ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-370ПО от 02.12.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

04RS0023-01-2021-000692-82

Судья Низовцев А.В., № 5-326/2021

Дело № 12-370 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

2 декабря 2021 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Барановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Хужир Энтерпрайз» на постановление судьи Тункинского районного суда Республики Бурятия от 20 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Хужир Энтерпрайз»,

установил:

постановлением судьи Тункинского районного суда Республики Бурятия от 20 августа 2021 года ООО «Хужир Энтерпрайз» (далее также – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Хужир Энтерпрайз» Антипов В.Н. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что проверка в отношении привлекаемого к административной ответственности лица проведена Пробирной палатой с нарушением установленного законом порядка, без утвержденного прокуратурой плана проверок, без уведомления общества о проведении проверки. При назначении административного наказания судья районного суда не учел смягчающие вину обстоятельства; необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

В судебном заседании представитель ООО «Хужир Энтерпрайз» Антипов В.Н. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Государственный инспектор отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 2 (г.Улан-Удэ) Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу Яворский С.Б. доводам жалобы возражал.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее также - Федеральный закон № 115-ФЗ) под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее – Положение о предоставлении информации).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о предоставлении информации организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о предоставлении информации организации и индивидуальные предпринимателя предоставляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию, указанную в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Хужир Энтерпрайз» является добыча руд и песков драгоценных металлов.

По итогам проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, административным органом выявлен факт нарушения обществом требований Федерального закона № 115-ФЗ и Положения о предоставлении информации.

Так, УФСБ России по Республике Бурятия проведен анализ документов ООО «Хужир Энтерпрайз» по вопросу соблюдения обществом законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

13 ноября 2020 года заместитель начальника УФСБ России по Республике Бурятия направил материалы проверки руководителю МРУ Пробирной палаты России по ДФО.

Из данных материалов усматривается, что по состоянию на 5 мая 2021 года обществом сформировано и направлено в уполномоченный орган восемь электронных сообщений, в том числе:

- семь сообщений по форме ФЭС-1ФМ об операциях с иным имуществом (приложение № 9);

- одно сообщение по форме ФЭС-3ФМ о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Сообщения по форме ФЭС-1ФМ составлены по последним семи операциям, осуществленным 31 марта и 4 мая 2021 года. В качестве кода признака операции во всех сообщениях указаны операции, совершаемые с иным имуществом. Даты совершения операций во всех сообщениях указаны неверно по дате платежных поручений, а не по дате актов приема-передачи драгоценных металлов, составленных между уполномоченными представителями банка и работниками аффинажного завода ОАО «<...>».

Также в сообщениях неверно указаны суммы операций – вместо стоимости драгоценных металлов, указанных в актах приема-передачи, указаны суммы из платежных поручений; назначение платежа (необоснованно указаны заявки на фиксацию рыночной цены); характеристика операции (вместо передачи драгоценного металла по договору купли-продажи указано получение денежных средств).

То есть направленные сообщения содержат недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Единственное сообщение о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, по форме ФЭС-3ФМ направлено в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) 31 марта 2021 года.

Продажа драгоценных металлов с период с 24 декабря 2019 года по 28 сентября 2020 года осуществлялась покупателю ПАО «<...>» по двум договорам купли-продажи золота (№ 226/2019-КП от 18 ноября 2019 года; № 65/2020-КП от 19 февраля 2020 года).

За период со 2 октября 2020 года по настоящее время продажа драгоценных металлов осуществлялась покупателю АО «<...>» по трем договорам купли-продажи золота (№ 2020/84-ДМ от 9 сентября 2020 года; № 2020/86-ДМ от 8 декабря 2020 года; № 2021/31-ДМ от 16 февраля 2021 года).

В результате анализа документов по операциям по указанным выше следкам установлено, что в нарушение требований пункта 4 статьи 6, подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в семи сообщениях по форме ФЭС-1ФМ за период с 31 марта по 5 мая 2021 года:

FM01_1_031500830003150001_20210402_0100000001;

FM01_1_031500830003150001_20210414_0100000001;

FM01_1_031500830003150001_20210414_0100000002;

FM01_1_031500830003150011_20210416_0100000001;

FM01_1_03150083000315001_20210428_0100000001;

FM01_1_031500830003150001_20210428_0100000002;

FM01_1_03150018300031150001_20210505_0100000001,

направленных в Росфинмониторинг по договору купли-продажи от 16 февраля 2021 года № 2021/31-ДМ, заключенному с АО «<...>», указаны недостоверные сведения о датах совершения операций, суммах операций, назначении платежей, характеристиках операций.

Кроме того, в проверяемом периоде документально не зафиксированы и не представлены в уполномоченный орган сообщения о 53 операциях с имуществом (драгоценными металлами) и 80 операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО ООО «Хужир Энтерпрайз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность общества подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, в том числе протоколом № 37 об административном правонарушении от 17 июня 2021 года; справкой о результатах исследования материалов в отношении ООО «Хужир Энтерпрайз» от 12 мая 2021 года, составленной МРУ Пробирной палатой России по ДФО; сведениями информационного портала Росфинмониторинг; формализованными электронными сообщениями об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и иными доказательствами.

Оснований подвергать сомнению вывод судьи районного суда о наличии в действиях общества состава инкриминируемого административного правонарушения не имеется.

Доказательств невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, не установлено.

Вопреки доводам жалобы порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.

В соответствии с частью 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и характера административного правонарушения, судья районного суда сделал верный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, поскольку в результате действий (бездействия) юридического лица, выраженных в составлении и направлении уполномоченному органу сообщений об операциях с денежными средствами и иным имуществом, содержащих недостоверные сведения, а также в непредставлении ряда таких сообщений, допущено существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, принимая во внимание наличие смягчающих вину обстоятельств (признание вины, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное устранение нарушений, отсутствие сведений о привлечении общества к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения), отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости снижения размера назначенного судьей районного суда штрафа до 200 000 руб.

Таким образом, постановление судьи районного суда подлежит изменению.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление судьи Тункинского районного суда Республики Бурятия от 20 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Хужир Энтерпрайз» изменить.

Размер назначенного ООО «Хужир Энтерпрайз» административного штрафа снизить до 200 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья Назимова П.С.