ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-371/2022 от 05.10.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Ермоленко О.А. Дело №12-371/2022

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 05 октября 2022г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, уроженца и гражданина <адрес>, владеющего русским языком, холостого, неработающего, пребывающего без регистрации по адресу: <адрес>

по жалобе ФИО2 в защиту интересов ФИО1 на постановление судьи Заводского районного суда г. Новокузнецка от 12 сентября 2022г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Заводского районного суда г. Новокузнецка от 12.09.2022 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу.

В жалобе защитник Оганесян А.А. просит указанное постановление отменить, мотивируя тем, что 05.09.2022 ФИО1 был заключен новый трудовой договор с ФИО5, следовательно, наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не доказано. Уведомление о заключении трудового договора направлено ФИО5 в Управление по вопросам миграции ГУМВД России по Кемеровской области 06.09.2022. Кроме того, у ФИО1 имеются устойчивые связи с ФИО6 и ее сыном.

Проверив материалы дела, защитника ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абз. 9 п. 1 ст. 2).

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Так, безвизовый въезд в РФ вне зависимости от цели въезда в РФ возможен для граждан иностранных государств, с которыми РФ заключила соответствующие международные соглашения, в частности, с государствами СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной (ст. 1 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан от 30.11.2000).

Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в городе Астане Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29.05.2014, в числе прочего, определено, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений данного Договора. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов (пункты 4 - 7 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).

10 октября 2014 года подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Федеральным законом от 22.12.2014 N 420-ФЗ Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ратифицирован Российской Федерацией.

Указом Президента РФ от 15.06.2021 N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" было приостановлено с 16 июня 2021г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством: течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства (п.п. «а» п.1).

На основании Распоряжения Правительства РФ от 06.06.2022 N 1465-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2022 N 1253-р» перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 1253-р, дополнен позициями следующего содержания: "Республика Армения. Киргизская Республика".

В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.09.2022 в 15-30 часов по адресу: ул. Тореза, 21, каб. 7 в г. Новокузнецке выявлен гражданин Республики Армения ФИО1, который нарушил режим пребывания иностранных граждан в РФ, а именно, не выехал по окончании законного срока пребывания (04.09.2022) за пределы Российской Федерации и пребывает без документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, признательными объяснениями самого ФИО1, копией национального паспорта, копией миграционной карты, письменными объяснениями ФИО1, объяснениями свидетеля ФИО6, сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России, копией трудового договора от 25.09.2018, и другими материалами дела.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Довод жалобы о наличии у ФИО1 заключенного трудового договора от 05.09.2022 с ФИО5 не может являться основанием для признания обжалуемого постановления незаконным, поскольку заключение трудового договора само по себе не освобождает ФИО1 от обязанности соблюдать требования миграционного законодательства и нести административную ответственность за их нарушение.

Кроме того, на всем протяжении производства по делу, в том числе при рассмотрении дела в суде первой инстанции ФИО1 принимал участие лично, лично давал объяснения, в которых факт нарушения режима пребывания на территории РФ не отрицал, о наличии трудовых отношений не заявлял.

В заседании суда первой инстанции из объяснений ФИО1 и представленных материалов дела было установлено, что он официально не трудоустроен, единственный трудовой договор, который у него был заключен с ФИО6 прекратил свое действие 02.09.2022, регистрация закончилась 02.09.2022, понимает, что с 03.09.2022 живет в РФ без регистрации и незаконно, устойчивых социальных связей на территории РФ он не имеет.

В этой связи, суд критически оценивает представленную защитником копию трудового договора от 05.09.2022, заключенного по истечении срока законного пребывания ФИО1 на территории РФ, и не зарегистрированного в установленном законом порядке, и расценивает ссылку в жалобе на указанный договор как способ ФИО1 уйти от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Доводы жалобы о нарушении судом права ФИО1 на семейную жизнь так же не могут быть приняты во внимание, поскольку родственников, являющихся гражданами РФ на территории РФ, постоянного источника дохода, официального места работы, а значит устойчивых социальных связей, он не имеет, в браке с гражданкой РФ ФИО6 не состоит, совместных с ней детей или других иждивенцев не имеет.

При назначении наказания ФИО1 суд в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ справедливо учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (признание вины), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Выводы суда о виде и размере наказания должным образом мотивированы, наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.1.1 ст. 18.8. КоАП РФ, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ, и чрезмерно суровым не является. Избранный судом вид административного наказания основан на данных, подтверждающих необходимость применения к нему этой меры ответственности и направлен на воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению миграционного законодательства и в данном случае является той государственной мерой ответственности, которая с наибольшим эффектом достигнет целей предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Постановление суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и положениями миграционного законодательства, должным образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Заводского районного суда г. Новокузнецка от 12 сентября 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова