Дело № 12-370/2021
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск 09 сентября 2021 года
Судья Советского районного суда г. Челябинска Хорошевская М.В.,
при секретаре Череватых А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс на постановление о наложении штрафа по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс вынесенное руководителем Управления Федеральной Антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе Ю.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
07.07.2021 г. министром строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе Ю.С. подана жалоба на постановление о наложении штрафа по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в которой просит отменить указанной постановление, прекратить производство по делу с вынесением устного замечания, поскольку вынесенное постановление не отвечает принципам справедливости.
В судебное заседание министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе Ю.С. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Элбакидзе Ю.С., действующая по доверенности -Настенко И.М., в судебном заседании поддержала требование об отмене вынесенного постановления по доводам жалобы, доводам, изложенным в дополнениях к жалобе.
Представитель УФАС - Володина К.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала по доводам жалобы.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о закупках изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных данной нормой.
Перечень вышеуказанных случаев является исчерпывающим и не предусматривает возможность составления корректировочного графика выполнения работ по контракту на основании соглашения сторон.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, выявленные должностным лицом Управления Федерального казначейства по Челябинской области и должностным лицом Челябинского УФАС России в действиях Элбакидзе Ю.С. нарушения законодательства о контрактной системе выразились в следующем.
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov-ru (далее - ВИС), по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Законом о контрактной системе, Министерством с Обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания «Строй- Дом» (Генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на завершение строительно-монтажных работ по объекту «Спортивно- тренировочный центр по современному пятиборью на базе конноспортивного комплекса «Рифей» по адресу: <адрес>» (далее - Объект) (реестровый номер контракта № (далее - Контракт №) на сумму 132 438 441,60 рублей.
Согласно разделу 3 «Сроки выполнения работ» Контракта №:
-пункт 3.3: Окончание выполнения работ - в течение 5 (пяти) месяцев с начала выполнения работ.
В соответствии с пунктом 13.1 Контракта № контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что не освобождает генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств.
В соответствии с пунктами 12.1 и 12.2 Контракта № изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом, объема работы или услуги, качества выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
в) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий шнтракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом;
г)если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон шнтракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
д) если контракт по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине генерального подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по сошашеншо сторон определяется новый срок возврата государственным заказчиком генеральному подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине генерального подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных генеральным подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, предоставления генеральным подрядчиком в соответствии с Федеральным законом Ms 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта;
е) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом 44-ФЗ. Изменения или дополнения, вносимые в контракт, оформляются в письменной форме, подписываются обеими сторонами контракта и являются неотъемлемыми частями контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, министерством в лице заместителя Министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе Ю.С., действующего на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы исполнения обязанностей и наделении должностных лиц Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области отдельными полномочиями» с Обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания «СтройДом» на основании пункта 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта б статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации 29 декабря 2020 г. заключено дополнительное соглашение № к Контракту № от 21.07.2020г.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ сторонами внесены изменения:
-пункт 3.3 изложен в новой редакции «Окончание выполнения работ - в течение 12 (двенадцати) месяцев с начала выполнения работ»;
-пункт 13.3 изложен в новой редакции «Настоящий контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что не освобождает генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств».
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе и п.6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных кон-фактом.
Согласно данным выпискам из бюджетной росписи Министерства на 2020 год, бюджетной сметы Министерства на 2020 финансовый год (на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов) на ДД.ММ.ГГГГ., отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503127) на ДД.ММ.ГГГГ Министерству доведены бюджетные ассигнования по расходам областного бюджета и лимиты бюджетных обязательств по КБК № в сумме 151 688 500,00 рублей. В 2020 году кассовые расходы по объекту по КБК № составили 45 059 477,02 рублей, в том числе по Контракту № в сумме 35 548 441,42 рублей.
В соответствии с данными отчета о бюджетных обязательствах на ДД.ММ.ГГГГ (форма по ОКУД №) на ДД.ММ.ГГГГ (далее-Отчет ф. 0503128) по КБК № принято бюджетных обязательств, в том числе с применением конкурентных способов на сумму 132 438 441,60 рублей, принято и исполнено денежных обязательств на сумму 45 059 477,02 рублей, соответственно.
В ходе проверки уменьшение доведенных лимитов бюджетных обязательств по КБК № Министерством не установлено, по данным отчета ф. № имеются не исполненные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 106 629 022,98 рублей.
Таким образом, путем заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ изменен срок окончания работ по Контракту №, что не предусмотрено частью 2 статьи 34, статьей 95 Закона о контрактной системе, тем самым изменены условия Контракта №, возможность изменения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, то есть не более чем на 5 месяцев. Фактически увеличение срока исполнения контракта составило 7 месяцев (12 мес. - 5 мес.).
В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 34, статьей 95 Закона о контрактной системе, в отсутствии в 2020 году уменьшения лимитов бюджетных обязательств по КБК № Министерством допущены изменения условий Контракта №, не предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе, а именно путем заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ увеличен срок окончания выполнение работ по Контракту № с 5 месяцев до 12 месяцев.
Согласно постановлению губернатора Челябинской области А.Л. Текслера № от ДД.ММ.ГГГГ Элбакидзе Ю.C. в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя министра строительства и инфраструктуры Челябинской области.
Установив данные обстоятельства, руководитель УФАС по Челябинской области с учетом действующего законодательства о контрактной системе и статьи 2.4 КоАП РФ пришел к правильному выводу о совершении должностным лицом Элбакидзе Ю.С., административного правонарушения, выразившегося в изменении условий контракта в нарушение Закона о закупках, что предусматривает административную ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Факт наличия установленных УФАС по Челябинской области нарушений, подтвержден протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением Челябинского УФАС № от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела об административном правонарушении.
Факт совершения Элбакидзе Ю.С. административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств.
Имеющиеся доказательства в своей совокупности являются достаточными для установления вины Элбакидзе Ю.С., нарушений требований ст. 26.2 КоАП РФ при их получении не допущено.
Выводы антимонопольной службы о наличии вины Элбакидзе Ю.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, надлежащим образом мотивированы, собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Элбакидзе Ю.С. антимонопольным органом верно квалифицированы по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не нарушены.
Постановление антимонопольного органа отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства вины, содержится мотивированное решение по делу.
Вместе с тем постановление руководителя Челябинского УФАС от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Элбакидзе Ю.С. подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, в результате его совершения.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Исходя из положений Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии достаточных оснований для освобождения Элбакидзе Ю.С. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства и конкретные мотивы совершения правонарушения, отсутствие каких-либо вредных последствий в результате действий Элбакидзе Ю.С., данные о личности виновного, который ранее не привлекался к административной ответственности за однородные административные правонарушения, судья считает возможным в силу положений ст. 2.9 КоАП РФ освободить Элбакидзе Ю.С. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
При этом, суд принимает во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ между Обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания «СтройДом» и министром строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе Ю.С. заключено соглашение о расторжении дополнительного соглашения от 29.12.2020г№, которое, в свою очередь, признано недействительным с момента заключения в связи с ошибочностью его заключения (п. 1 Соглашения).
Более того, в оспариваемом постановлении антимонопольного органа, основанием для не применения к данным правоотношениям п. 2.9 КоАП РФ указан факт установления начальной (максимальной) цены контракта, что не может быть принято во внимание судом, поскольку какие-либо изменения относительно цены контракта со стороны министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе Ю.С. в рассматриваемом случае не имели место, как и наступление негативных последствий, на что указывалось ранее.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс на постановление о наложении штрафа по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс вынесенное руководителем Управления Федеральной Антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление о наложении штрафа по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс, отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс от административной ответственности.
Объявить министру строительства и инфраструктуры Челябинской области Элбакидзе юс устное замечание.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий: М.В. Хорошевская