ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-373/18 от 29.08.2018 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

29 августа 2018 года <адрес>

Судья Киевского районного суда <адрес> Охота Я.В., с участием представителей юридического лица, подавшего жалобу – ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Фундамент» на постановление ПСРК от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4, которым ООО «Фундамент» (ИНН 9102054548, ОГРН 1149102113698, <адрес>, пер. Лавандовый, <адрес>) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Фундамент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказанию в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно указанному постановлению, ООО «Фундамент» ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 53 минуты нарушены требования п. 10 ст. 4, п. 8 ст. 14, п.2,3 ст. 17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения» - отсутствует карта маршрута на транспортное средство по маршруту регулярных перевозок «Симферополь-Джанкой».

Не согласившись с указанным выше постановлением, директор ООО «Фундамент» ФИО5 обратился в Киевский районный суд <адрес> Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление отменить, мотивируя тем, что до настоящего времени вопрос выдачи карт маршрута перевозчикам на территории Республики Крым является неурегулированным, реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Министерством транспорта Республики Крым не сформирован, конкурсные процедуры на заключение договоров по регулярным перевозкам пассажиров не проведены и не организованы. На обращения ООО «Фундамент» о получении свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам и карт маршрутов решение не принято.

Представители ООО «Фундамент» в судебном заседании требования, изложенные в жалобе, поддержали.

Должностное лицо, постановление которого обжалуется, в суд не явилось. О времени и месте рассмотрения жалобы извещалось надлежащим образом.

Проверив жалобу, изучив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действии (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что согласно акта планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства № РК 021003, составленного в 9 часов 53 минуты ДД.ММ.ГГГГ на МАППП «Джанкой», расположенном в <адрес> Республики Крым, следует, что ДД.ММ.ГГГГ перевозчик ООО «Фундамент» на основании маршрутного листа от ДД.ММ.ГГГГ на транспортном средстве марки НЕОПЛАН, модель 116, государственный регистрационный знак К940МА82 под управлением водителя ФИО6 осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту «Симферополь-Джанкой-МАПП Джанкой» без карты маршрута на данное транспортное средство, чем нарушены требования ч. 10 ст. 4, ст. 14. ч.2-3 ст. 17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».

Из документов, представленных Министерством транспорта Республики Крым, следует, что у ООО «Фундамент» отсутствует карта маршрута «Симферополь-Джанкой» на транспортное средство «Неоплан 116», г.р.з. К 940 МА 82, а срок действия договора -В/2015 от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления пассажирских перевозок на автобусном маршруте регулярных перевозок истек ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушены требования ст.ст. 28 и 35 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».

Часть 4 ст.11.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Объектом данного правонарушения выступает установленный порядок использования транспортных средств, осуществляющих перевозки по регулярным маршрутам.

Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, если наличие такой карты является обязательным.

Следовательно, в предмет доказывания по делу об административном правонарушении административным органом, в числе прочего, входят следующие обстоятельства:

включен ли маршрут, на котором совершено правонарушение, в число регулярных маршрутов;

является ли субъект лицом, обязанным к получению карты маршрута.

Для проверки названных обстоятельств следует обратиться к положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон N 220-ФЗ), регулирующего, в том числе, отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1).

Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона №220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу части 2 указанной нормы Закона муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

Из обстоятельств дела следует, что в вину обществу вменяется осуществление перевозки без надлежащих документов (без карты маршрута на транспортное средство) по маршруту регулярных перевозок «Симферополь-Джанкой».

Между тем, каким документом (соответствующим реестром) это доказывается, административный орган в постановлении не указал, соответствующие доказательства в материалах административного дела отсутствуют.

Далее, в силу пункта 19 части 1 статьи 3 Закона свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; в силу пункта 20 части 1 указанной статьи карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

При этом в силу пункта 4 статьи 28 Закона №220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указывается, в том числе, регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

Следовательно, документом, подтверждающим законность осуществления перевозки конкретным перевозчиком, является свидетельство, законность допуска конкретного транспортного средства такого перевозчика на маршрут - картой маршрута.

Указанное подтверждается и пунктом 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ - карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

Следовательно, часть 4 статьи 11.33 КоАП РФ направлена на пресечение правонарушений, связанных с допуском на маршрут транспортных средств, не включенных в карту маршрута и, как следствие, не соответствующих условиям выдачи свидетельства соответствующим перевозчикам. Указанное правонарушение выявляется проверкой наличия карты у водителей транспортных средств, находящихся на маршруте, и включения в соответствующую карту конкретного транспортного средства.

Таким образом, ответственность по названной норме Кодекса может быть применена только к перевозчикам - организациям и предпринимателям, допущенным на маршрут (получившим соответствующие свидетельства).

Сведений о наличии такого свидетельства у ООО «Фундамент» в деле не имеется.

Также, статьей 42 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В частности, статьей 39 Закона N 220-ФЗ определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования данного Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с данным Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 данного Федерального закона. Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования данного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.

Таким образом, Законом N 220-ФЗ предусмотрена выдача маршрутных карт лишь перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры на срок действия ранее выданных разрешительных документов. Соответственно, первоначальным этапом допуска на маршруты является утверждение реестра соответствующих маршрутов.

Из обстоятельств дела следует, что перевозка обществом осуществлялась на основании ранее заключенных с Администрацией <адрес> договоров, срок действия которых истек ДД.ММ.ГГГГ. Однако общество, не допущенное к перевозке на маршрут в принципе (по ранее выданным разрешительным документам или в соответствии с новым документом, по Закону №220-ФЗ - свидетельством), не имеет права и обязанности получить карту маршрута и тем самым осуществлять перевозку по регулярному маршруту на законных основаниях.

Соответствующие государственные и муниципальные органы должны использовать адекватные механизмы для пресечения незаконных перевозок. Механизм привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ для настоящего случая не предусмотрен.

По сути, доводы административного органа сводятся к тому, что общество на основании лицензии осуществляет регулярные перевозки пассажиров с нарушением требований законодательства, установленных в области транспортной деятельности и дорожной безопасности, которые являются лицензионными условиями, и соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, установленной статьей 14.1. КоАП РФ (часть 3). Названный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АД17-20856 по делу № А83-8619/2016.

При таких обстоятельствах, постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ в отношении ООО «Фундамент» нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно полежит отмене.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Определяя время совершения инкриминируемого правонарушения, суд отмечает, что такие сведения в оспариваемом постановлении отсутствуют, указано лишь на: «наличие события административного правонарушения обнаруженного (выявленного) ДД.ММ.ГГГГ года»

Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела в суде трехмесячный срок привлечения виновного лица к административной ответственности истек, производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу ООО «Фундамент» - удовлетворить.

Постановление ПСРК от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по <адрес> межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ в отношении ООО «Фундамент» отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения (получения) его копии.

Судья: Я.В. Охота