ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-373/2022 от 20.04.2022 Волховского городского суда (Ленинградская область)

УИД: 47RS0003-01-2022-000387-28

Дело № 12-373/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении


г. Волхов Ленинградской области 20 апреля 2022 года

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Назарова Е.А., по адресу: <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ОГРН № ******, ИНН № ******, юридический адрес: <...>, лит. А,

на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербурга Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1659/13/2022 от 10 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

с участием защитника Жуковой М.Ю. (паспорт: серия № ******), действующей на основании доверенности № ****** от 01 февраля 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербурга Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1659/13/2022 от 10 февраля 2022 года ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Как следует из указанного постановления в ходе рейдового осмотра сотрудниками Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, при осмотре АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», расположенной по адресу: ******, объект HBOC № ****** было выявлено следующее: контейнеры для накопления ТКО установлены на почве, контейнеры в момент осмотра были переполнены. Рядом с контейнерами выявлены мешки с отходами в объеме около 4 куб. м на почве. Данные обстоятельства подтверждаются Актом планового (рейдового) осмотра № ****** от 26.05.2021. Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» допустил размещение контейнеров для накопления ТКО на необорудованной для этой площадке, а, именно, на почве, а также допущено загрязнение прилегающей территории к контейнерам отходами, что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.4 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в установленный законом срок подало жалобу на постановление № АД-1659/13/2022 от 10 февраля 2022 года, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что у должностного лица отсутствовал повод к возбуждению дела об административном правонарушении, поскольку указанные в постановлении нарушения были выявлены 26.05.2021г. в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования. Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, частью 1 статьи 8.3 ФЗ-294 отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами. По итогам планового рейдового осмотра возможно проведение внеплановой проверки и получение предостережения. По данному делу внеплановая проверка не проводилась. Спустя полгода, 27.12.2021г. заявитель был вызван в Росприроднадзор для составления протокола об административном правонарушении по делу №АД-1659/13/2021. Протокол составлял инспектор, не присутствующий в рейдовом осмотре от 26.05.2021 г., непосредственно не видевший событие административного правонарушения полугодовой давности.

Также заявитель указал, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку из фотографии, приложенной к Акту планового (рейдового) осмотра от 26.05.2021 не следует, что контейнеры стоят на почве. На фотографии видно, что за бордюром стоят контейнеры. Часть территории за бордюром заасфальтирована, что подтверждается фотографией заявителя, приложенной к жалобе. Нахождение контейнеров, мусора на почве не доказано надзорным органом. Законодатель допускает сбор мусора не только в контейнеры, но и в пакеты. Мусор, лежащий рядом с контейнерами, находился в пакетах. ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» 01 апреля 2019 г. заключило с АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (Региональным оператором) договор № ****** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей, в силу п.30 Приложения 1 к которому на АЗС «Сясьстрой» № ******, по адресу: ******, вывоз мусора должен осуществляться 12 раз в месяц (понедельник, среда, пятница). Однако мусор не вывозился с 21.05.2021г., что подтверждается комиссионно составленным Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 24 мая 2021г. Общество неоднократно направляло претензии Региональному оператору. Общество, в силу статьи 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г.№ ****** «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами» не имеет право вывозить самостоятельно отходы и где-либо их складировать, либо заключить договор с другим Региональным оператором, т.е. вины Общества в накоплении - несвоевременном вывозе мусора нет. Заявителем выполнены все зависящие от него действия для соблюдения требований законодательства, что является безусловным основанием для освобождения от административной ответственности.

В судебное заседание законный представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом, дело рассмотрено без его участия на основании ч.3 ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.

Защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Жукова М.Ю. доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным, просила удовлетворить. Дополнительно указала, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением сроков. Состав административного правонарушения отсутствует, поскольку все возможные меры для исполнения законодательства были приняты со стороны привлекаемого лица.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается (в числе прочего) сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно п. 6 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 следует, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные па контейнерных площадках,

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт административного правонарушения и виновность ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

- протоколом об административном правонарушении №АД-1659/13/2021 от 27.12.2021 г., составленным уполномоченным должностным лицом в котором изложено существо административного правонарушения; все необходимые сведения в протоколе отражены; протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;

- актом планового (рейдового) осмотра, обследования № ****** от 26.05.2021 г. и фотоматериалом к нему;

- письмом Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 31.05.2021 г. № ****** в адрес Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о направлении акта планового (рейдового) осмотра с фототаблицей для принятия мер государственного экологического надзора;

- письмом ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» от 21.12.2021 № ******, в котором указано, что отходы, обнаруженные в ходе планового рейдового осмотра находились на земельном участке с КН № ****** крайне непродолжительное время, попали в ходе погрузки и были помещены в контейнеры для накопления отходов в течение получаса.

- свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № ****** от 21.12.2016 г. по адресу: ******;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»;

- договором № ****** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей от 01.04.2019 г. между АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с дополнениями и приложениями;

- иными материалами дела.

Как следует из материалов дела 26 мая 2021 года по результатам планового (рейдового) осмотра главным специалистом Восточного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области было выявлено, что по адресу: ****** на АЗС Лукойл № ****** (земельный участок КН № ******) контейнеры установлены на почве, наблюдается переполнение контйнеров, отходы в мешках в объеме около 4 куб. м. складированы на почве.

Доводы защитника об обратном не нашли своего подверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела. Оснований сомневаться в достоверности составленного акта планового (рейдового) осмотра и фототаблицы к нему, а также их относимости к событию правонарушения, не имеется.

При этом суд учитывает, что фотография, приложенная к жалобе, значительно отличается от фотографии, ранее направленной ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в адрес административного органа, и не опровергает вышеустановленные судом обстоятельства. Более того данная фотография не содержит даты и времени фотосъемки, а также не позволяет идентифицировать место нахождения зафиксированных на ней контейнеров относительно самой АЗС.

Доказательств того, что мусор был упакован в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, материалы дела также не содержат.

Ссылка защитника на то, что заявитель полностью зависим от регионального оператора судом отклоняется, поскольку достаточных и допустимых доказательств о принятии со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» всех необходимых мер для предупреждения создавшейся ситуации суду не представлено, как и не представлено сведениий, подтверждающих своевременную отправку писем о нарушении графика вывоза отходов и соответствующих актов в адрес регионального оператора и принятых заявителем мер для привлечения последнего к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору № ****** от 01.04.2019 г.

Довод жалобы об отсутствии повода к возбуждению дела об административном правонарушении является несостоятельным, поскольку обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" могли являться поводом для назначения внеплановой проверки. Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Составление протокола с нарушением срока, установленного ст. 28.5 КоАП РФ не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку указанный срок не является пресекательным.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушений должностным лицом Северо-Западного межрегионального управления Роспироднадзора не допущено, все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, выводы мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены. Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ суд

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербурга Северо-западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1659/13/2022 от 10 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, которым ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Судья - подпись Е.А.Назарова