Судья Неказаченко Н.П. Дело № 12-370/2018
№ 7-5/2019
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
31 января 2019 года город Магадан
Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
при секретаре Биттер Т.А.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитника Куделина А.В., прокурора Зариповой Е.В., представителя административного органа ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО3, протест прокурора города Магадана Буйских Ю.А. на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 6 декабря 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы законного представителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 октября 2018 года № 91 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5», юридический адрес: <...>, ИНН <***>, КПП 490901001, ОГРН <***>,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - Управление ФАС по Магаданской области) ФИО3 от 8 октября 2018 года № 91 юридическое лицо - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» (далее - МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Магаданского городского суда от 6 декабря 2018 года названное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе и протесте должностное лицо административного органа, прокурор ставят вопрос об отмене вынесенного по делу судебного постановления.
Указывают, что Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) определяет специальные требования к закупкам автономными учреждениями при осуществлении капитальных вложений и имеет преимущественное значение перед Положением о закупке товаров, работ и услуг МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» от 20 октября 2017 года (далее - Положение о закупке), в связи с чем Учреждение при заключении с обществом с ограниченной ответственностью «<I>» (далее - ООО «<I>») договора на выполнение комплекса взаимосвязанных работ «под ключ» (проектирование, реконструкция, оснащение оборудованием и мебелью) надлежало руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.
Учреждение, выбрав неверный способ закупки при заключении договора с ООО «<I>», тем самым нарушило положения пункта 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа также считает, что жалоба законного представителя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» рассмотрена судьей Магаданского городского суда с нарушением положений части 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Выслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Магадана в соответствии с поручением прокуратуры Магаданской области проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5».
Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Магадан», функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования мэрии города Магадана (пункт 1.6 Устава).
В ходе проверки установлено, что распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана от 16 октября 2017 года № 318-р, от 28 декабря 2017 года № 460-р Учреждению в оперативное управление передано нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
На мероприятия по реконструкции указанного здания решениями Магаданской городской Думы от 26 декабря 2016 года № 106-Д, от 27 декабря 2017 года № 94-Д в бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2017 и 2018 годы предусмотрены субсидии автономным учреждениям на иные цели (вид расходов «622») из средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.
21 сентября, 28, 29 декабря 2017 года до Учреждения уведомлением о лимитах бюджетных обязательств сводной бюджетной росписи по расходам муниципального образования «Город Магадан» Учредителем доведены лимиты по статье расходов «622» (субсидии автономным учреждениям на иные цели).
25 сентября и 29 декабря 2017 года между департаментом образования мэрии города Магадана и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» заключены соглашение, дополнительные соглашения, предметом которых явилось предоставление Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Магадан» субсидий на осуществление мероприятий по реконструкции здания по проспекту Карла Маркса, дом 67-В под дошкольное образовательное учреждение № 5 из средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области на условиях деятельности Особой экономической зоны в определенных в соглашениях суммах.
Таким образом, Учреждению предоставлены денежные средства на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности из бюджета муниципального образования «Город Магадан».
7 ноября 2017 года МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» и ООО «<I>» заключили договор №... на выполнение комплекса взаимосвязанных работ «под ключ» (проектирование, реконструкция, оснащение оборудованием и мебелью) по объекту «Реконструкция здания по проспекту Карла Маркса, дом 67-В под дошкольное образовательное учреждение № 5», в соответствии с условиями которого с учетом дополнительного соглашения № 1 от 27 апреля 2018 года, срок выполнения работ установлен с 7 ноября 2017 года по 1 января 2019 года, цена договора составила 324 517 120 руб. 00 коп.
Указанный договор заключен в соответствии с подпунктом «е» пункта 8.4.2 Положения о закупке, в котором определено, что прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров (работ, услуг) и не существует никакой разумной альтернативы или замены, в том числе, в случае если заключается договор на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту или реконструкции объекта капитального строительства, в том числе предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству (капитальному ремонту или реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в отношении которых получено положительное заключение государственной экспертизы или получено положительное заключение экспертной проверки обоснованности сметной стоимости подлежащих выполнению работ.
Между тем в силу части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе проведение названной выше закупки должно осуществляться Учреждением в порядке, предусмотренном данным законом, поскольку Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Магадан» предоставлены денежные средства на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности.
Изложенные обстоятельства явились основанием для вынесения в отношении МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришла к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» состава вмененного административного правонарушения, поскольку Учреждение вправе было осуществлять закупку услуг в порядке, установленном Законом о закупках.
При этом судья исходила из того, что денежные средства внебюджетного Фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях Особой экономической зоны перечислены Учредителем на счет МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» с указанием целевой статьи и вида расходов в соответствии с бюджетной росписью муниципального образования «Город Магадан» («622»), а также назначением платежа - субсидии автономным учреждениям на иные цели.
Из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении.
За пределами срока давности привлечения к административной ответственности решить вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представляется возможным.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, составляет один год.
Из содержания постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 27 августа 2018 года усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, имели место 7 ноября 2017 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 7 ноября 2018 года.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации Российской Федерации об административных правонарушениях» возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на решение судьи районного суда, отменившего постановление должностного лица, является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года).
Решением судьи Магаданского городского суда от 6 декабря 2018 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 октября 2018 года № 91, вынесенное в отношении МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5», отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), срок давности привлечения МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» к административной ответственности на момент рассмотрения настоящих жалобы и протеста истек, в связи с чем возможность возобновления производства по делу, а также правовая оценка действий юридического лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таком положении, принимая во внимание невозможность ухудшения положения юридического лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
Ссылка в жалобе на нарушение судьей Магаданского городского суда положений части 3 статьи 30.1 КоАП РФ несостоятельна.
Компетенция арбитражных судов по делам об обжаловании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности установлена нормами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Из положения части 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно Уставу Учреждения основными видами деятельности МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» являются дошкольное образование, дополнительное образование детей дошкольного возраста, присмотр и уход за детьми (л.д. 55).
Из материалов дела усматривается, что Учреждение при заключении договора от 7 ноября 2017 года №... на выполнение комплекса взаимосвязанных работ «под ключ» (проектирование, реконструкция, оснащение оборудованием и мебелью) по объекту «Реконструкция здания по проспекту Карла Маркса, дом 67-В под дошкольное образовательное учреждение № 5» допустило нарушение положений пункта 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках и части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе.
За совершении указанных действий прокурором в отношении Учреждения вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в осуществлении закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке.
Таким образом, вменяемое Учреждению правонарушение не связано с осуществлением юридическим лицом предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, следовательно, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении относится к компетенции суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах судья Магаданского городского суда вопреки доводам жалобы правомерно рассмотрела жалобу законного представителя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 октября 2018 года № 91 в соответствии с требованиями части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 6 декабря 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы законного представителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 октября 2018 года № 91 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5», оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО3, протест прокурора города Магадана Буйских Ю.А. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра