ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-370/2022 от 06.04.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Гадыршин Д.И.

УИД 16RS0046-01-2021-024504-71

Дело № 77-519/2022

Дело № 12-370/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

06 апреля 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Трейд Металл» Галиева И.И. на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 февраля 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Трейд Металл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашской Республике от 09 декабря 2021 года № .... общество с ограниченной ответственностью «Трейд Металл» (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Руководитель общества Галиев И.И. с таким административно-юрисдикционным актом не согласился и обжаловал его в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья районного суда, пересмотрев дело, названное постановление оставил без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, генеральный директор хозяйствующего субъекта Галиев И.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся правоприменительных актов и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника общества Решеткина М.С., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ).

Статья 3 настоящего закона к числу основных принципов охраны окружающей среды относит, в частности, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 80.1 Закона № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

При этом выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 80.2 Закона № 7-ФЗ ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такой порядок нашел свое отражение в Правилах организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 года № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» (далее по тексту – Правила № 542).

В развитие процитированных законоположений в пункте 3 Правил № 542 определено, что организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя:

а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;

б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект);

в) согласование и утверждение проекта;

г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда;

д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Проведение работ, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель) (пункт 4 Правил № 542).

Пункт 7 Правил № 542 гласит, что исполнитель призван согласовать проект работ по ликвидации накопленного вреда с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В силу статьи 1 Закона № 7-ФЗ к требованиям в области охраны окружающей среды относятся предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, общество было подвергнуто административному преследованию по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что, приступая к выполнению работ по рекультивации нарушенных земель нефтесодержащими загрязнениями в селе <адрес> Сабинского муниципального района Республики Татарстан в рамках государственного контракта от 30 апреля 2020 года № 23-20/смр, заключенного с ГКУ «Главинвестстрой Республики Татарстан», в нарушение вышепроцитированных требований природоохранного законодательства не разработало и не согласовало с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проект работ по ликвидации накопленного вреда.

Суд первой инстанции, поддерживая выводы должностного лица, изложенные в спорном постановлении, и полагая, что юридическое лицо привлечено к публично-правовой ответственности в пределах срока, установленного для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что содеянное им представляло собой длящееся правонарушение.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В то же время характер описания события правонарушения в контексте действующего правового регулирования в области охраны окружающей среды, приведенного в протоколе об административном правонарушении, свидетельствует о том, что оно не является длящимся и прекращается окончанием хозяйственной деятельности без соблюдения требований природоохранного законодательства.

Согласно приобщенному к материалам дела акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 02 декабря 2020 года № 1431-СТО работы по рекультивации нарушенных земель нефтесодержащими загрязнениями в селе <адрес> Сабинского муниципального района Республики Татарстан были начаты обществом в апреле 2020 года и завершены в ноябре 2020 года (л.д. 54).

Изложенное свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности общества подлежит исчислению с 01 декабря 2020 года, то есть с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены экологически значимые работы.

Следовательно, вопреки мнению судьи районного суда, к моменту вынесения спорного постановления (09 декабря 2021 года) срок, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уже истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таком положении постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашской Республике от 09 декабря 2021 года № .... и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 февраля 2022 года надлежит отменить, а производство по делу – прекратить ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Трейд Металл» Галиева И.И. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашской Республике от 09 декабря 2021 года № .... и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 февраля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Трейд Металл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение18.04.2022