ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-371/2014 от 14.07.2014 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Дело № 12-371/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 по делу об административном правонарушении

 14 июля 2014 года                    г. Киров

 Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Мильчакова С.А., с участием лица, подавшего жалобу – ФИО1, ее представителей В. А.Г и К. О.В., при секретаре судебного заседания Целищевой Е.С., по адресу: <...>, в помещении Октябрьского районного суда г. Кирова,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, на постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 у с т а н о в и л:

 Постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года (далее по тексту МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде предупреждения.

 На постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года ФИО1 подала жалобу, в которой указала, что на основании приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.02.2014 № 17/33 комиссией проведена проверка соблюдения ОАО «Кировэнергосбыт» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в период с 17.02.2014 по 17.03.2014.

 По результатам проверки составлен Акт проверки № 18, на который 08.04.2014 ОАО «Кировэнергосбыт» были представлены возражения.

 19.03.2014 ведущим специалистом - экспертом отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО М. И.Е. по делу № 04-14/85/1 в отношении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении.

 28.04.2014 руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО С. А.П. вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-14/85/1, согласно которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

 В постановлении указано, что ею не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

 С постановлением МРУ Росфинмониторинга по ПФО о привлечении ее к административной ответственности не согласна, считает выводы, содержащиеся в постановлении от 28.04.2014, не соответствующие действующему законодательству РФ, а постановление – незаконным и необоснованным.

 При составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные нарушения норм Кодекса об административных правонарушениях РФ и порядок привлечения ее к административной ответственности.

 Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, назначенное на 19.03.2014 в г. Нижний Новгород в МРУ Росфинмониторинга по ПФО получено в г. Кирове в день составления протокола, т.е. 19.03.2014, что лишило ее возможности воспользоваться правами давать объяснения, знакомиться с материалами дела и т.д.

 Таким образом, данное уведомление МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 17-04-06/2234 от 18.03.2014 нельзя считать надлежащим, т.к. административный орган не предпринял необходимые и достаточные меры для ее извещения о времени и дате составления протокола.

 Таким образом, протокол об административном правонарушении от 24.03.2014 в отношении ФИО1, как составленный с грубыми нарушениями требований ст. 28 КоАП РФ, является недопустимым доказательством и ненадлежащим основанием административной ответственности, что влечет отмену постановления о назначении административного наказания, вынесенного на основании указанного протокола.

 Кроме того, акт проверки № 18 от 17.03.2014 направлен в адрес ОАО «Кировэнергосбыт» вместе с копией составленного протокола об административном правонарушении от 19.03.2014 № 04-14/85/1, и получен ОАО «Кировэнергосбыт 24.03.2014, т.е. после уведомления о составлении протокола и после составления протокола.

 В ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

 В постановлении МРУ Росфинмониторинга по ПФО указывается, что идентификация клиентов только лишь с открытой частью Перечня не свидетельствует об исполнении ОАО «Кировэнергосбыт» возложенной на него Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон) обязанности сверки клиентов, находящихся на обслуживании с актуальным Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (далее – Перечень).

 На официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу размещен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (www.fedsfm.ru/documents/terr-list). Указанный перечень является общедоступным.

 Довод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о том, что открытый Перечень, размещенный в сети Интернет в открытом доступе на официальном сайте Росфинмониторинга и опубликованный в «Российская газета», не учитывает в полном объеме всю информацию о наличии организаций и (или) физических лиц, включенных в перечень в соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона, поэтому при идентификации клиентов необходимо пользоваться только им, является необоснованным.

 Ни Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», ни иным документом не закреплена необходимость пользоваться Перечнем, который находится в закрытом доступе, обращение к которому происходит через личный кабинет.

 Информационное письмо Росфинмониторинга «О порядке использования портала Росфинмониторинга», размещенное на сайте Росфинмониторинга, не является нормативно-правовым актом, положения которого должны соблюдаться всеми в обязательном порядке. Указанное письмо носит информативный, рекомендательный характер, обязательность его положений ничем не предусмотрена.

 Таким образом, в соответствии с абзацем 2 части 2 стать 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и п. 7 Положения о порядке определения Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого Перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003, получение Перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму возможно путем отслеживания в «Российская газета», и скачивания общедоступного перечня, размещенного на официальном сайте, что и осуществляло ОАО «Кировэнергосбыт» при идентификации своих клиентов.

 Соответственно, как специальное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», она предприняла необходимые меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе по идентификации клиентов (сверки с Перечнем) в соответствии с действующим законодательством.

 Таким образом, вывод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о том, что идентификация клиентов ОАО «Кировэнергосбыт» только лишь с открытой частью Перечня не свидетельствует об исполнении возложенной на нее Федеральным законом обязанности является необоснованным.

 В постановлении так же указано, что отсутствие надлежащего осуществления внутреннего контроля повлекло отсутствие присвоения и фиксирования повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», что свидетельствует о неисполнении ею правил внутреннего контроля, утвержденных 01.08.2012, а также об отсутствии осуществления внутреннего контроля в организации.

 С указанными выводами она не согласна.

 В соответствии с заявлением ОАО «Кировэнергосбыт» о постановке на учет от 19.08.2011 № 11-26/623, п. 13 Карты постановки на учет в Росфинмониторинге, являющейся приложением к заявлению № 11-26/623 от 19.08.2011, уведомления о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-13/4980дсп от 26.08.2011, заявления ОАО «Кировэнергосбыт» о согласовании правил внутреннего контроля от 22.09.2011 № 11-26/711 ОАО «Кировэнергосбыт» постановлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО как оператор по приему платежей.

 Правила внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом ОАО «Кировэнергосбыт» № 216 от 01.08.2012, разработаны с целью регламентации организационной основы работы ОАО «Кировэнергосбыт» как оператора по приему платежей, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 Таким образом, действие Федерального закона, Положений о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, распространяется на ОАО «Кировэнергосбыт» только при осуществлении им деятельности в качестве оператора по приему платежей. На иную деятельность, осуществляемую ОАО «Кировэнергосбыт», их действие не распространяется.

 Договоры займа с ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» заключены ОАО «Кировэнергосбыт» в процессе хозяйственной деятельности, не связанной с деятельностью ОАО «Кировэнергосбыт» как оператора по приему платежей, которая не подпадает под регулирование Федерального закона. Соответственно, указанные сделки не подлежат оценке в соответствии с программой оценки риска, предусмотренной Правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт».

 Не обоснована так же ссылка МРУ Росфинмониторинга по ПФО на п. 1.3 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, согласно которому организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно) (далее – «разовые операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

 Таким образом, вывод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о несоблюдении ОАО «Кировэнергосбыт» Правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствует нормам ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 Соответственно, она, как специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», надлежащим образом исполняет законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, в том числе по идентификации клиентов.

 В связи с отсутствием события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении нее подлежит прекращению.

 Таким образом, постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу о назначении административного наказания № 04-14/85/1 от 28.04.2014 является незаконным и подлежит отмене, т.к. не соответствует нормам ч. 1 ст. 1.6, ч. 1 ст. 24.5, ч. 1, 2 ст. 25.1, ст. 26.2, ст. 28.2, подпунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 2, 5, 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п. 7 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003, п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».

 Просит суд: отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу о назначении административного наказания № 04-14/85/1 от 28.04.2014 и прекратить производство по делу.

 В судебном заседании ФИО1 и ее представители В. А.Г и К. О.В. (действующие по доверенности) жалобу поддержали и дали суду аналогичные пояснения, изложенные в жалобе.

 Просят суд: отменить постановление МРУ Росфинмониторинга по ПФО о назначении ФИО1 административного наказания и прекратить производство по делу.

 Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в суд не явились, извещены.

 Выслушав пояснения ФИО1 и ее представителей, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению, что административное правонарушение имело место, вина ФИО1, в совершении административного правонарушения, полностью доказана.

 Как следует из постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

 Выявленное правонарушение заключается в том, что специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Протокол об административном правонарушении № 04-14/85/1 составлен в отсутствие привлекаемого лица при наличии сведений его надлежащего уведомления о месте и времени составления протокола (том 2 л.д. 179, 182). Нарушений норм ст. 28.2 КоАП РФ, а также иных процессуальных прав привлекаемого лица при возбуждении дела об административном правонарушении не установлено. Копия протокола об административном правонарушении направлена заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 20.03.2014 (копия почтовой квитанции от 20.03.2014 № 20241).

 С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела по юридическому адресу ОАО «Кировэнергосбыт» направлено определение МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 27.03.2014, а также по адресу электронной почты организации направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.03.2014 № 17-04-06/2755.

 На момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о вручении ФИО1 определения МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 27.03.2014 в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО не представлено.

 Сведений о получении привлекаемым лицом уведомления МРУ Росфинмониторинга по ПФО о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.03.2014 № 17-04-06/2755 на момент рассмотрения дела в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО также не поступало, в связи с чем, с целью соблюдения прав привлекаемого лица было принято решение об отложении рассмотрения дела на 16.04.2014 в 13 час. 30 мин., срок рассмотрения продлен на 1 месяц.

 С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела по юридическому адресу ОАО «Кировэнергосбыт» направлено определение МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 03.04.2014, а также по адресу электронной почты организации направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.04.2014 № 17-04-06/3113.

 На момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о вручении ФИО1 определения МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 03.04.2014 в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО не представлено.

 На рассмотрение дела специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1, или представители по доверенности не явились, в связи с чем, с целью соблюдения прав привлекаемого лица было принято решение об отложении рассмотрения дела на 28.04.2014 в 13 час. 30 мин.

 С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела по юридическому адресу ОАО «Кировэнергосбыт», а также по адресу регистрации привлекаемого лица была направлена телеграмма от 17.04.2014 № 223тлг.

 Телеграмма, направленная по юридическому адресу общества вручена уполномоченному на получение телеграмм - К. 18.04.2014 в 14 час. 48 мин. (уведомление № 46/5004 29 18/4 1555=).

 Телеграмма, направленная по адресу регистрации ФИО1 не доставлена по причине «квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является» (уведомление № 43/6804 34 19/4 1510=).

 На рассмотрение дела ФИО1, или представители по доверенности, не явились. Ходатайства об отложении рассмотрения не заявлено.

 Учитывая изложенное и принимая во внимание, что принятые административным органом действия свидетельствуют о принятии достаточных мер по надлежащему уведомлению лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и предоставления ему возможности реализовать права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также, что неявка или уклонение ФИО1 от участия в рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

 В результате рассмотрения Акта выездной проверки от 17.03.2014 № 18 исполнения ОАО «Кировэнергосбыт» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) за период с 01.01.2010 по 31.01.2014 и материалов проверки установлено следующее:

 ОАО «Кировэнергосбыт» с 22.03.2010 является оператором по приему платежей, что подтверждается заключенным агентским договором от 22.03.2010 № 2-37/621, а также иными агентскими договорами, документами и информацией, имеющимися в материалах дела.

 В соответствии со статьей 5 Федерального закона операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относятся осуществление внутреннего контроля.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ:

 - внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

 - осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателй, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

 В течение длительного периода, а именно в период с 01.02.2013 по 17.03.2014 специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не исполнялось законодательство о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля, а именно:

 1) В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

 Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Положение).

 Согласно утвержденному Перечню, обучение в сфере ПОД/ФТ проходят управляющий директор, заместитель руководителя управления финансов (исполняющий функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля), юрист, директора филиалов, директор по экономике и финансам, специалист по обслуживанию клиентов, выполняющих функции по приему при наличии денежных средств.

 В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить, в том числе, в форме дополнительного инструктажа.

 В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

 при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

 при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

 В ходе проверки должностным лицам МРУ Росфинмониторинга по ПФО представлены журналы регистрации проведения инструктажа в области ПОД/ФТ.

 Проверкой установлено, что обучение в форме дополнительных инструктажей 30.04.2013, 15.05.2013, 08.07.2013, 12.11.2013, 14.01.2014, 31.01.2014 с управляющим директором Ф. И.В. не проведено.

 Кроме того, с 06.05.2013 в составе ОАО «Кировэнергосбыт» имеются филиалы, руководство которыми осуществляет директор филиала.

 Соответственно с 06.05.2013 на директоров филиалов также распространяется обязанность по прохождению дополнительного обучения.

 Вместе с тем, обучение в форме дополнительного инструктажа с директором филиала 15.05.2013 и 08.07.2013 не проведено.

 Отсутствие прохождения дополнительного обучения управляющим директором Ф. И.В. и директорами филиалов в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга № 203, свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в Обществе.

 2) Согласно п. 2.1. приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, вступившего в законную силу 22.07.2011 идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

 установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

 проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

 определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

 выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

 оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.

 В ходе проверки установлено, что ОАО «Кировэнергосбыт» ведутся анкеты на физических лиц-клиентов, совершивших операции с денежными средствами на сумму более 15 000 рублей, которые предусматривают заполнение всех необходимых реквизитов.

 Вместе с тем, согласно имеющейся в МРУ Росфинмониторинга по ПФО информации после изменения порядка доступа к Перечню лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, а именно после 01.02.2013 Перечень просматривался и скачивался ОАО «Кировэнергосбыт» однократно – 17.10.2013, что свидетельствует о факте отсутствия работы по идентификации своих клиентов с Перечнем с 01.02.2013 до 17.10.2013, а также впоследствии, поскольку лишь за январь 2014 года Перечень актуализировался дважды.

 В соответствии с правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», утвержденными 01.08.2012 в целях идентификации юридических лиц компанией устанавливаются и фиксируются идентификационные сведения в анкете клиента, которая является приложением к правилам внутреннего контроля.

 Вместе с тем, в ходе проверки были даны объяснения, что анкеты не ведутся ввиду сбора пакета основных учредительных документов и фиксации идентификационных данных в договорах.

 Однако, помимо основных данных, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 предусмотрены и другие обязательные этапы идентификации, в том числе сверка с Перечнем и фиксация результатов ее проведения, а также, например присвоение уровня риска ОД/ФТ клиенту.

 Таким образом, отсутствие ведения анкет, предусмотренных правилами внутреннего контроля, привело к отсутствию исполнения требований приказа Росфинмониторинга № 59 и свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в организации.

 В соответствии с программой оценки риска, предусмотренной правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», к деятельности, подтвержденной повышенному риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, относятся клиенты, находящиеся на обслуживании в организации (срок, прошедший со дня принятия на обслуживание клиента) не менее 1 года (п. 8 приложения № 7 к правилам внутреннего контроля).

 Проверкой установлено, что в ОАО «Кировэнергосбыт» при принятии на обслуживание следующих клиентов, отвечающих признакам повышенной степени риска, уровень риска как повышенный не присвоен и нигде не зафиксирован, в том числе, при принятии на обслуживание:

 10.04.2013 ЗАО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>, договор займа № <данные изъяты>);

 17.10.2013 ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>, договор займа № <данные изъяты>), причем ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано 07.12.2012 (то есть менее чем за год до совершения финансовой операции), уставный фонд 20000 рублей, учредитель – нерезидент РФ, зарегистрированный в оффшорной юрисдикции при первичном заключении договоров за 1 календарный день предоставлено займов на сумму 450.000.000 рублей.

 Отсутствие присвоения и фиксирования уровня риска клиентам (учитывая также характер взаимоотношений с фирмами) указывает на не исполнение ОАО «Кировэнергосбыт», утвержденных 01.08.2012 правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ и отсутствие осуществления внутреннего контроля в Обществе.

 В выявленных нарушениях усматривается вина ФИО1, являющейся специальным должностным лицом ОАО «Кировэнергосбыт» (приказы от 16.08.2011 № 204 и от 01.08.2012 № 216), которая обязана была обеспечить соблюдение и реализацию в Обществе правил внутреннего контроля и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но ей не предпринято внутренних организационных мер в указанных целях.

 Следовательно, специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

 Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 Виновность ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается: приказом о проведении проверки от 12.02.2014 № 17\33 (т. 1 л.д. 1), требованием на предоставление сведений от 12.02.2014 (т. 1 л.д. 2-5), Актом проверки от 17.03.2014 № 18 (т. 1 л.д. 6-16), Уставом ОАО «Кировэнергосбыт» (т. 1 л.д. 18-44), (т. 2 л.д. 10-35 Правилами Внутреннего контроля), приказом (т. 2 л.д. 36), Правилами Внутреннего контроля (т. 2 л.д. 37-74), копией диплома ФИО1 (т. 2 л.д. 76), приказами о перечне сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОДТ (т. 2 л.д. 78-81, 82-86), договорами займа (т. 2 л.д. 134-136, 140-142, 155-157, 161-164, 168-170, 172-174,177-179, 183-191,195-200), анкетами клиентов физического лица (т. 2 л.д. 213-215), служебными записками (т. 2 л.д. 216-221), расчетами по агентскому договору (т. 2 л.д. 223), реестром действующих договоров с приложениями агентских договоров (т. 3 л.д. 17-85), журналом регистрации прохождения инструктажа (т. 3 л.д. 86-92, 101-146), договорами (л.д. 93-100, 148-173), объяснением ФИО1 (т. 3 л.д. 176), уведомлением о привлечении к ответственности (т. 3 л.д. 179, 182), протоколом об АП от 19.03.2014 № 04-145 с приложением (т. 3 л.д. 185-190), определением о переносе заседания комиссии (т. 3 л.д. 215-216), уведомлением (т. 3 л.д. 217), определением (т. 3 л.д. 223-224), уведомлением (т. л.д. 226, 228), реестром отправки заказной корреспонденции (т. 4 л.д. 1), определением об отложении рассмотрения дела от 16.04.2014 (т. 4 л.д. 6-7), телеграммами (т. 4 л.д. 8-9), объяснением ФИО1 (т. 4 л.д. 18-21), постановлением о назначении административного наказания (т. 4 л.д. 48-58), представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (т. 4 л.д. 63).

 Материалами дела подтверждается факт наличия в действиях (бездействиях) ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы - не имеется.

 В ходе рассмотрения дела судом установлено, что протоколом об административном правонарушении от 24.03.2014 № 04-14/85/1 зафиксировано, что в ОАО «Кировэнергосбыт» имеется утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ (приказы от 22.09.2011 № 244-1, от 31.05.2013 № 163).

 Согласно указанному Перечню, обучение в сфере ПОД/ФТ проходят управляющий директор, заместитель руководителя управления финансов (исполняющий функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля), юрист, директора филиалов, директор по экономике и финансам, специалисты по обслуживанию клиентов, выполняющих функции по приему наличных денежных средств.

 В судебном заседании ФИО1 и ее представители В. А.Г и К. О.В. суду пояснили, что Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности размещен на официальном сайте Росфинмониторинга в свободном доступе, который также публикуется в «Российская газета», поэтому получение Перечня возможно не только путем его скачивания на официальном сайте Росфинмониторинга с помощью личного кабинета. Открытым Перечнем и пользовалась ФИО1

 Федеральным законом установлена обязанность сверки клиентов, находящихся на обслуживании с актуальным Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведениях об их причастности к экстремистской деятельности.

 Событие административного правонарушения образует именно момент отсутствия исполнения обязанности по идентификации своих клиентов с Перечнем, отсутствие обращения к Личному кабинету, через который осуществляется доступ к полной версии Перечня является одним из доказательств отсутствия исполнения возложенной обязанности.

 Довод ФИО1 о том, что ОАО «Кировэнергосбыт» вправе осуществлять сверку посредством обращения к «Российская газета», и открытому Перечню, размещенному в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа, не состоятелен.

 Открытый Перечень, размещенный в сети Интернет в открытом доступе на официальном сайте Росфинмониторинга и опубликованный в «Российской газете», не учитывает в полном объеме всю информацию о наличии организаций и (или) физических лиц, включенных в Перечень в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 статьи 6 Федерального закона, т.е. Перечень, размещенный на сайте и в «Российская газета», в соответствии п. 7 Положения содержит только часть информации, сведения по которой в соответствии с п. 3 Положения представляются в Росфинмониторинг Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом при прокуратуре РФ, Министерством юстиции РФ и Министерством иностранных дел РФ.

 Полный Перечень лиц, в отношении которых имеется информация, находится в закрытом доступе, обращение к которому происходит через личный кабинет, о чем свидетельствует информационное письмо Росфинмониторинга «О порядке использования портала Росфинмониторинга», размещенное на сайте Росфинмониторинга 04.12.2012.

 Таким образом, идентификация клиентов ОАО «Кировэнергосбыт» только лишь с открытой частью Перечня не свидетельствует об исполнении ФИО1 возложенной на нее Федеральным законом обязанности.

 Довод ФИО1 о том, что договоры займа с ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» были заключены ОАО «Кировэнергосбыт» в процессе хозяйственной деятельности, не связанной с деятельностью Общества, как оператора по приему платежей, которая не подпадает под регулирование Федерального закона № 115-ФЗ, и, соответственно указанные сделки не подлежат оценке в соответствии с программой оценки риска, предусмотренной правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», основан на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям:

 В соответствии с п. 1.3 Приказа Росфинмониторинга № 59 организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно) (далее – «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

 Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым, в том числе, относятся операторы по приему платежей, обязаны в соответствии с Постановлением Правительства № 667 постоянно осуществлять мониторинг операций, совершаемых с участием Общества и его клиентов, вместе с тем, ни Федеральный закон № 115-ФЗ, ни Постановление Правительства № 667 не содержат исключений о том, что операторам по приему платежей необходимо отслеживать операции связанные исключительно с приемом платежей.

 Кроме того, правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» установлено, что к перечню признаков и операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, относятся, в частности, клиенты, находящиеся на обслуживании в организации (срок, прошедший со дня принятия на обслуживание клиента) менее 1 года (п. 8 приложения № 7 к правилам внутреннего контроля в редакции от 01.08.2012).

 Правила внутреннего контроля являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, регламентирующим детальное исполнение обязательных процедур в целях ПОД/ФТ и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Отсутствие, со стороны ФИО1, надлежащего осуществления внутреннего контроля повлекло отсутствие присвоения и фиксирования повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», что свидетельствует о неисполнении ею правил внутреннего контроля, утвержденных 01.08.2012.

 Факты нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 19.03.2014 № 04-14/85/1 установлены и подтверждены материалами дела.

 В силу ч. 1 ст. 15.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Принимая во внимание факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российская газета», в ОАО «Кировэнергосбыт» имеются правила внутреннего контроля, утвержденные руководителем организации 01.08.2012, ответственным за реализацию которых назначена ФИО1 (приказы от 16.08.2011 № 204 и от 01.08.2012 № 216), следовательно, у ФИО1 имелась возможность для соблюдения возглавляемой на нее ОАО «Кировэнергосбыт» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но ей не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений.

 Таким образом, ФИО1, являясь специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в ОАО «Кировэнергосбыт», на которую возложена обязанность по реализации правил внутреннего контроля и утвержденных программ, не предприняла все необходимые организационные меры по соблюдению возглавляемой на нее организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Законность и обоснованность постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверены судом в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.

 Руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 юридически значимые обстоятельства определены правильно, наказание назначено в соответствии с положением ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

 При определении наказания МРУ Росфинмониторинг по ПФО учел все смягчающие по делу обстоятельства, в связи с чем, и назначил ФИО1 минимальное наказание – предупреждение.

 Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих, в силу ст. 30.7 КоАП РФ, отмену либо изменение постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

 Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

 Постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу государственного советника Российской Федерации 1 класса С.А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента получения копии решения.

 Судья:                            С.А. Мильчакова