ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 33А-12/372/2016
г. Уфа 29 июня 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО23., представителей по доверенности ... РФ по РБ ФИО1 Р.Р - ФИО4, ФИО5 на постановление судьи Советского районного суда адрес Республики ФИО1 от дата, которым
... Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО13 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
постановлением прокурора Республики ФИО1ФИО3 от дата в отношении должностного лица - ... Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО21ФИО22. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), за неисполнение в установленный срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий.
Дело об административном правонарушении направлено в Советский районный суд адрес Республики ФИО1, судьей которого дата вынесено вышеприведенное постановление.
Не соглашаясь с постановлением судьи Советского районного суда адрес Республики ФИО1 от дата, ... Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО14 его представители по доверенности ФИО4, ФИО5 обжаловали судебный акт в Верховный Суд Республики ФИО1, предлагая отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не дана оценка всем доводам ФИО1ФИО20., постановление вынесено на противоречивых выводах судьи районного суда, не определена дата совершения административного правонарушения, ссылка суда на решение Советского районного суда адрес от дата является незаконной. Также не дана надлежащая оценка доводам представителей привлекаемого к ответственности лица о том, что сотрудники прокуратуры Республики ФИО1 не приходили за документами, и не проверили их готовность к установленному сроку - дата. Отсутствуют бесспорные и достаточные доказательства наличия вины в форме умысла, что исключает наличие состава административного правонарушения и ответственность за совершение административного правонарушения.
В судебном заседании представители по доверенности ... РФ по РБ ФИО1ФИО24 - ФИО4 и ФИО5 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Прокуратуры Республики ФИО1ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с нормами ч.ч.1, 2, 3 ст.6 Федерального закона от дата№... «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от дата№... «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Как следует из ч. 1 ст. 21 Федерального закона от дата№... «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе Следственным комитетом Российской Федерации и его должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от дата№... (в ред. от дата) «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», от дата№... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» прокурорам поручено систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе.
Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона от дата№... «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от дата№... «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».
В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих ... распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным дата прокурором Республики ФИО1 планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на первое полугодие 2015 года запланирована проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ... РФ по Республике ФИО1, в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. В план работы прокуратуры Республики ФИО1 на 1 полугодие 2015 года включен пункт 14 о проведении анализа эффективности исполнения в Республике ФИО1 Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 год, ведомственных планов по противодействию коррупции.
Пунктом 10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Республики ФИО1 на 1 полугодие 2015 года, утвержденного Прокурором Республики ФИО1дата в сроки май-июнь 2015 года предусмотрено проведение проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ... Российской Федерации по Республике ФИО1, в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции.
Из материалов дела усматривается, что дата прокурором Республики ФИО1 в адрес ... России по Республике ФИО1ФИО25. направлен запрос за №... о подготовке к дата и представлении участвующему в проверке прокурору для изучения и снятия ксерокопии документов, а именно: личных дел и сведении о доходах за 2013, 2014 гг. ... по адрес... России по Республике ФИО1ФИО7, ..., а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
дата в прокуратуру Республики ФИО1 из ... РФ по Республике ФИО1 поступили копии справок о доходах и расходах за 2013 г. и иные документы в отношении ... по адресФИО7, а также сообщено, что в остальной части запрос будет исполнен после его согласования со .......
дата от имени ... РФ по Республике ФИО1ФИО26. в адрес прокурора Республики ФИО1 направлено письмо (исх.№...), которым отказано в предоставлении запрошенных документов. В ответе также было указано на готовность предоставления необходимых сведений в отношении отдельных сотрудников ... при наличии информации об имеющихся с их стороны нарушений закона.
Как правильно было установлено судьей районного суда адрес прокуратура Республики ФИО1 в соответствии с пп.1 п.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от дата№... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от дата№... «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», а также п. 10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Республики ФИО1 на 1 полугодие 2015 года вправе была проводить проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ... Российской Федерации по Республике ФИО1, как в отношении конкретных лиц, так и в целом ... Российской Федерации по Республике ФИО1, а также запрашивать указанные в запросах от дата, дата, дата документы, поскольку они необходимы для выявления и устранения нарушений закона о противодействии коррупции.
При этом вышеприведенные нормативно-правовые акты не обязывают прокурора обосновывать свои требования конкретными сведениями, предметом конкретной проверки, обусловленной наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности следственного управления и его должностных лиц.
Таким образом, вывод судьи о виновности ... РФ по Республике ФИО1ФИО27 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, изложенный в обжалуемом постановлении, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Должностное лицо, имея реальную возможность представить документы и материалы, необходимые для проведения плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, умышленно не выполнил законные требования прокурора республики.
Действия ... РФ по Республике ФИО1ФИО15., выразившиеся в отказе письмом от дата предоставить уполномоченным сотрудникам прокуратуры Республики ФИО1 для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Довод жалобы о противоречиях в дате совершения правонарушения является необоснованным, поскольку факт отказа должностным лицом в исполнении требования прокурора письмом от дата сомнения не вызывает, указанная дата является временем совершения правонарушения.
Утверждения заявителей жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно сослался в своем решении на решение второй судебной инстанции по иску Прокурора РБ о признании незаконными действий ... РФ по Республике ФИО1ФИО28., рассмотренному в порядке гражданского судопроизводства, повлечь отмену состоявшегося постановления не могут, поскольку данное обстоятельство на установление виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, значительного влияния не оказало, вина должностного лица нашла свое подтверждение совокупностью иных, исследованных судом доказательств.
Ссылка на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что сотрудники прокуратуры Республики ФИО1 не приходили за документами, и не проверили их готовность к установленному сроку - дата не исключает привлечение ... по Республике ФИО1ФИО16 по ч.1 ст.17.7 КоАП РФ. Прокурор РБ обращался в Следственное управление Следственного комитета РФ по РБ о предоставлении сведений для проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции дата, дата, однако требования прокурора не исполнялись, ограничиваясь перепиской.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение судебного постановления в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления судьи районного суда при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемого судебного акта не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Советского районного суда адрес Республики ФИО1 от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ... Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО17 оставить без изменения, жалобу ... Российской Федерации по Республике ФИО1ФИО18., представителей по доверенности ... РФ по РБ ФИО1ФИО19 - ФИО4, ФИО8 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики ФИО1 или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО1 Г.Б. Соболева
Справка: судья Давыдов С.А.