Дело № 12-372/2014
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 июля 2014 года г. Киров
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Мильчакова С.А., с участием лица, подавшего жалобу – ФИО1, ее представителей ФИО2 и ФИО3, при секретаре судебного заседания Целищевой Е.С., по адресу: <...>, в помещении Октябрьского районного суда г. Кирова,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, на постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года (далее по тексту МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде предупреждения.
На постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года ФИО1 подала жалобу, в которой указала, что на основании приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 12.02.2014 № 17/33 комиссией проведена проверка соблюдения ОАО «Кировэнергосбыт» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в период с 17.02.2014 по 17.03.2014.
По результатам проверки составлен Акт проверки № 18, на который 08.04.2014 ОАО «Кировэнергосбыт» были представлены возражения.
24.03.2014 ведущим специалистом - экспертом отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО М. И.Е. по делу № 04-14/84/1, в отношении управляющего директора ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1, был составлен протокол об административном правонарушении.
28.04.2014 руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО С. А.П. вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-14/84/1, согласно которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
В постановлении указано, что ею не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
С постановлением МРУ Росфинмониторинга по ПФО о привлечении ее к административной ответственности не согласна, считает выводы, содержащиеся в постановлении от 28.04.2014, не соответствующие действующему законодательству РФ, а постановление – незаконным и необоснованным.
При составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные нарушения норм Кодекса об административных правонарушениях РФ и порядок привлечения ее к административной ответственности.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, назначенное на 24.03.2014 в г. Нижний Новгород в МРУ Росфинмониторинга по ПФО получено в г. Кирове 21.03.2014, что лишило ее возможности воспользоваться правами давать объяснения, знакомиться с материалами дела и т.д.
Таким образом, данное уведомление МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 17-04-06/2478 от 21.03.2014 нельзя считать надлежащим, т.к. административный орган не предпринял необходимые и достаточные меры для ее извещения о времени и дате составления протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 24.03.2014 в отношении нее, как составленный с грубыми нарушениями требований ст. 28 КоАП РФ, является недопустимым доказательством и ненадлежащим основанием административной ответственности, что влечет отмену постановления о назначении административного наказания, вынесенного на основании указанного протокола.
Кроме того, акт проверки № 18 от 17.03.2014 направлен в адрес ОАО «Кировэнергосбыт» вместе с копией составленного протокола об административном правонарушении от 19.03.2014 № 04-14/85/1, составленный в отношении Ф.И.В.., и получен ОАО «Кировэнергосбыт 24.03.2014, т.е. после уведомления о составлении протокола и после составления протокола.
В ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В постановлении МРУ Росфинмониторинга по ПФО указывается, что идентификация клиентов только лишь с открытой частью Перечня не свидетельствует об исполнении ОАО «Кировэнергосбыт» возложенной на него Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон) обязанности сверки клиентов, находящихся на обслуживании с актуальным Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (далее – Перечень).
На официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу размещен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (www.fedsfm.ru/documents/terr-list). Указанный перечень является общедоступным.
Довод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о том, что открытый Перечень, размещенный в сети Интернет в открытом доступе на официальном сайте Росфинмониторинга и опубликованный в «Российская газета», не учитывает в полном объеме всю информацию о наличии организаций и (или) физических лиц, включенных в перечень в соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона, поэтому при идентификации клиентов необходимо пользоваться только им, является необоснованным.
Ни Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», ни иным документом не закреплена необходимость пользоваться Перечнем, который находится в закрытом доступе, обращение к которому происходит через личный кабинет.
Информационное письмо Росфинмониторинга «О порядке использования портала Росфинмониторинга», размещенное на сайте Росфинмониторинга, не является нормативно-правовым актом, положения которого должны соблюдаться всеми в обязательном порядке. Указанное письмо носит информативный, рекомендательный характер, обязательность его положений ничем не предусмотрена.
Таким образом, в соответствии с абзацем 2 части 2 стать 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и п. 7 Положения о порядке определения Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого Перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003, получение Перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму возможно путем отслеживания в «Российская газета», и скачивания общедоступного перечня, размещенного на официальном сайте, что и осуществляло ОАО «Кировэнергосбыт» при идентификации своих клиентов.
Соответственно, она, как управляющий директор ОАО «Кировэнергосбыт», предприняла необходимые меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе по идентификации клиентов (сверки с Перечнем) в соответствии с действующим законодательством.
В постановлении так же указано, что отсутствие надлежащего осуществления внутреннего контроля повлекло отсутствие присвоения и фиксирования повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», что свидетельствует о неисполнении ею правил внутреннего контроля, утвержденных 01.08.2012, а также об отсутствии осуществления внутреннего контроля в организации.
С указанными выводами она не согласна.
Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а так же государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с заявлением ОАО «Кировэнергосбыт» о постановке на учет от 19.08.2011 № 11-26/623, п. 13 Карты постановки на учет в Росфинмониторинге, являющейся приложением к заявлению № 11-26/623 от 19.08.2011, уведомления о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-13/4980дсп от 26.08.2011, заявления ОАО «Кировэнергосбыт» о согласовании правил внутреннего контроля от 22.09.2011 № 11-26/711 ОАО «Кировэнергосбыт» постановлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО как оператор по приему платежей.
Правила внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом ОАО «Кировэнергосбыт» № 216 от 01.08.2012, разработаны с целью регламентации организационной основы работы ОАО «Кировэнергосбыт» как оператора по приему платежей, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Таким образом, действие Федерального закона, Положений о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, распространяется на ОАО «Кировэнергосбыт» только при осуществлении им деятельности в качестве оператора по приему платежей. На иную деятельность, осуществляемую ОАО «Кировэнергосбыт», их действие не распространяется.
Договоры займа с ЗАО «КРОНА», ООО «Финансовые технологии» заключены ОАО «Кировэнергосбыт» в процессе хозяйственной деятельности, не связанной с деятельностью ОАО «Кировэнергосбыт» как оператора по приему платежей, которая не подпадает под регулирование Федерального закона. Соответственно, указанные сделки не подлежат оценке в соответствии с программой оценки риска, предусмотренной Правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт».
Не обоснована ссылка МРУ Росфинмониторинга по ПФО на п. 1.3 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, согласно которому организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно) (далее – «разовые операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
Таким образом, вывод МРУ Росфинмониторинга по ПФО о несоблюдении ОАО «Кировэнергосбыт» Правил внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствует нормам ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Соответственно, она, как управляющий директор ОАО «Кировэнергосбыт», надлежащим образом исполняет законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, в том числе по идентификации клиентов.
В связи с отсутствием события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении нее подлежит прекращению.
Таким образом, постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу о назначении административного наказания № 04-14/84/1 от 28.04.2014 является незаконным и подлежит отмене, т.к. не соответствует нормам ч. 1 ст. 1.6, ч. 1 ст. 24.5, ч. 1, 2 ст. 25.1, ст. 26.2, ст. 28.2, подпунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 2, 5, 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п. 7 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003, п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Просит суд: отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу о назначении административного наказания № 04-14/84/1 от 28.04.2014 и прекратить производство по делу.
В судебное заседание ФИО1 – извещена, не явилась, просит рассмотреть жалобу в ее отсутствии. Представители ФИО1 А.Г и К. О.В. (действующие по доверенности) жалобу поддержали и дали суду аналогичные пояснения, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснили, что исходя из буквального толкования Федерального Закона № 115 от 07.08.2001 «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», внутреннему контролю в организации, являющемуся оператором по приему платежей подлежат операции с денежными средствами и иным имуществом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, находящимся на обслуживании такой организации, а не операции с собственными денежными средствами. ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не находятся на обслуживании в ОАО «Кировэнергосбыт», соответственно, клиентами Общества не являются. Поэтому ОАО «Кировэнергосбыт» не обязано было их идентифицировать. Кроме того, предоставляя займы указанным юридическим лицам, ОАО «Кировэнергосбыт» осуществляло операции с собственными денежными средствами. Считают, что ФИО1 не нарушала ФЗ № 115.
Просят суд: отменить постановление МРУ Росфинмониторинга по ПФО о назначении ФИО1 административного наказания и прекратить производство по делу.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в суд не явились, извещены.
Выслушав пояснения представителей ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению, что административное правонарушение имело место, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, полностью доказана.
Как следует из постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Выявленное правонарушение заключается в том, что управляющим директором ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Протокол об административном правонарушении № 04-14/84/1 составлен в отсутствие привлекаемого лица при наличии сведений его надлежащего уведомления о месте и времени составления протокола (том 2 л.д. 178, 181). Нарушений норм ст. 28.2 КоАП РФ, а также иных процессуальных прав привлекаемого лица при возбуждении дела об административном правонарушении не установлено. Копия протокола об административном правонарушении направлена заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 26.03.2014 (копия почтовой квитанции от 26.03.2014 № 63).
Первое заседание комиссии было назначено на 03.04.2014 на 10.15 час.
С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела по юридическому адресу ОАО «Кировэнергосбыт» направлено определение МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 27.03.2014, а также по адресу электронной почты организации направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.03.2014 № 17-04-06/2754.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о вручении ФИО1 определения МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 27.03.2014 в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО не представлено.
Сведений о получении привлекаемым лицом уведомления МРУ Росфинмониторинга по ПФО о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.03.2014 № 17-04-06/2754 на момент рассмотрения дела в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО также не поступало, в связи с чем, с целью соблюдения прав привлекаемого лица было принято решение об отложении рассмотрения дела на 16.04.2014 в 13 час. 30 мин., срок рассмотрения продлен на 1 месяц.
С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела по юридическому адресу ОАО «Кировэнергосбыт» направлено определение МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 03.04.2014, а также по адресу электронной почты организации направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.04.2014 № 17-04-06/3113.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о вручении ФИО1 определения МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 03.04.2014 в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО не представлено.
На рассмотрение дела ФИО1, или ее представители по доверенности не явились, в связи с чем, с целью соблюдения прав привлекаемого лица было принято решение об отложении рассмотрения дела на 28.04.2014 в 13 час. 15 мин.
С целью уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела по юридическому адресу ОАО «Кировэнергосбыт», а также по адресу регистрации привлекаемого лица была направлена телеграмма от 17.04.2014 № 223тлг.
Телеграмма, направленная по юридическому адресу Общества вручена уполномоченному на получение телеграмм - К. 18.04.2014 в 14 час. 48 мин. (уведомление № 46/5004 29 18/4 1555=).
Телеграмма, направленная по адресу регистрации ФИО1 не доставлена по причине «квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является» (уведомление № 43/6704 34 19/4 1510=).
На рассмотрение дела ФИО1, или ее представители по доверенности, не явились. Ходатайства об отложении рассмотрения не заявлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что принятые административным органом действия свидетельствуют о принятии достаточных мер по надлежащему уведомлению лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и предоставления ему возможности реализовать права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также, что неявка или уклонение ФИО1 от участия в рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
В результате рассмотрения Акта выездной проверки от 17.03.2014 № 18 исполнения ОАО «Кировэнергосбыт» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) за период с 01.01.2010 по 31.01.2014 и материалов проверки установлено следующее:
ОАО «Кировэнергосбыт» с 22.03.2010 является оператором по приему платежей, что подтверждается заключенным агентским договором от 22.03.2010 № 2-37/621, а также иными агентскими договорами, документами и информацией, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относятся осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ:
- внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
- осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателй, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В течение длительного периода, а именно в период с 01.02.2013 по 17.03.2014 управляющим директором ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не исполнялось законодательство о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля, а именно:
1) В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Положение).
В указанный перечень включаются следующие сотрудники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдением правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее – специальное должностное лицо);
д) главный бухгалтер организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);
ж) сотрудник службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
В ОАО «Кировэнергосбыт» утверждался перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ приказом от 22.09.2011 № 244-1, от 31.05.2013 № 163.
Согласно утвержденному Перечню, обучение в сфере ПОД/ФТ проходят управляющий директор, заместитель руководителя управления финансов (исполняющий функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля), юрист, директора филиалов, директор по экономике и финансам, специалист по обслуживанию клиентов, выполняющих функции по приему при наличии денежных средств.
В нарушение действующих требований в число сотрудников, обязанных проходить обучение, не включены юристы филиалов, несмотря на фактическое наличие сотрудников в указанных должностях, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований по подготовке и обучению кадров.
2). В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить, в том числе, в форме дополнительного инструктажа.
В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
В ходе проверки должностным лицам МРУ Росфинмониторинга по ПФО представлены журналы регистрации проведения инструктажа в области ПОД/ФТ.
Проверкой установлено, что обучение в форме дополнительных инструктажей 30.04.2013, 15.05.2013, 08.07.2013, 12.11.2013, 14.01.2014, 31.01.2014 с управляющим директором ФИО1 не проведено.
Кроме того, с 06.05.2013 в составе ОАО «Кировэнергосбыт» имеются филиалы, руководство которыми осуществляет директор филиала.
Соответственно с 06.05.2013 на директоров филиалов также распространяется обязанность по прохождению дополнительного обучения.
Вместе с тем, обучение в форме дополнительного инструктажа с директором филиала 15.05.2013 и 08.07.2013 не проведено.
Отсутствие прохождения дополнительного обучения управляющим директором ФИО1 и директорами филиалов в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга № 203, свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в Обществе.
3) Согласно п. 2.1. приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, вступившего в законную силу 22.07.2011 идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
В ходе проверки установлено, что ОАО «Кировэнергосбыт» ведутся анкеты на физических лиц-клиентов, совершивших операции с денежными средствами на сумму более 15 000 рублей, которые предусматривают заполнение всех необходимых реквизитов.
Вместе с тем, согласно имеющейся в МРУ Росфинмониторинга по ПФО информации после изменения порядка доступа к Перечню лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, а именно после 01.02.2013 Перечень просматривался и скачивался ОАО «Кировэнергосбыт» однократно – 17.10.2013, что свидетельствует о факте отсутствия работы по идентификации своих клиентов с Перечнем с 01.02.2013 до 17.10.2013, а также впоследствии, поскольку лишь за январь 2014 года Перечень актуализировался дважды.
В соответствии с правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», утвержденными 01.08.2012 в целях идентификации юридических лиц компанией устанавливаются и фиксируются идентификационные сведения в анкете клиента, которая является приложением к правилам внутреннего контроля.
Вместе с тем, в ходе проверки были даны объяснения, что анкеты не ведутся ввиду сбора пакета основных учредительных документов и фиксации идентификационных данных в договорах.
Однако, помимо основных данных, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 предусмотрены и другие обязательные этапы идентификации, в том числе сверка с Перечнем и фиксация результатов ее проведения, а также, например присвоение уровня риска ОД/ФТ клиенту.
Таким образом, отсутствие ведения анкет, предусмотренных правилами внутреннего контроля, привело к отсутствию исполнения требований приказа Росфинмониторинга № 59 и свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в организации.
В соответствии с программой оценки риска, предусмотренной правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», к деятельности, подтвержденной повышенному риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, относятся клиенты, находящиеся на обслуживании в организации (срок, прошедший со дня принятия на обслуживание клиента) не менее 1 года (п. 8 приложения № 7 к правилам внутреннего контроля).
Проверкой установлено, что в ОАО «Кировэнергосбыт» при принятии на обслуживание следующих клиентов, отвечающих признакам повышенной степени риска, уровень риска как повышенный не присвоен и нигде не зафиксирован, в том числе, при принятии на обслуживание:
10.04.2013 ЗАО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>);
17.10.2013 ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>), причем ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано 07.12.2012 (то есть менее чем за год до совершения финансовой операции), уставный фонд 20000 рублей, учредитель – нерезидент РФ, зарегистрированный в оффшорной юрисдикции при первичном заключении договоров за 1 календарный день предоставлено займов на сумму 450.000.000 рублей.
Отсутствие присвоения и фиксирования уровня риска клиентам (учитывая также характер взаимоотношений с фирмами) указывает на не исполнение ОАО «Кировэнергосбыт», утвержденных 01.08.2012 правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ и отсутствие осуществления внутреннего контроля в Обществе.
В соответствии с п. 20.1. ст. 20 Устава ОАО «Кировэнергосбыт», утвержденного в новой редакции протоколом общего собрания акционеров Общества от 27.06.2013 № 18, и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является генеральный директор. Согласно имеющимся материалам дела (доверенности от 14.12.2009, 23.12.2010, 25.10.2011, 22.11.2012, 19.11.2013) генеральным директором ОАО «Кировэнергосбыт» является ФИО1
Таким образом, ФИО1, осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязана была обеспечить соблюдение и реализацию в возглавляемой ей организации требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако она не предприняла всех необходимых мер в указанных целях, что подтверждается изложенными фактами и материалами административного дела.
Следовательно, управляющим директором ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается: приказом о проведении проверки от 12.02.2014 № 17\33 (т. 1 л.д. 1), требованием на предоставление сведений от 12.02.2014 (т. 1 л.д. 2-5), Актом проверки от 17.03.2014 № 18 (т. 1 л.д. 6-16), Уставом ОАО «Кировэнергосбыт» (т. 1 л.д. 18-44), приказами о приеме на работу (т. 2 л.д. 2-4), дополнительным соглашением к договору (т. 2 л.д. 5), Правилами Внутреннего контроля (т. 2 л.д. 10-35), приказом (т. 2 л.д. 36), Правилами Внутреннего контроля (т. 2 л.д. 37-74), приказами о перечне сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОДТ, (т. 2 л.д. 78-81, 82-86), договорами займа (т. 2 л.д. 134-136, 140-142, 155-157, 161-164, 168-170, 172-174,177-179, 183-191,195-200), анкетами клиентов физического лица (т. 2 л.д. 213-215), служебными записками (т. 2 л.д. 216-221), расчетами по агентскому договору (т. 2 л.д. 223), реестром действующих договоров с приложениями агентских договоров (т. 3 л.д. 17-85), журналом регистрации прохождения инструктажа (т. 3 л.д. 86-92, 101-146), уведомлением о привлечении к ответственности (т. 3 л.д. 178), электронным уведомлением (т. 3 л.д. 183), уведомлением (т. 3 л.д. 193), электронным уведомлением (т. 3 л.д. 195), протоколом об административном правонарушении от 24.03.2014 № 04-144 с приложением (т. 3 л.д. 202-207), определением о переносе заседания комиссии (т. 3 л.д. 213-214), уведомлением и отчет об уведомлении (т. 3 л.д. 225-228), возражениями на акт проверки (т. 3 л.д. 229-232), реестром отправки заказной корреспонденции (т. 4 л.д. 1), определением об отложении рассмотрения дела от 16.04.2014 (т. 4 л.д. 4-5), телеграммами и уведомлением (т. 4 л.д. 11-13), объяснением ФИО1 (т. 4 л.д. 14-25), постановлением о назначении административного наказания (т. 4 л.д.37-47), представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (т. 4 л.д. 61-62).
Материалами дела подтверждается факт наличия в действиях (бездействиях) ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы - не имеется.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что протоколом об административном правонарушении от 24.03.2014 № 04-14/84/1 зафиксировано, что в ОАО «Кировэнергосбыт» имеется утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ (приказы от 22.09.2011 № 244-1, от 31.05.2013 № 163).
Согласно указанному Перечню, обучение в сфере ПОД/ФТ проходят управляющий директор, заместитель руководителя управления финансов (исполняющий функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля), юрист, директора филиалов, директор по экономике и финансам, специалисты по обслуживанию клиентов, выполняющих функции по приему наличных денежных средств.
В судебном заседании представители ФИО1, по доверенности В. А.Г и К. О.В., суду пояснили, что Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности размещен на официальном сайте Росфинмониторинга в свободном доступе, который также публикуется в «Российская газета», поэтому получение Перечня возможно не только путем его скачивания на официальном сайте Росфинмониторинга с помощью личного кабинета.
Согласно указанному Перечню, обучение в сфере ПОД/ФТ проходят управляющий директор, заместитель руководителя управления финансов (исполняющий функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля), юрист, директора филиалов, директор по экономике и финансам, специалисты по обслуживанию клиентов, выполняющих функции по приему наличных денежных средств.
В нарушение требований Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 число сотрудников, обязанных проходить обучение, не включены юристы филиалов, несмотря на фактическое наличие сотрудников в указанных должностях, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований по подготовке и обучению кадров.
Вместе с тем, согласно п. 3 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 в перечень должен быть включен, в частности: руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии).
Согласно штатного расписания ОАО «Кировэнергосбыт» в филиалах организации отсутствуют руководители юридических подразделений филиалов, таким образом, управляющим директором ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не допущено нарушения в части не включения юристов филиалов в перечень сотрудников, обязанных проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.
Следовательно, по данному эпизоду управляющий директор ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Протоколом об административном правонарушении от 24.03.2014 № 04-14/84/1 зафиксировано, что обучение в форме дополнительных инструктажей в нарушение Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, 30.04.2013, 15.05.2013, 08.07.2013, 12.11.2013, 14.01.2014, 31.01.2014 с управляющим директором ФИО1 не проведено.
Кроме того, с 06.05.2013 в составе ОАО «Кировэнергосбыт» имеются филиалы, руководство которыми осуществляет директор филиала.
Соответственно с 06.05.2013 на директоров филиалов также распространяется обязанность по прохождению дополнительного обучения.
Вместе с тем, обучение в форме дополнительного инструктажа с директором филиала 15.05.2013 и 08.07.2013 не проведено.
В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении не указано в каких случаях дополнительный инструктаж не проводился, следовательно, событие вменяемого административного правонарушения не указано.
Следовательно, по данному эпизоду управляющий директор ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, что исключает возможность в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ привлечения ее к административной ответственности по данному факту.
К моменту рассмотрения дела в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступило объяснение по делу № 04-14/84/1, в соответствии с которым ФИО1 указывает, что с выявленными нарушениями не согласна по следующим основаниям:
Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности размещен на официальном сайте Росфинмониторинга в свободном доступе, который также публикуется в «Российской газете», поэтому получение Перечня возможно не только путем его скачивания на официальном сайте Росфинмониторинга с помощью личного кабинета.
Федеральным законом установлена обязанность сверки клиентов, находящихся на обслуживании с актуальным Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведениях об их причастности к экстремистской деятельности.
Событие административного правонарушения образует именно момент отсутствия исполнения обязанности по идентификации своих клиентов с Перечнем, отсутствие обращения к Личному кабинету, через который осуществляется доступ к полной версии Перечня является одним из доказательств отсутствия исполнения возложенной обязанности.
Довод ОАО «Кировэнергосбыт» о том, что они вправе осуществлять сверку посредством обращения к «Российская газета», и открытому Перечню, размещенному в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа, не состоятелен.
Открытый Перечень, размещенный в сети Интернет в открытом доступе на официальном сайте Росфинмониторинга и опубликованный в «Российской газете», не учитывает в полном объеме всю информацию о наличии организаций и (или) физических лиц, включенных в Перечень в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 статьи 6 Федерального закона, т.е. Перечень, размещенный на сайте и в «Российская газета», в соответствии п. 7 Положения содержит только часть информации, сведения по которой в соответствии с п. 3 Положения представляются в Росфинмониторинг Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом при прокуратуре РФ, Министерством юстиции РФ и Министерством иностранных дел РФ.
Полный Перечень лиц, в отношении которых имеется информация, находится в закрытом доступе, обращение к которому происходит через личный кабинет, о чем свидетельствует информационное письмо Росфинмониторинга «О порядке использования портала Росфинмониторинга», размещенное на сайте Росфинмониторинга 04.12.2012.
Таким образом, идентификация клиентов ОАО «Кировэнергосбыт» только лишь с открытой частью Перечня не свидетельствует об исполнении обществом возложенной на ФИО1 Федеральным законом обязанности.
Довод представителей ФИО1 о том, что договоры займа с ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» были заключены ОАО «Кировэнергосбыт» в процессе хозяйственной деятельности, не связанной с деятельностью Общества, как оператора по приему платежей, которая не подпадает под регулирование Федерального закона № 115-ФЗ, и, соответственно указанные сделки не подлежат оценке в соответствии с программой оценки риска, предусмотренной правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт», основан на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1.3 Приказа Росфинмониторинга № 59 организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно) (далее – «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым, в том числе, относятся операторы по приему платежей, обязаны в соответствии с Постановлением Правительства № 667 постоянно осуществлять мониторинг операций, совершаемых с участием Общества и его клиентов, вместе с тем, ни Федеральный закон № 115-ФЗ, ни Постановление Правительства № 667 не содержат исключений о том, что операторам по приему платежей необходимо отслеживать операции связанные исключительно с приемом платежей.
Кроме того, правилами внутреннего контроля ОАО «Кировэнергосбыт» установлено, что к перечню признаков и операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, относятся, в частности, клиенты, находящиеся на обслуживании в организации (срок, прошедший со дня принятия на обслуживание клиента) менее 1 года (п. 8 приложения № 7 к правилам внутреннего контроля в редакции от 01.08.2012).
Правила внутреннего контроля являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, регламентирующим детальное исполнение обязательных процедур в целях ПОД/ФТ и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Отсутствие, со стороны ФИО1, надлежащего осуществления внутреннего контроля повлекло отсутствие присвоения и фиксирования повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», что свидетельствует о неисполнении ею правил внутреннего контроля, утвержденных 01.08.2012.
Факты нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 19.03.2014 № 04-14/84/1 установлены и подтверждены материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 15.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Принимая во внимание факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российская газета», у управляющего директора ОАО «Кировэнергосбыт» ФИО1 имелась возможность для соблюдения возглавляемой ею организации требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но ею не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений.
Законность и обоснованность постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверены судом в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.
Руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО государственного советника Российской Федерации 1 класса С. А.П. от 28.04.2014 юридически значимые обстоятельства определены правильно, наказание назначено в соответствии с положением ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
При определении наказания МРУ Росфинмониторинг по ПФО учел все смягчающие по делу обстоятельства, в связи с чем, и назначил ФИО1 минимальное наказание – предупреждение.
Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих, в силу ст. 30.7 КоАП РФ, отмену либо изменение постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу государственного советника Российской Федерации 1 класса С.А.П. от 28.04.2014 года № 04-14\84 по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1, по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья: С.А. Мильчакова