ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-373/18 от 30.10.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-373/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

**.**. 2018 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при секретаре Ломанове Е.М., с участием и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1, представителей Псковского УФАС России - ФИО2, выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, и ФИО3, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело № 12-373/2018 по жалобе и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 на постановление заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года, которым и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением и считая его необоснованным, и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года.

В обоснование жалобы заявитель указал, что **.**.2018 года в адрес Государственного комитета Псковской области по транспорту Управлением ФАС России по Псковской области было вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в пункт 4 Приказа Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 № 50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года», в части создания в весенний период равных условий для движения транспортных средств по региональным автомобильным дорогам, осуществляющих внутрироссийские перевозки грузов и международные перевозки грузов. В связи с тем, что в предупреждении не были определены факты, явившиеся основанием для подтверждения признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Государственный комитет Псковской области по транспорту направил в адрес Управления ФАС по Псковской области свою позицию по данному вопросу от **.**.2018 года №*. Данная позиция заключалась в том, что Приказ Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 года № 50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года» соответствует постановлению Администрации Псковской области от 30.01.2012 года №36 «О Порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения». В своем Решении от **.**.2018 года Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела №* о нарушении антимонопольного законодательства установила, что в бездействии Государственного комитета Псковской области по транспорту было нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непринятии мер по созданию в весенний период 2018 года равных условий для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения. А именно, Приказом Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 года № 50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года» Государственный комитет Псковской области по транспорту ввел в период с 19.03.2018 года по 17.04.2018 года временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения с превышением временно установленных предельно допустимых значений нагрузок на оси транспортного средства. Подпунктом 1 пункта 4 Приказа Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 года №50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года» установлено, что временное ограничение движения транспортных средств не распространяется на международные перевозки грузов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. Указанное Решение Комиссии Псковского УФАС России послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и впоследствии привлечению к административной ответственности заявителя. Последний считает, что должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, не в полной мере и объективно были выяснены обстоятельства дела, не были оценены характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, а также не доказан факт наличия события вменяемого правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности по следующим основаниям. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Решение о назначении административного наказания принято только лишь на основании протокола об административном правонарушении от **.**.2018 года, решения Комиссии Псковского УФАС России от **.**.2018 года, что не является всесторонним, полным и объективным выяснением обстоятельств дела. Данные выводы должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, по мнению заявителя, являются необоснованными по следующей причине. Частью 2.1 статьи 30 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В реализацию указанных полномочий постановлением Администрации Псковской области от 30.01.2012 года №36 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения. Абзацем вторым пункта 3.8 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения (в редакции, действовавшей до 07.05.2018 года) было предусмотрено, что временное ограничение по региональным автодорогам не распространяется на международные перевозки грузов. В соответствии с Порядком осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения, Государственным комитетом Псковской области по транспорту был издан Приказ от 05.03.2018 года №50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года», подпунктом 1 пункта 4 которого также установлено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на международные перевозки грузов. В свою очередь, частью 3 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Пунктом 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года №272 (далее – Правила перевозок грузов), установлено, что перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами перевозок грузов. Движение по автомобильным дорогам в международном сообщении транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 года №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями (далее – разрешения на проезд). Разрешения на проезд выдаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года №89 «Об утверждении Правил выдачи российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам», приказом Минтранса России от 21.09.2016 года №272 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств», масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, и о внесении изменений в приказ Минтранса России от 24.07.2012 года №258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Вышеперечисленные федеральные нормативные правовые акты не содержат полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на выдачу разрешений на проезд. Данные полномочия закреплены за Минтрансом России, организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти. Согласно пункту 3 Порядка выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, утвержденного приказом Минтранса России от 21.09.2016 года №272 (далее – Порядок выдачи специальных разрешений), специальное разрешение на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку груза, выдается подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, организациями, которые расположены в субъектах Российской Федерации и на которые возложены функции управления федеральными автомобильными дорогами (далее – уполномоченные организации). Разделом IV «Согласование маршрута движения» Порядка выдачи специальных разрешений определена процедура согласования маршрута движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства. Согласование осуществляется уполномоченной организацией, рассматривающей заявление, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут. Владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального значения области, в соответствии с Распоряжением Администрации Псковской области от 15.05.2015 года №337-р «О создании государственного бюджетного учреждения Псковской области «Управление автомобильных дорог Псковской области», приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 26.10.2015 года №1576 «О закреплении автомобильных дорог общего пользования регионального значения за Государственным бюджетным учреждением Псковской области «Управление автомобильных дорог Псковской области», является ГБУ Псковской области «Управление автомобильных дорог Псковской области» (ГБУ «Псковавтодор»). Таким образом, участие Псковской области в лице ГБУ «Псковавтодор» в организации международных автомобильных перевозок грузов заключается лишь в согласовании маршрута движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего международные перевозки грузов. Учитывая изложенное, исключение из Приказа Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 года №50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года» подпункта 1 пункта 4, которым определено, что временное ограничение движения не распространяется на международные перевозки грузов, не повлияло бы на создание в весенний период равных условий для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, так как разрешительным документом на проезд транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, являются разрешения, выданные без участия Государственного комитета Псковской области по транспорту, а не подпункт 1 пункта 4 Приказа Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 года №50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года». Кроме того, заявитель полагал, что должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, не учтен и не выяснен характер и размер ущерба, причиненного вменяемым правонарушением. То есть, в процессе административного производства не был проанализирован товарный рынок перевозок грузов. Не установлены потерпевшие, чьи права нарушены или могли быть нарушенными в связи с изданием Приказа Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 года №50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года». Также, не установлено, какое количество перевозчиков в период установления временного ограничения движения (с 19.03.2018 года по 17.04.2018 года) намеревалось осуществлять перевозку грузов по территории Псковской области, либо их отсутствие. Заявитель считает, что в связи с изданием Приказа от 05.03.2018 года №50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года», права каких-либо лиц не были нарушены, ущерб никому не был причинен, жалоб в Государственный комитет Псковской области по транспорту и иные органы не поступало.

В судебном заседании, уточнив требования и доводы жалобы, и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 просил отменить постановление заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года с прекращением производства по делу по малозначительности. Указал, что вину в совершении инкриминируемого правонарушения признает, однако полагает, что характер вменяемого ему правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Представители Псковского УФАС России ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражали против прекращения производства по делу об административном правонарушении по малозначительности; просили в удовлетворении жалобы заявителя отказать, постановление заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года оставить без изменения. Полагали, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом были учтены все обстоятельства дела.

Консультант отдела закупок, контрактов и юридической экспертизы Государственного комитета Псковской области по транспорту Л.А., допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, пояснил, что Псковский УФАС России обратился в Государственный комитет Псковской области по транспорту только тогда, когда уже действовал Приказ Государственного комитета Псковской области по транспорту от 05.03.2018 № 50 о введении временного ограничения движения, принятый в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Из предупреждения Псковского УФАС России не было понятно, на основании чего Псковский УФАС России просит внести изменения в Приказ от 05.03.2018 №50, никаких разъяснений при этом не давалось. Кроме того, исполнить предупреждение Псковского УФАС России не представлялось возможным по той причине, что сначала необходимо было внести изменения в постановление Администрации Псковской области.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, в том числе материалы дела об административном правонарушении №*, выслушав доводы участников процесса, пояснения специалиста, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, а, исходя из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, подлежит выяснению вопрос о наличии события административного правонарушения, то есть, имело ли место противоправное деяние, подпадающее под диспозицию, содержащуюся в КоАП РФ, также совершено ли оно тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Приказом от 05.03.2018 года № 50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года» (далее – Приказ № 50 от 05.03.2018 года) Государственный комитет Псковской области по транспорту ввел в период с 19 марта по 17 апреля 2018 года временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения с превышением временно установленных предельно допустимых значений нагрузок на оси транспортного средства (далее – временное ограничение движения).

Абзацем 2 пункта 4 Приказа от 05.03.2018 года № 50 было установлено, что временное ограничение движения не распространяется на международные перевозки грузов.

**.**.2018 года заместителем руководителя Псковского УФАС России Б.Т. в адрес Государственного комитета Псковской области по транспорту было вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее-Предупреждение).

В связи с наличием в бездействии Государственного комитета Псковской области по транспорту, выразившемся в непринятии мер по созданию в весенний период 2018 года равных условий для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Псковское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило Государственный комитет Псковской области по транспорту о необходимости внесения изменений в пункт 4 Приказа от 05.03.2018 года № 50, в срок до **.**. 2018 года.

Указанное выше Предупреждение поступило в Государственный комитет Псковской области по транспорту **.**.2018 года.

**.**.2018 года Государственный комитет Псковской области по транспорту предоставил в Псковское УФАС России письменную позицию, из которой следует, что нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения на территории Псковской области, является постановление Администрации Псковской области от 30.01.2012 года № 36 «О Порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения» (далее – постановление Администрации Псковской области от 30.01.2012года № 36). Пунктом 1.4 постановления Администрации Псковской области от 30.01.2012 года № 36 установлено, что акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения принимается Государственным комитетом Псковской области по транспорту. Пунктами 3.8, 3.9 постановления Администрации Псковской области от 30.01.2012 года № 36 установлен перечень транспортных средств, в отношении которых не распространяется временное ограничение движения по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения в весенний период. Приказ от 05.03.2018 года № 50 был разработан и принят в соответствии с постановлением Администрации Псковской области от 30.01.2012 года № 36, в связи с чем, пункт 4 Приказа от 05.03.2018 года № 50 не противоречит законодательству Российской Федерации.

В связи с тем, что в установленный Предупреждением срок Государственным комитетом Псковской области по транспорту не были приняты меры по устранению признаков нарушения антимонопольного законодательства **.**.2018 года Псковским УФАС России было возбуждено дело №* и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая установила, что бездействие со стороны Государственного комитета Псковской области по транспорту в непринятии мер по созданию в весенний период 2018 года равных условий для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения является нарушением федерального и регионального законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В результате, **.**.2018 года должностным лицом Псковского УФАС России в отношении и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении №* и проведении административного расследования, в ходе проведения которого и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 в Псковское УФАС России были предоставлены письменные пояснения по делу об административном правонарушении, аналогичные доводам жалобы заявителя.

**.**.2018 года, усмотрев в бездействии и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении последнего должностным лицом Псковского УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении №*, по результатам рассмотрения которого **.**.2018 года постановлением заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в минимальном размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).

Частью 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ установлено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая, в том числе, принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьёй 14 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ установлено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ, в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 21.04.2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.04.2011 года № 69-ФЗ), установление порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по всем автомобильным дорогам, расположенным на территории Российской Федерации, было отнесено к полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Судом установлено, что в реализацию указанных выше полномочий приказом Минтранса России от 27.08.2009 года № 149 был утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, абзацем вторым пункта 20 которого было определено, что временное ограничение движения транспортных средств в весенний период по автомобильным дорогам Российской Федерации не распространяется на международные перевозки грузов.

05.01.2012 года приказ Минтранса России прекратил свое действие в связи с изданием 12.08.2011 года приказа Минтранса России № 211 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам».

Абзацем вторым пункта 20 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам было определено, что временное ограничение движения в весенний период по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам не распространяется на международные перевозки грузов.

Постановлением Администрации Псковской области от 30.01.2012 года № 36 был утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения, абзацем вторым пункта 3.8 которого было предусмотрено, что временное ограничение движения в весенний период по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения, не распространяется на международные перевозки грузов.

Приказом Минтранса России от 24.11.2017 года № 496 «О внесении изменений в Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 211», вступившим в силу с 01.01.2018 года, абзац второй пункта 20 был исключен из Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.

Таким образом, были созданы равные условия для движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.

Вместе с тем, 05.03.2018 года Государственным комитетом Псковской области по транспорту был издан Приказ№50 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в весенний период 2018 года», которым Государственный комитет Псковской области по транспорту ввел в период с 19 марта по 17 апреля 2018 года временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения с превышением временно установленных предельно допустимых значений нагрузок на оси транспортного средства.

При этом, только 04.05.2018 года Администрацией Псковской области было вынесено Постановление № 139 «О внесении изменений в порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения», в соответствии с которым, абзац второй пункта 3.8 постановления Администрации Псковской области от 30.01.2012 года № 36 был признан утратившим силу.

Проект постановления, предусматривающий вышеуказанные изменения в Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения, был разработан и внесен в Администрацию Псковской области Государственным комитетом Псковской области по транспорту.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, выразившегося в бездействии должностного лица, а именно в непринятии мер по созданию в весенний период 2018 года равных условий для движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.

Приходя к данному выводу, судом принято во внимание, что на основании Распоряжения Губернатора Псковской области от **.**.**** года №* временное исполнение обязанностей председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту возложено на ФИО1, который, согласно должностному регламенту от **.**.**** года, среди прочего обязан организовывать разработку проектов законов области, постановлений и распоряжений Администрации области, в пределах своей компетенции (п.*), разрабатывать самостоятельно и/или совместно с сотрудниками Государственного комитета проекты правовых актов (приказов) Государственного комитета, визировать их (п. *), а также в целях подготовки проектов законов области и нормативных правовых актов Администрации области, относящихся к компетенции Комитета, проектов правовых актов (приказов) Комитета самостоятельно изучает действующее федеральное и областное законодательство, законодательство других субъектов Российской Федерации, нормативные технические документы применительно к исполнению должностных обязанностей (п. *).

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. При этом, в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния, при наличии признаков как материального, так и формального составов, не исключаются при оценке малозначительности содеянного.

Принимая во внимание, что и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 ранее не привлекался к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, с учетом характера совершенного правонарушения, а также исходя из того, что сведений о наступлении каких-либо негативных последствий в рамках охраняемых общественных правоотношений не представлено, нарушение антимонопольного законодательства в настоящее время устранено, суд полагает возможным правонарушение, совершенное и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1, признать малозначительным ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Псковского УФАС России Б.Т. о назначении административного наказания по делу №* от **.**.2018 года, которым и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей – отменить.

Производство по делу №* об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1, прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, то есть на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Должностное лицо - и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту ФИО1 освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Настоящее решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток с момента вручения и получения копии решения.

Судья И.В. Бондаренко