ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-374/2018 от 21.06.2018 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело №12-374/2018

РЕШЕНИЕ

21 июня 2018 год г. Брянск ул. Фокина д. 45

Судья Советского районного суда г. Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Нормаль-М» на постановление мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Брянска от 25 апреля 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Нормаль-М», ОГРН 1133256010359, ИНН 3245512114, КПП 324501001, юридический адрес: г. Брянск, ул. Брянского Фронта, д. 12,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Брянска от 25 апреля 2018 года ООО «Нормаль-М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением ООО «Нормаль-М» подало жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить в виду отсутствия события и состава административного правонарушения. В жалобе ссылается на то, что в действиях ООО «Нормаль-М» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО «Нормаль-М» не имеет задолженности перед ООО «ТЭК-Энерго», а вся задолженность взысканная судами оплачивается в рамках возбужденных исполнительных производств. Полагает, что отношения, связанные с взаиморасчетами двух хозяйствующих субъектов, регулируются нормами гражданского законодательства. Кроме этого, ООО «ТЭК-Энерго» с 30 июня 2017г. открыло специальный банковский счет, предназначенный для автоматической идентификации поступающих платежей за потребленную электрическую энергию, в соответствии с которым ООО «ТЭК-Энерго» должно присвоить уникальный идентификатор платежа, однако дополнительные соглашения с протоколами разногласий в адрес ООО «Нормаль-М» не поступали, им не был присвоен уникальный идентификатор платежа, в связи с чем управляющая компания не имеет возможности осуществлять оплату денежных средств, поступивших от потребителей. Требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности хозяйствующими субъектами (расчеты по договору ресурсоснабжения) не могут быть отнесены к лицензионным требованиям.

В судебном заседании защитник ООО «Нормаль-М» Беляев В.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Защитник ООО «ТЭК-Энерго» Гурова А.А. просила оставить постановление мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель Государственной жилищной инспекции Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Правила управления многоквартирными домами установлены Разделом VIII Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Согласно п.4, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю

В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п.6.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации

Как установлено мировым судьей, в нарушение ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и требований Правил осуществления деятельности многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», ООО «Нормаль-М» за период с 01 января 2017г. по 31 декабря 2017г. допустило задолженность по оплате коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией ООО «ТЭК-Энерго» в размере 4 597 538 руб.09 коп. по договору № 6040/БГО и в размере 463 255 руб.27 коп. по договору № 60400/БГО.

Указанные задолженности по исковым заявлениям ООО «ТЭК-Энерго» взысканы решениями Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2017г. по делу № А09-4039/2017, от 21 июля 2017г. по делу № А09-7390/2017, от 11 августа 2017г. по делу № А09-9451, от 03 ноября 2017г. по делу № А09-12042/2017, от 26 октября 2017г. по делу № А09-13458/2017, от 24 мая 2017 г. по делу № А09-4040/2017, от 10 июля 2017г. по делу № А09-5830/2017, от 07 августа 2017г. по делу № А09-7723/2017, от 25 августа 2017г. по делу № А09-9454/2017, от 18 сентября 2017г. по делу № А09-10573, от 11 января 2018г. по делу № А09-14400/2017.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом № 132/692/693-7.23.2 об административном правонарушении от 30 марта 2018г., согласно которому ООО «Нормаль-М» не в полной мере осуществляло расчеты с ресурсоснабжающими организациями за фактически потребленные коммунальные услуги за период с 01 января 2017г. по 31 декабря 2017г., допустив задолженность перед ООО «ТЭК-Энерго» по договорам энергоснабжения; объяснениями законного представителя ООО «Нормаль-М», договорами энергоснабжения № 60400/БГО и 01 апреля 2016г. и № 6040/БГО от 01 января 2016г., копиями актов сверки взаимных расчетов между ООО «ТЭК-Энерго» и ООО «Нормаль-М», копиями решений Арбитражного суда Брянской области от31 мая 2017г. по делу № А09-4039/2017, от 21 июля 2017г. по делу № А09-7390/2017, от 11 августа 2017г. по делу № А09-9451, от 03 ноября 2017г. по делу № А09-12042/2017, от 26 октября 2017г. по делу № А09-13458/2017, от 24 мая 2017 г. по делу № А09-4040/2017, от 10 июля 2017г. по делу № А09-5830/2017, от 07 августа 2017г. по делу № А09-7723/2017, от 25 августа 2017г. по делу № А09-9454/2017, от 18 сентября 2017г. по делу № А09-10573, от 11 января 2018г. по делу № А09-14400/2017, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что в действиях ООО «Нормаль-М» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО «Нормаль-М» не имеет задолженности перед ООО «ТЭК-Энерго», а вся задолженность взысканная судами оплачивается в рамках возбужденных исполнительных производств, отношения, связанные с взаиморасчетами двух хозяйствующих субъектов, регулируются нормами гражданского законодательства судьей отклоняются по следующим основаниям.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно п.13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п.14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).

В ходе проведенной проверки установлена задолженность ООО «Нормаль –М» перед ООО «ТЭК-Энерго» за электрическую энергию по договорам энергоснабжения № 60400/БГО от 01 апреля 2016г. и № 6040/БГО от 01 января 2016г., в связи с чем ООО «Нормаль –М» обосновано привлечено к ответственности по ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждение о том, что ООО «ТЭК-Энерго» с 30 июня 2017г. открыло специальный банковский счет, предназначенный для автоматической идентификации поступающих платежей за потребленную электрическую энергию, в соответствии с которым ООО «ТЭК-Энерго» должно присвоить уникальный идентификатор платежа, однако дополнительные соглашения с протоколами разногласий в адрес ООО «Нормаль-М» не поступали, им не был присвоен уникальный идентификатор платежа, в связи с чем управляющая компания не имеет возможности осуществлять оплату денежных средств, поступивших от потребителей не может свидетельствовать об отсутствии задолженности со стороны ООО «Нормаль-М» как таковой и не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Довод о том, что требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности хозяйствующими субъектами (расчеты по договору ресурсоснабжения) не могут быть отнесены к лицензионным требованиям основаны на неверном толковании норм права.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

Поскольку задолженность перед ресурсоснабжающей организацией ООО «ТЭК-Энерго» возникла вследствие неисполнения ООО «Нормаль-М» своей обязанности по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то в действиях ООО «Нормаль-М» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание мировым судьей назначено ООО «Нормаль-М» в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом применения положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении не установлено.

Постановление о привлечении ООО «Нормаль-М» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Брянска от 25 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Нормаль-М» оставить без изменения, а жалобу ООО «Нормаль-М» без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.В. Рассказова