмерной содеянному, определена в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», учтены мировым судьей.

Сроки привлечения к административной ответственности на момент вынесения мировым судьей постановления не истекли.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.06, 30.07 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, а жалобу представителя ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда путем подачи жалобы в Охинский городской суд Сахалинской области в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ О.П. Меркулова

Копия верна.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>