Мировой судья Бурвяшов С.В. Материал АП № 12-374/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Элиста 25 декабря 2015 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Чуева Д.Ю.,
при секретаре Халенгиновой З.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
ус т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку мировым судьей не были проверены законность и обоснованность привлечения его к административной ответственности, факт установления нарушения требований предусмотренных ст. 7 Закона № 115 - ФЗ «О противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» является незаконным, так же, как и требование разработки правил внутреннего контроля, назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, прохождения обучения в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не осуществлял. Производством он не занимался, магазин розничной торговли был закрыт еще в ххх года, а № 115-ФЗ стал распространяться на индивидуальных предпринимателей с 30 июля 2013 г. Эти пояснения, а также доказательства о закрытии магазина (налоговые декларации, объявления о продаже торгового оборудования) были проигнорированы. Суду не были представлены доказательства, что он занимался скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий и лома таких изделий. Само наличие ОКВЭДов (производство ювелирных изделий, розничная торговля ювелирными изделиями) при фактически официальном отсутствии деятельности по ним не является нарушением, что косвенно подтверждается ранее проведенными проверками прокуратуры г.Элисты в ххх и в ххх г., по результатам которых никаких нарушений выявлено не было. В настоящее время он занимается только <данные изъяты>, а, следовательно, не подпадает под действие 115-ФЗ. Более того, ремонт и те виды деятельности, которые предполагают скупку и куплю-продажу, в кодах статистики разнесены в разные группы. При ремонте изделие заказчика не переходит ко мне в собственность. К тому же при ремонте я никак не могу «придать вид правомерного владения, пользования или распоряжения» изделием заказчика, т.е. «легализовать (отмыть) доходы, полученные преступным путем». А именно против этого и направлено действие 115-ФЗ, следовательно, действие №115-ФЗ не может распространяться на него. Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении него, индивидуального предпринимателя ФИО2, не может признано законным и подлежит отмене.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал и просил обжалуемое постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Помощник прокурора г.Элисты Очирова М.А. просила суд постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх оставить без изменения, поскольку ФИО1 законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст.30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами заявителя и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно ч.2 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
На основании п.2 ст.6 ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании, утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" К индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -индивидуальные предприниматели), адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом "б" пункта 1 настоящего постановления.
В силу п. 19 и п. 20 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 804 порядок ведения сформированного перечня, в том числе структура перечня и формат размещаемой в нем информации, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу. Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Элисты совместно с представителями Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора проведена проверка в отношении <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО2 состоит на специальном учете в <данные изъяты>, следовательно, на него распространяются требования, предусмотренные ст. 7 Закона № 15-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом обязаны в целях противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Правительства Российской Федерации и утверждаются индивидуальным предпринимателем. На момент проведения проверки в нарушение требований законодательства <данные изъяты> ФИО2 правила внутреннего контроля на момент проверки не разработаны. В течение длительного времени с ххх по ххх<данные изъяты> ФИО2 осуществлял деятельность в отсутствие установленного порядка установленного порядка представления информации в уполномоченный орган, установленных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности предпринимателя, что свидетельствует о неисполнении индивидуальным предпринимателем норм Закона и привело к выявленным нарушениям в части осуществления обязательных программ внутреннего контроля, таких как обучение в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. <данные изъяты> ФИО2 обучение в целях противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не прошел, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, не назначил. <данные изъяты> ФИО2 не осуществлялась идентификация клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В нарушение п. 20 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, <данные изъяты> ФИО1 не прошел регистрацию в личном кабинете на портале Росфинмониторинга, им за проверяемый период не направлялись сведения о сверке клиентов в Росфинмониторинг. Таким образом, <данные изъяты>. ФИО1 в течение длительного времени не исполнялись требования законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля.
Указанные фактические обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ххх и приложенными к нему материалами: справкой по результатам проверки <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> от ххх, письмом прокуратуры г. Элисты Республики Калмыкия от ххх о проведении проверки, распоряжением № от ххх, свидетельством о внесении в Единый государственный реестр <данные изъяты>, зарегистрированным до ххх от ххх, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ физического лица от ххх, свидетельством о постановке на специальный учет от ххх№, картой постановки на специальный учет в государственной инспекции <данные изъяты>№ от ххх, объяснением ФИО1 от ххх
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 невозможности привлечения его к ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ ввиду того, что скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий он не осуществлял, производством он не занимался, магазин розничной торговли был закрыт еще в ххх года, а № 115-ФЗ стал распространяться на индивидуальных предпринимателей с 30 июля 2013 г., суд признает необоснованными.
В соответствии со ст.5 ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ххх№, действовавшего на момент проверки ФИО1, то есть ххх, дополнительным видом экономической деятельности <данные изъяты> ФИО1 является производство ювелирных изделий, розничная торговля ювелирными изделиями.
Доводы ФИО1 в суде в части того, что он полностью прекратил свою деятельность по ОКВЭД (<данные изъяты>) ххх, то есть после проведенной у него проверки сотрудниками <данные изъяты>, в данном случае правового значения не имеет, поскольку является последствием совершенного правонарушения.
При рассмотрении дела мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и сделан обоснованный вывод о доказанности его вины в совершении правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении наказания мировой судья учел данные о личности ФИО1, а также характер совершенного им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1 и 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ подлежит оставлению без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Председательствующий . Д.Ю. Чуев