ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-371/20 от 15.10.2020 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 12-371/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев жалобу должностного лица главного бухгалтера Государственного унитарного предприятия ГУПС «Водоканал» ФИО1 – на постановление и.о. директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2 от 08.07.2020 года о привлечении к административной ответственности главного бухгалтера Государственного унитарного предприятия ГУПС «Водоканал» ФИО1 по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

УСТАНОВИЛ:

08.07.2020 года постановлением и.о. директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2 должностное лицо – главный бухгалтер ГУП города Севастополя «Водоканал» ФИО1 привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с жалобой, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, так как в ее обязанности входит ведение бухгалтерского и налогового учета вопросами тарифообразования занимается планово-экономический отдел, который находится в прямом подчинении у заместителя директора по экономике и сбыту, который несет ответственность за правильное применение тарифов и распределением затрат по регулируемым видам деятельности.

В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивала на доводах, изложенных в жалобе просила суд ее удовлетворить.

Выслушав заявителя, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч.2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 25.06.2020 года нарушения пункта 12 статьи 31 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.18 Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 22.05.2020) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.09.2020) (далее по тексту – Основ ценообразования), п.10 Приказа Минстроя России от 25.01.2014 N 22/пр "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" (далее по тексту – Порядка) что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении от 25.06.2020 года №3 следует, что приказом ГУПС «Водоканал» от 30.12.2019 года утверждена учетная политика предприятия на 2020 год. В ГУПС «Водоканал» осуществляются следующие виды деятельности, подлежащие государственному регулированию: техническое водоснабжение, услуги централизованного водоснабжения, услуги централизованного водоотведения, технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения, технологическое присоединение к централизованным системам водоотведения. Согласно положениям пп. 2 п. 13 Учетной политики на предприятии организован учет доходов и расходов, в том числе по обычным видам деятельности, а именно: техническое водоснабжение, услуги централизованного водоснабжения, услуги централизованного водоотведения, ливневая система водоотведения, технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения в части строительства, технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения в части нагрузки, технологическое присоединение к централизованным системам водоотведения в части нагрузки.

Согласно пп.2.5 п.13 Учетной политики в целях управления затратами и формирования себестоимости продукции синтетический и аналитический учет расходов ведется по обычным видам деятельности. При организации учета ГУПС «Водоканал» руководствуется ПБУ 10/99 «Расходы организации», порядком. Согласно пп.1.1 п.6 Учетной политики управленческие расходы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» на конец каждого отчетного года, в качестве условно-постоянных, списываются в себестоимость продаж. Согласно пп.1.3 п.6 Учетной политики расходы на обслуживание вспомогательных производств учитываются непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства» без предварительного накапливания на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

При этом, при рассмотрении приложения к Учетной политике №12 «Отчетная калькуляция себестоимости отпущенной воды» и «Отчетная калькуляция себестоимости отвода сточной жидкости» установлено, что расходы вспомогательных цехов (счет 23) и общехозяйственные расходы (счет 26) распределяются между регулируемыми видами деятельности исключительно в части услуг централизованного водоснабжения и услуг централизованного водоотведения.

Таким образом, нарушен пункт 18 Основ ценообразования, согласно которому Регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; транспортировка воды, включая распределение воды; транспортировка воды, включая распределение воды, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды); подвоз воды; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения; транспортировка сточных вод, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку сточных вод).

Также нарушен пункт 4 Порядка, устанавливающего правила ведения регулируемых организаций обязаны вести раздельный учет расходов и доходов по следующим регулируемым видам деятельности: 1) в сфере холодного водоснабжения: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; в) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения; 2) в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения: а) горячее водоснабжение, в том числе: приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; транспортировка горячей воды; б) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; 3) в сфере водоотведения: а) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; б) прием и транспортировка сточных вод; в) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Также нарушен п.10 Порядка, в соответствии с которым данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования: 1) производственные расходы; 2) ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; 3) административные расходы; 4) сбытовые расходы гарантирующих организаций; 5) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 6) расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; 7) расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; 8) нормативная прибыль. Состав расходов, входящих в указанные статьи, определяется в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Согласно положениям п.12 ст. 31 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На основании приведенных нарушений действующего законодательства в сфере ценообразования установленных в протоколе №3, 08.07.2020 года вынесено обжалуемое постановление, в котором указано, что нарушение установленного порядка ведения раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на счетах и субсчетах снижает степень достоверности информации, предоставляемой как в целях регулирования, так и в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также, препятствует осуществлению основной деятельности регулятора и подпадает по действие части 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Обжалуемым постановлением к административной ответственности привлечен главный бухгалтер ГУПС «Водоканал» в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Вместе с тем, с указанным постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что ФИО1 не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения.

ФИО1 назначена на должность главного бухгалтера ГУПС «Водоканал» приказом директора от 30.04.2015 года №880.

Согласно должностной инструкции Главного бухгалтера №818 от 30.04.2020 года имеющейся в деле о привлечении ее к административной ответственности, к задачам и обязанностям главного бухгалтера помимо прочего отнесено формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

Из пояснений заявителя и истребованной по ее ходатайству должностной инструкции заместителя директора по экономике и сбыту ГУПС «Водоканал» №757, следует, что организацией разработки проектов тарифов по регулируемым видам деятельности предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения занимается планово- экономический отдел, имеющий своего руководителя, который обязан знать законодательные акты по тарифному регулированию в сфере водоснабжения, водоотведения.

Таким образом, в обязанности главного бухгалтера относится формирование учетной политики в соответствие с законодательством о бухгалтерском учете и для целей ведения бухгалтерского и налогового учета, при этом организация разработки проектов тарифов в ее полномочиях не входит.

Доказательств, свидетельствующих о том, что именно главный бухгалтер предприятия является ответственным лицом за установление и применение тарифов и соблюдение порядка ценообразования материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Из пояснений заявителя и представленного суду положения о ведении учетной политики для целей ведения налогового и бухгалтерского учета, следует, что в ГУПС «Водоканал» предусмотрено ведение раздельного учета, данные формируются в регистрах бухгалтерского учета и выдаются пользователям для дальнейшей работы; основания для распределения 26 счета (общепроизводственных затрат) у главного бухгалтера отсутствовали, счет закрывался общей суммой на отдельный субсчет в рамках требования законодательства о бухгалтерском учете, далее эта информация направлялась в планово-экономический отдел для последующего ценообразования.

03.07.2020 года главный бухгалтер изменила ведение учета на основании служебной записки и.о. начальника планово-экономического отдела о необходимости распределения расходов по счету 26 на все виды деятельности.

С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административным органом сделан ошибочный вывод о наличии в действиях ФИО1 вины в совершении вменяемого ей административного правонарушения, так как в ее функциональные обязанности регулирование тарифов, формирование ценообразования не входило.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 08.07.2020 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО3 - удовлетворить.

Постановление и.о. директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2 от 08.07.2020 года о привлечении к административной ответственности должностного лица - главного бухгалтера Государственного унитарного предприятия ГУПС «Водоканал» ФИО3 по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главного бухгалтера Государственного унитарного предприятия ГУПС «Водоканал» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить, на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАп РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья