Дело №
РЕШЕНИЕ
29 августа 2017 года судья Кировского районного суда <адрес>ФИО1, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>, каб. 301, жалобу защитника ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО3 на постановление о назначении административного наказания № В-376/05-138/2017 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 8.14 КоАП РФ и жалобу защитника ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО3 на постановление о назначении административного наказания № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 № В-376/05-138/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Омскхлебопродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, за которое обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Омскхлебопродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, за которое обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, защитник ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО3 подал жалобы, в обоснование которых указал, что Управлением Росприроднадзора обществу выдано разрешение № на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия разрешения установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, таким образом отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Общество в спорный период не осуществляло сверхлимитного сброса загрязняющих веществ-нефтепродуктов в составе сточных вод в водный объект, таким образом отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 № В-376/05-138/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Омскхлебопродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО6 № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Омскхлебопродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ отменить, производство по делам прекратить.
Определением судьи вышеуказанные жалобы объединены в одно производство, делу присвоен единый №.
В письменных дополнениях к жалобам от ДД.ММ.ГГГГ защитник ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО3 указал, что должностное лицо указывает, что общество допустило нарушение Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения», а именно превысило допустимые концентрации вредных веществ. Указал, что данный приказ не может применяться к водному объекту, который предоставлен обществу, поскольку имеет разное назначение. Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ назначение (цель использования) водного объекта является сброс сточных вод, в том числе дренажных вод. Способ использования – без забора водных ресурсов. Это означает, что водный объект не представлен обществу для рыбохозяйственных целей, следовательно, данный нормативный правовой акт не подлежит применению к указанным правоотношениям. Кроме того, данный приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования, приказ опубликован ДД.ММ.ГГГГ, и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, по истечении первого квартала 2017 года. Также в постановлении указано, что общество осуществило сверхлимитный сброс веществ в первом квартале 2017 года, то есть до вступления в законную силу приказа. Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании защитник ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО3, действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобах, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что у общества было разрешение, срок действия его истек, но общество сразу приняло меры по получению нового разрешения. В связи с согласованием и административными процедурами не уложились в срок, и получилось что у общества в этот период действительно отсутствовало разрешение, разрешение было получено в марте 2017 года. На сегодняшний день разрешение имеется, общество не занимается выбросами без разрешения, в тот период так совпало, что была проверка, и не было разрешения. Разрешение было до ДД.ММ.ГГГГ, но общество не успело оформить новое разрешение с учётом новогодних и февральских праздников, так как рабочие дни были сокращены, общество получило разрешение ДД.ММ.ГГГГ. За выдачей разрешения обратились сразу же в январе после праздников, пока шли процедуры согласования и ДД.ММ.ГГГГ обществу было выдано разрешение. В декабре 2016 года специалист ФИО10 подавала документы на разрешение в Роприроднадзор, документы были приняты и уже в январе начинали рассматривать, но рассмотрение затянулось и разрешение выдали только ДД.ММ.ГГГГ. Выбросы происходят технологически, у общества есть силосные объекты и там подземные воды, которые непроизвольно появляются и идет их отвод. Общество не может это контролировать. Просил применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель государственного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалоб. Указала, что разрешение у общества имелось в последний квартал 2016 года, в первом квартале 2017 года разрешение получено не было. Разрешение согласовывает Управление Росприроднадзора.
В письменных возражения на жалобы представитель государственного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – ФИО4, действующая на основании доверенности, указала, что в ходе административного расследования установлено, что ОАО «Омскхлебопродукт» является водопользователем по определению п. 8 ст. 1 Водного кодекса РФ. ОАО «Омскхлебопродукт» осуществляет пользование поверхностным водным объектом левым берегом реки Иртыш на 1840,7 км. от устья, через городской ливневый коллектор в Кировском АО <адрес> с целью сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии <адрес>. Согласно представленным сведения ОАО «Омскхлебопродукт» ведет учет объема сброса сточных (дренажных) вод и их качества, а также качество поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже места сброса. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> было выдано ОАО «Омскхлебопродукт» разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия разрешения установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> было выдано ОАО «Омскхлебопродукт» разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия разрешения установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ОАО «Омскхлебопродукт» допущены нарушения в 1 квартале 2017 года, осуществление сброса веществ и микроорганизмов в водный объект реки Иртыш без разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Кроме того, согласно протоколу испытания сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ№-ВС, выполненном филиалом по <адрес> ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» <адрес> выявлено превышение установленной концентрации загрязняющих веществ: взвешенные вещества на сбросе в водный объект 158 мг/дм куб при установленной 10,0 мг/дм куб; нефтепродукты на сбросе в водный объект составили 0,17 мг/дм куб при установленной 0,05 мг/дм куб. Таким образом, ОАО «Омскхлебопродукт» допущены нарушения, выразившиеся в части осуществления сверхлимитного сброса загрязняющих веществ нефтепродуктов, взвешенных веществ в <адрес> на 1840,7 км от устья реки через городской ливневый коллектор в Кировском АО <адрес> по выпуску №.
В письменных возражениях на жалобы от ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по <адрес> – ФИО5 указал, что на момент получения информации Отдела водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления, а также на момент вынесения постановления о назначении административного наказания единственно действующим нормативно-правовым актом для определения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов является Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 45203).
Должностное лицо, вынесшее постановление ФИО6 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалоб. Указала, что обществом в первом квартале 2017 года осуществлялся сброс сточных вод в которых содержались нефтепродукты и взвешенные вещества, при этом разрешение на сброс отсутствовало. Также при сбросе данных сточных вод было допущено превышение допустимой концентрации нефтепродуктов и взвешенных веществ. В связи с чем общество было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Выслушав явившихся участников, изучив доводы жалоб, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В части совершения ОАО «Омскхлебопродукт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с письмом начальника отдела водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления – ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отчете ОАО «Омскхлебопродукт» о выполнении условий использования водного объекта <адрес> за 1 квартал 2017 года содержатся сведения о сбросе ОАО «Омскхлебопродукт» в водный объект <адрес> на 1840,7 км от устья вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" по выпуску №.
На основании указанного письма ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В рамках проведения административного расследования у ОАО «Омскхлебопродукт» на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
При изучении Управлением Росприроднадзора по <адрес> представленных ОАО «Омскхлебопродукт» документов было установлено, что в соответствии с графиком сброса сточных вод в водный объект ОАО «Омскхлебопродукт» сброс сточных вод в первом квартале составил 4,2 тыс. куб.м. ОАО «Омскхлебопродукт» осуществило сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект реки Иртыш на 1840,7 км от устья, через городской ливневой коллектор в Кировском АО <адрес> в отсутствии действующего разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 640, река Иртыш отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина ОАО «Омскхлебопродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: Протоколом об административном правонарушении № В-376/05-138/2017 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-38); Сведениями, полученными в результате учета объема сброса дренажных вод за 1 квартал 2017 года (л.д. 45-46); Протоколами испытаний сточной воды №-ВС от ДД.ММ.ГГГГ, №-ВС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48); Протоколами испытаний природной воды №-ВП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ВП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50); Протоколом испытаний воды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51); Журналом учета качества сбрасываемых (дренажных вод) (л.д. 52-52 оборот); Копией аттестата аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53); Копией лицензии № Р/2015/2856/100/Л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54); Копией аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) № (л.д. 55); Разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д. 56-58); Планом водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта (л.д. 59); Письмом начальника Нижне-Обского бассейнового водного управления – ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60); Графиком сброса сточных вод в водный объект 2015-2020 г.г. ОАО «Омскхлебопродукт» (л.д. 60 оборот); Письмом начальника Нижне-Обского бассейнового водного управления – ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61); Схемой проведения лабораторного контроля качества сточных вод на 2015-2020 г.г. (л.д. 62); Приказом о назначении ответственного лица за осуществление наблюдения и представление данных от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63); Разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д. 64-66); Письмом начальника отдела Нижне-Обского бассейнового водного управления водных ресурсов по <адрес> - ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением (л.д. 69-71); Заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 95, 102); Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146).
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «Омскхлебопродукт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Довод защитника относительно того, что у общества было разрешение, срок действия его истек, но общество сразу приняло меры по получению нового разрешения. В связи с согласованием и административными процедурами не уложились в срок. За выдачей разрешения обратились сразу же в январе после праздников, пока шли процедуры согласования и ДД.ММ.ГГГГ обществу было выдано разрешение. В декабре 2016 года специалист ФИО10 подавала документы на разрешение в Роприроднадзор, документы были приняты, не принимается.
Согласно материалам дела, заявление о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты было направлено ОАО «Омскхлебопродукт» в адрес Управления Росприроднадзора по <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102).
Кроме того, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ защитник ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО3, действующий на основании доверенности, указал, что у общества в спорный период действительно отсутствовало разрешение, разрешение было получено в марте 2017 года (л.д. 82-83).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Омскхлебопродукт» Управлением Росприроднадзора было выдано разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № с перечнем допустимых концентраций и количества загрязняющих веществ по 1 выпуску сточных вод, наименование вещества – хлориды (л.д. 56-57).
Однако, согласно представленному отчету за 1 квартал 2017 года ОАО «Омскхлебопродукт» осуществлял сброс следующих веществ: взвешенных веществ и нефтепродуктов.
При этом, срок действия разрешения № на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, наименование веществ: взвешенные вещества, хлориды, нефтепродукты, истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-65).
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются сведениями из журнала учета качества сбрасываемых (дренажных вод) (л.д. 52-52 оборот), из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ сбрасывались следующие вещества: взвешенные вещества, хлориды, ХПК, БПК5, нефтепродукты.
Также, согласно графику сброса сточных вод в водный объект 2015-2020 г.г., в первом квартале 2017 года ОАО «Омскхлебопродукт» осуществил сброс сточных вод в количестве 4.2 тыс.куб.м. (л.д. 60 оборот).
Исходя из изложенного, ОАО «Омскхлебопродукт» действительно осуществляло сброс вредных (загрязняющих) веществ в виде нефтепродуктов и взвешенных частиц в составе сточных вод в водный объект реки Иртыш на 1840,7 км от устья, через городской ливневой коллектор в Кировском АО <адрес> в отсутствии действующего разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
При таких обстоятельствах в отношении ОАО «Омскхлебопродукт» правильно составлен протокол об административном правонарушении, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В части совершения ОАО «Омскхлебопродукт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с письмом начальника отдела водных ресурсов по <адрес> Нижне-Обского бассейнового водного управления – ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отчете ОАО «Омскхлебопродукт» о выполнении условий использования водного объекта <адрес> за 1 квартал 2017 года содержатся сведения о сбросе ОАО «Омскхлебопродукт» в водный объект <адрес> на 1840,7 км от устья вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" по выпуску №.
На основании указанного письма ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В рамках проведения административного расследования у ОАО «Омскхлебопродукт» на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
При изучении Управлением Росприроднадзора по <адрес> представленных ОАО «Омскхлебопродукт» документов было установлено, что в соответствии с графиком сброса сточных вод в водный объект ОАО «Омскхлебопродукт» сброс сточных вод в первом квартале составил 4,2 тыс. куб.м. ОАО «Омскхлебопродукт» осуществило сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект реки Иртыш на 1840,7 км от устья, через городской ливневой коллектор в Кировском АО <адрес> с превышением норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" по выпуску №:
- концентрация взвешенных веществ составила 158 мг/дм куб. при допустимой концентрации 10 мг/дм куб.;
- концентрация нефтепродуктов составила 0,17 мг/дм куб. при допустимой концентрации 0,05 мг/дм куб.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, река Иртыш отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Вина ОАО «Омскхлебопродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: Протоколом об административном правонарушении № № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139-141); Письмом ОАО «Омскхлебопродукт» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 143); Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146); Сведениями, полученными в результате учета объема сброса дренажных вод за 1 квартал 2017 года (л.д. 148-150); Протоколами испытаний сточной воды №-ВС от ДД.ММ.ГГГГ, №-ВС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151-152); Протоколами испытаний природной воды №-ВП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ВП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 153-156); Протоколом испытаний воды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 157); Журналом учета качества сбрасываемых (дренажных вод) (л.д. 158-159); Копией аттестата аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 160); Копией лицензии № Р/2015/2856/100/Л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 161-162); Копией аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) № (л.д. 163); Разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д. 164-165); Планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов (л.д. 166); Планом водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта (л.д. 167); Письмом начальника Нижне-Обского бассейнового водного управления – ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168); Графиком сброса сточных вод в водный объект 2015-2020 г.г. ОАО «Омскхлебопродукт» (л.д. 169); Письмом начальника Нижне-Обского бассейнового водного управления – ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 170); Схемой проведения лабораторного контроля качества сточных вод на 2015-2020 г.г. (л.д. 171); Приказом о назначении ответственного лица за осуществление наблюдения и представление данных от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172); Разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д. 173-174); Планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов (л.д. 175); Письмом начальника отдела Нижне-Обского бассейнового водного управления водных ресурсов по <адрес> - ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением (л.д. 170-173); Заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 95, 102).
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «Омскхлебопродукт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Довод защитника относительно того, что Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» не может применяться к водному объекту, который предоставлен обществу, поскольку имеет разное назначение. Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ назначение (цель использования) водного объекта является сброс сточных вод, в том числе дренажных вод, водный объект не представлен обществу для рыбохозяйственных целей, не принимается.
Согласно статье 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения, в том числе: Западно-Сибирский.
К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов (пункт 3).
В соответствии с п. 2, 2.1 Приказа Минсельхоза России от 22.10.2014 № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» Западно-Сибирский рыбохозяйственный бассейн подразделяется на Обь-Иртышский и Енисейский рыбохозяйственные районы, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
Обь-Иртышский рыбохозяйственный район включает в себя: Карское море (за исключением Енисейского, Пясинского, Толля и Таймырского заливов) с Обской, Тазовской, Гыданской, Байдарацкой и Юрацкой губами с впадающими в них реками; реки Обь, Иртыш, Пур, Таз с их притоками, старицами, сорами и водохранилищами, а также водные объекты рыбохозяйственного значения на территориях Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского - Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай.
В соответствии с Приказом Росрыболовства от 17.09.2009 N 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» водный объект р. Иртыш отнесен к водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории.
Таким образом, согласно ст. 44 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. Установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
Вместе с тем, довод о том, что Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования, приказ опубликован 13.01.2017 года, и вступил в силу 13.04.2017 года, по истечении первого квартала 2017 года. Также в постановлении указано, что общество осуществило сверхлимитный сброс веществ в первом квартале 2017 года, то есть до вступления в законную силу приказа. Минсельхоза России от 13.12.2016 года № 552, заслуживает внимания, однако, не влечет отмену постановления, в силу нижеследующего.
Согласно Приказу Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (документ утратил силу) установлены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения для нефтепродуктов 0,05 мг/дм куб., для взвешенных веществ 10 мг/дм куб.
Вместе с тем, в соответствии с Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» также установлены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, которые аналогично Приказу Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» для нефтепродуктов составляют 0,05 мг/дм куб., а для взвешенных веществ 10 мг/дм куб.
Таким образом, требования для нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения с принятием нового Приказа Минсельхоза России изменены не были. Данная неточность должностного лица при вынесении постановления о назначении административного наказания не влияет на наличие в действиях ОАО «Омскхлебопродукт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Кроме того, в письменных объяснениях генерального директора ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО9 последняя подтвердила, что в первом квартале из-за низких температур дренажные воды сбрасывались очень медленно, поэтому концентрация загрязняющих веществ была увеличена (л.д. 143).
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование ОАО «Омскхлебопродукт» от ДД.ММ.ГГГГ разделом 2 п. 2 подп. 10 установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах (л.д. 118-122).
Так, из смысла данного решения следует, что содержание взвешенных веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать 84,55 мг/дм куб., нефтепродукты – 0,05 мг/дм куб.
Вместе с тем, из отчета о выполнении условий использования водных объектов реки Иртыш за первый квартал 2017 года, предоставленным генеральным директором ОАО «Омскхлебопродукт» - ФИО9 следует, что содержание взвешенных веществ в сбрасываемых сточных водах составляло 158 мг/дм куб., тогда как содержание нефтепродуктов в сбрасываемых сточных водах составляло 0,17 мг/дм куб.
Вышеприведённые показатели также подтверждаются протоколом испытания сточной воды №-ВС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152). Испытания проведены аттестованной лабораторией филиалом «ЦЛАТИ по <адрес>» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО», аттестат аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ № RA.RU.511146 (л.д. 160).
При таких обстоятельствах в отношении ОАО «Омскхлебопродукт» правильно составлен протокол об административном правонарушении, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «Омскхлебопродукт» безусловно знало о имеющихся нарушениях. Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства объективной невозможности выполнить требования закона материалы дела не содержат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Проверив дело в полном объеме, прихожу к выводу о необходимости изменения вынесенных постановлений в силу нижеследующего.
Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что ОАО «Омскхлебпродукт» в первом квартале 2017 года осуществило сброс вредных (загрязняющих) веществ (нефтепродукты, взвешенные вещества) в составе сточных вод в водный объект р. Иртыш на 1840,7 км от устья, через городской ливневой коллектор в КАО г. Омска в отсутствие действующего разрешения на сброс веществ.
Также ОАО «Омскхлебпродукт» в первом квартале 2017 года осуществило сброс вредных (загрязняющих) веществ (нефтепродукты, взвешенные вещества) в составе сточных вод в водный объект р. Иртыш на 1840,7 км от устья, через городской ливневой коллектор в КАО г. Омска с превышением норм ПДК.
Таким образом, фактически юридическим лицом было совершено одно действие, выразившееся в сбросе вредных веществ (нефтепродукты, взвешенные вещества) в составе сточных вод, в один период времени (первый квартал 2017 года) и в одном месте (р. Иртыш на 1840,7 км от устья), через один ливневый коллектор.
В соответствии с требованиями ст. 23.12 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ОАО «Омскхлебопродукт», совершив в результате одного действия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, рассмотрение которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания № В-376/05-138/2017 от 23.06.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 8.14 КоАП РФ и постановление о назначении административного наказания № В-376/05-104/2017 от 23.06.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 4 ст. 8.13 КоАП РФ подлежат изменению, посредством применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения одного наказания в рамках более строгого административного наказания.
В части возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния.
Несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования несет существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям. С учетом характера и фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения, в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, что оно выразилось в сбросе загрязняющих веществ в водный объект общего пользования, роли правонарушителя который действенных мер для предотвращения административного правонарушения не предпринимал, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью не нахожу.
Нарушений требований процессуального права, безусловно влекущих отмену вынесенных постановлений, допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> – ФИО6 № В-376/05-138/2017 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 8.14 КоАП РФ и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> – ФИО6 № В-376/05-104/2017 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном 4 ст. 8.13 КоАП РФ изменить, признать ОАО «Омскхлебопродукт» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, в остальной части оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья Б.Б. Булатов