Дело №12-36/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г.-к. Анапа 23 марта 2022 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.
при секретаре Мазник Д.С.
с участием представителя заявителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО9, действующей по доверенности 000 от 28.02.2022г.,
представителя з/лица Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО10, действующего по доверенности №РМ-Д/30 от 30.11.2021г.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от 00.00.0000 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, с ходатайством о восстановления срока на обжалование постановления
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4000-Н-3 от 00.00.0000 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, то есть нарушение правил пожарной безопасности в лесах и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
00.00.0000 представителем ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» ФИО5 в Анапский районный суд (...) подана жалоба на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4000-Н-3 от 00.00.0000 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы указано, что 00.00.0000 Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице заместителя главного государственного инспектора ФИО4 вынесло постановление о назначении административного наказания 000-Н-3, согласно которому ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», ОГРН <***>, ИНН <***>, признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а именно, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 13 ФИО1 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящийся на территории заповедника, предоставляются ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Данное положение ФИО1 соответствует п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. №33-ФЗ. Однако, до настоящего времени лесные участки, на которых расположен государственный заповедник «Утриш» в пользование и владение собственником - Российской Федерацией и его полномочным представителем Росимуществом не передавались ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». Поэтому ФИО1 со дня образования и до настоящего времени не может быть субъектом административной ответственности по статье, указанной в протоколе об административной ответственности. Со стороны ФИО1 было подготовлено письмо в адрес МТУ Росимущества в (...) и (...) с просьбой инициировать передачу земельных участков Государственного заповедника «Утриш» на праве постоянного бессрочного пользования. Ответом заместителя руководителя МТУ Росимущества в (...) и (...)ФИО6 (исх. 000 от 10.11.2021г.) было разъяснено, что по данным Управления Росреестра по (...) земельные участки с кадастровыми номерами 000 относятся землям лесного фонда. Ответственным лицом за противопожарные мероприятия на территории, указанной в материалах дела об административном правонарушении является Новороссийское лесничество, так на данную территорию до настоящего времени распространяется действие лесохозяйственного регламента этого лесничества. П. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ за нарушение которой, в том числе, ФИО1 привлекается к административной ответственности прямо предусмотрено: «Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов». У ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в настоящее время нет проекта освоения лесов, поскольку п. 1 ст. 88 Земельного кодекса предусмотрено, что: «Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса». Специализированные организации, которые выполняют работы по подготовке проектов освоения лесов, не могут оказать соответствующей услуги в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», а подготовленный проект освоения лесов не пройдет государственную экологическую экспертизу. После предоставления участков на праве постоянного бессрочного пользования, данное право подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре с внесением соответствующей регистрационной записи в ЕГРН. Именно с даты внесения соответствующей регистрационной записи в ЕГРН возникает право постоянного бессрочного пользования. В материалах дела нет документов, подтверждающих что в ЕГРН содержатся данные о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» на земельные участки, занятые государственным природным заповедником «Утриш». Каким либо актом, указанные земли в распоряжение ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» не переданы. Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000000 «О расширении территории государственного природного заповедника «Утриш», территория государственного природного заповедника «Утриш» расширена за счет отнесения к его территории земельных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 684,83 гектара, земель водного фонда площадью 645,43 гектара (прилегающая акватория Черного моря) и земельных участков, категория которых не определена, общей площадью 0,5 гектара, расположенных на территории муниципальных образований (...) и город-курорт (...), определив, что площадь государственного природного заповедника "Утриш" составляет 11338,76 гектара, включая земли водного фонда площадью 1428,43 гектара. Населенные пункты в границы государственного природного заповедника не входят. В состав заповедника «Утриш» вошли прибрежные участки леса, именуемые местным населением «Лагуны». На протяжении более тридцати лет эта территория побережья Черного моря была местом концентрации людей разных религиозных конфессий, неформальных объединений, граждан, находящихся в федеральном розыске, граждан без определенного места жительства и т.д. На данной территории длительное время круглогодично, незаконно, проживали граждане различного социального статуса, граждане с криминальным прошлым, склонные к совершению как административных, так и уголовно-наказуемых деяний. При этом ими были возведены временные строения (шалаши) из подручных материалов в которых они проживали в зимний период. До момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 00.00.0000000 «О расширении территории государственного природного заповедника «Утриш», лицами, находившимися на территории так называемых «Лагун», был совершен ряд особо тяжких преступлений в том числе убийства, незаконное выращивание и распространение наркосодержащих растений. Неоднократно фиксировались случаи разведения огня в лесах в пожароопасный период. Так 00.00.0000 на территории «Третьей Лагуны» из-за халатного обращения с открытым источником огня отдыхающих граждан, произошел крупный лесной пожар, распространившийся на территорию заповедника и причинивший значительный ущерб. Уголовное дело по данному факту находится в производстве правоохранительных органов. Уборка и вывоз годами копившегося мусора с вновь присоединенных территорий осуществляется силами государственных инспекторов, волонтерами Краснодарского регионального общественного движения по защите окружающей среды «Доброе утро», коллективов иных неравнодушных организаций ежемесячно, при поддержке администрации города-курорта Анапа с предоставлением контейнеров для мусора с целью дальнейшей утилизации. На данный момент разобраны все временные строения, возведенные до расширения территории заповедника. Организован круглосуточный пост охраны на границе государственного природного заповедника «Утриш» по береговой территории со стороны поселка Большой Утриш. Волонтерам КРОД «Доброе Утро», в соответствии с Соглашением о взаимодействии от 12.05.2021г. выдаются временные пропуска на период проведения уборки территории заповедника «Утриш» от мусора. Сил администрации ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» и неравнодушных людей недостаточно чтобы единовременно в кратчайший период убрать весь накопленный годами мусор. Кроме того, мусор, собранный на данной территории, можно вывезти только при помощи водного транспорта, способного подойти к берегу. Погодные условия не всегда позволяют осуществить вывоз мусора своевременно и безопасно. Тем не менее субботники по уборке мусора силами сотрудников администрации заповедника проводятся с постоянством не реже двух раз в месяц. Вины ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в наличии мусора на указанной в постановлении территории нет. В настоящее время мусор на данной территории убран. Вынесение постановления, обязывающего заплатить немалый штраф в размере 100 000 рублей, не способствует реализации задач, стоящих перед ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», а наоборот подрывает и без того шаткое, финансовое состояние ФИО1. В результате выплаты такого штрафа цели административного наказания не будут достигнуты. Мусор будет убирать сложнее, поскольку на уплату штрафа будут использованы денежные средства, полученные от иной коммерческой деятельности ФИО1, а это деньги необходимые для выплаты достойной заработной платы сотрудникам Заповедника, их премии. Таким образом, место совершения административного правонарушения не входит в сферу полномочий ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», вины ФИО1 в появлении мусора на территории участков леса нет. ФИО1 прилагает все возможные усилия по наведению порядка на территории, которая в будущем юридически будет оформлена надлежащим образом в качестве территории находящейся под управлением ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» и за это ФИО1 привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей. Срок на обжалование постановления составляет 10 суток. Постановление получено 18.11.2021г. Жалоба была подана 00.00.0000. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем не подавалось. Заявитель жалобы заблуждался относительно переноса последнего дня обжалования, который выпал на выходной день, и что последним днем срока, предоставленного для обжалования, считается первый рабочий день. Срок на обжалование был пропущен незначительно. С целью скорейшего рассмотрения жалобы, после вынесения определения от 06.12.2021г. судьей Анапского районного суда (...)ФИО7 жалоба была откорректирована и отправлена в суд в электронном виде. Однако такой способ отправки жалоб по делам об административных правонарушениях не предусмотрен КоАП РФ, что и отражено в определении судьи Анапского районного суда (...)ФИО8 от 23.12.2021г. Определения суда, о возврате жалобы, было получено в ФИО100.00.0000г. В следующий рабочий день 17 января в ФИО1 был выявлен больной с положительным тестом на Ковид-19. В связи с этим своевременно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока не представилось возможным до получения соответствующих тестов у других работников, в том числе у лица, подписавшего жалобу. Таким образом, в результате ряда последовательных событий срок для обжалования постановления пропущен значительно. Просят суд восстановить пропущенный срок на обжалование постановления от 17.11.2021г. 000-Н-З о назначении административного наказания в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш»; отменить постановление 17.11.2021г. 000-Н-З о назначении административного наказания в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
В судебном заседании представитель заявителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» ФИО9, доводы жалобы поддержала в полном объеме просила отменить постановление от 00.00.0000000-Н-3 о признании юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО10 возражал против удовлетворения жалобы представителя юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении по ранее представленным доводам, просил оставить постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от 00.00.0000000-Н-3 о признании юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ без изменения.
Из содержания оспариваемого постановления главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4000-Н-3 от 00.00.0000 следует, что на основании поступивших в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора из Анапской межрайонной прокуратуры обращений ФИО11 по факту нарушения природоохранного законодательства на территории государственного природного заповедника «Утриш» (вх. №№ ОП-1816, ОП-1817) в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 00.00.0000 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 00.00.0000 примерно в 13 часов 00 минут на территории государственного природного заповедника «Утриш» в прибрежном участке леса в районе второй и третьей лагун в точках с приблизительными координатами: 44,73865° С, 37,41303° В; 44,73864° С, 37,41306° В; 44,73522° С, 37,41842° В; 44,73521° С, 37,41843° В; 44,73521° С, 37,41844° В; 44,73560° С, 37,41850° В; 44,73591° С, 37,41819° В; 44,73592° С, 37,41821° В; 44,73387° С, 37,42130° В; 44,73323° С, 37,42278° В, выявлены факты захламления лесных участков отходами производства и потребления, отходами жизнедеятельности человека, в том числе и горючими. Так в древостое, представленном в основном хвойными насаждениями непосредственно под кронами деревьев установлены факты складирования и захламления лесных участков древесными отходами: очищенные (окорененные) доски, сухие бревна, поломанная деревянная мебель и др. Отходы жизнедеятельности человека представлены повсеместно разбросанными пластиковыми пакетами, пластиковой мебелью, бумагой, тряпками, стеклянными баллонами, встречены отработанные баллончики пулевизаторы (распылители), металлическая и пластиковая посуда, для употребления пищи, пластиковые канистры и др. Ранее постановлением 000-Н-2 от 00.00.0000, вступившим в законную силу 00.00.0000 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» уже было привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении 000-Н-1 от 00.00.0000, и другими материалами дела.
Изложенное послужило основанием для привлечения ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ст.ст. 50.7, 51 Лесного кодекса РФ от 00.00.0000 № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000000.
Заслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд полагает, что постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от 00.00.0000000-Н-3 о привлечении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, к числу которых относится наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Довод заявителя о незаконности постановления ввиду отсутствия у ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» права пользования земельными участками, на которых расположен Государственный природный заповедник «Утриш», а также о незаконности постановления ввиду недостаточности сил, средств Заповедника и времени судом отклоняются как необоснованные по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000-р учрежден государственный природный заповедник «Утриш», общей площадью 10008 гектаров, включая земли лесного фонда в (...) и Новороссийск ((...)) площадью 9225 гектаров и земли водного фонда площадью 783 гектара (2 участка внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, примыкающие к юго-западному побережью Абрауского полуострова между водотоками Широкая Щель и Водопадная Щель), который отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). На данной территории установлен режим особой охраны природных комплексов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000 «О расширении территории государственного природного заповедника «Утриш» территория государственного природного заповедника «Утриш» расширена за счет отнесения к его территории земельных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 684,83 гектара, земель водного фонда площадью 645,43 гектара (прилегающая акватория Черного моря) и земельных участков, категория которых не определена, общей площадью 0,5 гектара, расположенных на территории муниципальных образований (...) и город-курорт (...), определив, что площадь государственного природного заповедника «Утриш» составляет 11338,76 гектара, включая земли водного фонда площадью 1428,43 гектара.
С целью управления территорией заповедника распоряжением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000-р создано федеральное государственное бюджетное ФИО1 «Государственный природный заповедник «Утриш», предметом и целями деятельности ФИО1 определены сохранение и восстановление природных комплексов на территории заповедника.
Приказом Минприроды России от 00.00.0000000 утверждено Положение о государственном природном заповеднике «Утриш», которым определён правовой статус заповедника «Утриш», установлен режим особой охраны заповедника, содержатся сведения о площади, утверждены описание местонахождения и границ заповедника, в том числе водных участков.
Управление и организация деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш» осуществляется на основании Положения о заповеднике, а также на основании ФИО1 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
Согласно ФИО1 является Правительство Российской Федерации. Полномочия ФИО1 от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3), собственником имущества ФИО1 является Российская Федерация (пункт 4), недвижимое имущество, расположенное в границах заповедника, является федеральной собственностью, земельные участки в границах заповедника предоставляются ФИО1 в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 13). Предметом деятельности ФИО1 является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о заповеднике, иными нормативными правовыми актами и настоящим ФИО1 (пункт 19). Целями деятельности ФИО1 является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (пункт 20). В соответствии с целями, для достижения которых создано ФИО1, ФИО1 в установленном законодательством РФ порядке осуществляет основные виды деятельности, в том числе, выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций, мероприятия по выделению в натуре внешних границ территории заповедника, оснащение аншлагами, информационными щитами и знаками) (пункт 21).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 00.00.0000 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники помимо прочего возлагаются задачи по осуществлению охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов (подпункт а).
Приказом Минприроды России от 00.00.0000000 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (далее Приказ 000).
Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории (пункт 11 Приказа 000).
Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации от 00.00.0000 № 200-ФЗ (Далее - Лесной кодекс) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожара включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000 настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещено засорение леса отходами производства и потребления.
В совокупности вышеизложенные нормы возлагают на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ФИО1 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», собственником имущества ФИО1, является Российская Федерация. При этом ФИО1 является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета (пункт 11), вправе оказывать платные услуги, доходы бюджетного ФИО1 поступают в самостоятельное распоряжение этого ФИО1 (пункт 23).
Кроме того, у ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» имеются внебюджетные фонды, в том числе, и от деятельности глэмпинга «Жемчужный».
Следовательно, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение на территории заповедника требований пожарной безопасности
Изложенными выше нормами на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» возложена обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, в том числе, по предупреждению лесных пожаров и устройству противопожарных водоемов и эта обязанность не зависит от финансовых трудностей ФИО1.
С момента передачи Заповеднику территорий Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000 «О расширении территории государственного природного заповедника «Утриш» до момента выявления административного правонарушения прошло более 7 месяцев. Данного срока вполне достаточно для того, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах на территории Заповедника.
Изложенное указывает на безосновательность доводов ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
Из содержания материалов дела об административном правонарушении следует, что Приказом Минприроды России от 00.00.0000000 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (далее Приказ 000).
В совокупности вышеизложенные нормы возлагают на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.
Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении следует, что на территории государственного природного заповедника «Утриш» в прибрежном участке леса в районе второй и третьей лагун в точках с приблизительными координатами: 00.00.0000 В выявлены факты захламления лесных участков отходами производства и потребления, отходами жизнедеятельности человека, в том числе и горючими.
Таким образом, из материалов дела об административном правонарушении следует, что действие (бездействие) ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в части обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов на землях государственного природного заповедника «Утриш» может нанести ущерб природным комплексам и экосистеме особо охраняемой природной территории федерального значения в целом ввиду создания пожароопасной ситуации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» требований ч.1 ст.50.7, 51 Лесного кодекса РФ от 00.00.0000 № 200-ФЗ, а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000000.
Доводы представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» о том, что до настоящего времени лесные участки, на которых расположен государственный заповедник «Утриш» в пользование и владение собственником Российской Федерацией и его полномочным представителем Росимуществом не передавались ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», поэтому ФИО1 со дня образования и до настоящего времени не может быть субъектом административной ответственности по ч.1 ст. 50.7, 51 Лесного кодекса РФ от 00.00.0000 № 200-ФЗ, судом отклоняются как необоснованные по следующим основаниям.
Из содержания выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 000 следует, что они находятся в собственности Российской Федерации, относятся к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования государственный природный заповедник «Утриш».
Распоряжением Правительства РФ от 00.00.0000000-р учрежден государственный заповедник «Утриш» общей площадью 10 008 гектаров. На данной территории установлен режим особой охраны природных комплексов.
Распоряжением Правительства РФ от 00.00.0000000-р создано ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», предметом и целями деятельности ФИО1 определены сохранение и восстановление природных комплексов на территории заповедника.
В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном природном заповеднике, утвержденное Приказом Минприроды РФ от 00.00.0000000 на заповедник возложена задача по осуществлению охраны природных территорий, приложением 1 установлены границы заповедника.
Вышеуказанные положения действующего законодательства не освобождают ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» от несения обязанностей по соблюдению требований ч. 1 ст. 50.7 и ст. 51 Лесного кодекса РФ, а возлагают на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствием с пунктом 00.00.0000 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 N 400 (деле - Положение N 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными ФИО1, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки).
Суд учитывает, что пункт 00.00.0000 Положения N 400 в части исключения из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществление государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заповедников, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными ФИО1, находящимися в ведении Минприроды России, противоречит пунктам 2 и 3 статьи 33 Закона N 33-ФЗ, поэтому в применению при рассмотрении настоящего спора не подлежит.
Пунктом 5 Положения N 1391 определены должностные лица, осуществляющие государственный надзор в федеральных государственных бюджетных ФИО1, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Таким образом, государственный надзор в области охраны и использования государственных природных заповедников могут осуществлять как Росприроднадзор и его территориальные органы, так и ФИО1, осуществляющие управление этими государственными природными заповедниками.
В соответствии с ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных ФИО1, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доказательствами виновности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ являются акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований 000-Ф-1 от 00.00.0000; фототаблицы; протокол об административном правонарушении 000-Н-1 от 00.00.0000; постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000000-Н-3, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица.
Таким образом, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Действия ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» согласно санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» и отмены или изменения постановления должностного лица отсутствуют.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Восстановить пропущенный срок на обжалование постановления от 17.1.1.2021г. 000-Н-3 о назначении административного наказания в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
Постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 о назначении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» административного наказания по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в виде административного штраа в размере 100 000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш»– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в (...)вой суд в течение десяти дней с момента вручения (получения) копии решения путем подачи апелляционной жалобы через (...)ый суд (...)
Судья
Анапского районного суда С.А.Киндт