ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-374/2021 от 07.07.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

07 июля 2021 года город Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А., с участием представителей директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2, ФИО3, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела правового, кадрового и административно-хозяйственного обеспечения Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2 на постановление о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5, директор филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Одновременно в адрес директора филиала «Конаковская ГРЭС» Публичного акционерного общества «Энел Россия» ФИО1 внесено представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении.

Представитель директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2 обратилась в Московский районный суд г.Твери с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст.30.1 - 30.3 КоАП РФ. В обосновании жалобы указано, что считает постановление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года и представление незаконными по следующим основаниям. С учетом конструктивных особенностей дымовых труб, места отбора проб оборудованы для определения инструментальным методом только концентраций загрязняющих веществ. Конструктивные особенности газоходов таковы, что прямолинейные участки с заданными характеристиками газовых потоков, указанными в п.1.3 ПНД Ф 12.1.1-99 (пункт 1.3. измерительное сечение должно располагаться на прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, и находиться как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д.) отсутствуют. В этой связи параметры газовоздушной смеси инструментальным методом при отборе проб не измеряются. Параметры газового потока, указываемые в п.5 протоколов отбора проб и п.11 протокола испытаний (скорость и объемный расход) определяются филиалом ЦЛАТИ по Тверской области расчетным методом, показатели температуры газовоздушной смеси в точке контроля представляются филиалом «Конаковская ГРЭС» из программы КВИНТ, используемой для ведения и контроля за режимом работы оборудования. В пунктах 8 (номер пробы и определяемые характеристики) и 11 (результаты испытаний, измерений) актов отбора проб в качестве измеряемых характеристик (показателей) указываются СО, NO, NO2, NОх - их концентрации. Параметры газовоздушной смеси в определяемых характеристиках и результатах измерений, испытаний в актах отбора проб отсутствуют. Протоколы в качестве результатов испытаний, измерений также содержат только концентрации СО, NO, NO2, NОх. Выводы о наличии фактов, свидетельствующих об измерениях скорости потока газа в месте отбора проб, не соответствуют действительности, что подтверждается актами и протоколами отбора проб филиала ЦЛАТИ по Тверской области. В этой связи, недостоверность сведений о количественных и качественных показателях выбросов в программе ПЭК по факту использования данных о параметрах газо-воздушной смеси, полученных инструментальным методом в местах, не соответствующих п.1.3 ПНД Ф 12.1.1-99, не подтверждается. Сведения о выбросах в программе ПЭК ПАО «Энел Россия» определены в соответствии с действующим законодательством и на основании действующей инвентаризации и утвержденного проекта ПДВ. В соответствии с инвентаризацией и проектом нормативов допустимых выбросов, утвержденным 07 ноября 2017 года №1235-зв приказом Управления Росприроднадзора по Тверской области, на основании которых в установленном порядке выдано разрешение на выброс , данные источники выбросов, в том числе выбросы сероводорода, учтены - ист. 6001, 6003. Для хранения мазута используется 12 подземных железобетонных резервуаров объемом 10 000 м? и 6 подземных железобетонных резервуаров для хранения мазута объемом 20 000 м?, а также 5 приемных резервуаров для слива мазута объемом 600 м?. В результате приема, хранения и перекачки в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: сероводород и углеводороды предельные С12-С19. Площадка с резервуарами рассматривается как неорганизованный источник №6001. Маслохозяйство служит для хранения, приема и выдачи трансформаторного и турбинного масел. Маслохозяйство включает в себя 12 наземных вертикальных резервуаров высотой 5,5 м и объемом 90 м? каждый, из них 6 баков с турбинным маслом и 6 баков с трансформаторным маслом. Масло закачивается в резервуары с помощью насоса производительностью 10 м?/час. Площадка маслохозяйства рассмотрена как неорганизованный источник №6003. При сливно-наливных операциях в атмосферный воздух выделяется вредное вещество: масло минеральное нефтяное. Расчеты выбросов от данных источников проведены в соответствии с Методическими

указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утвержденными Приказом Госкомэкологии России от 08 апреля 1998 года №199. Мазут является резервным топливом, все запасы находятся в резервуарах, поставок мазута для нужд КГРЭС по эстакадам не осуществлялось с 2015 года, в этой связи учтены выбросы на ист. 6001 только от мазутных резервуаров. Мазутонасосные служат для перекачки мазута во время хранения, для исключения застывания топлива и не являются источниками выбросов. Перекачивается объем топлива, находящийся на хранении в резервуарах. Выбросы сероводорода в проекте ПДВ рассчитаны от всего объема мазута, находящегося на КГРЭС. Датчики в мазутонасосной установлены для контроля параметров сероводорода в области рабочей зоны. Звуковая сигнализация установлена на уровне ПДК сероводорода в области рабочей зоны. Срабатывание датчика с момента установки в оперативной документации вахтенного персонала не зафиксировано. Подземные резервуары на маслонасосной не оборудованы воздушными клапанами, откачка из подземных баков производится с помощью вакуумного насоса, выбросы в атмосферу не осуществляются. Поскольку эстакады мазутного хозяйства, подземные резервуары хранения отходов и маслонасосные не являются источниками выбросов, основания для учета их в программе ПЭК отсутствуют. Выбросы в результате стравливания газа при продувках при пусках-остановах паровых котлов составляют не более 0.001% от валового годового выброса. В соответствии с пунктом 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 (требования к Программе ПЭК) юридическое лицо должно скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с данными требованиями в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению Объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%. Кроме того, корректировка программы ПЭК при предполагаемом изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей, в части изменения источников выбросов и выбрасываемых веществ, может быть выполнена только при подтверждении таких изменений при проведении корректировки данных инвентаризации и для случаев, указанных в пункте 43 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года №352, после подготовки предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды с последующим установлением нормативов и получением разрешения на выброс. Программа ПЭК подготовлена в полном соответствии с планом-графиком контроля, согласованным в составе ПДВ при утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выброс. Отсутствие в программе ПЭК выбросов от стравливания газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС не является нарушением. Недействующие реквизиты аттестатов аккредитации собственных и привлекаемых испытательных лабораториях (центрах) были действительными на дату утверждения Программы ПЭК. Изменения привлекаемых лабораторий, их документации также не являются основаниями для корректировки программы ПЭК. Во время проведения ПЭК, при непосредственном проведении измерений, требующих аттестации, допускаются лаборатории с действующими разрешительными документами. В соответствии с информацией на сайте Федеральной службы по аккредитации Аттестаты аккредитации лабораторий промышленной санитарии филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Московской области» в Клинском, Солнечногорском районах - бессрочные, действующие. Лаборатории промышленной санитарии филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в Клинском, Солнечногорском районах проходят процедуру подтверждения компетенции раз в пять лет, что подтверждается приказами Федеральной службы по аккредитации. На момент утверждения программы ПЭК аттестаты аккредитации привлекаемых испытательных лабораторий в соответствии с информацией на сайте Федеральной службы по аккредитации являлись действующими. Действие аттестата аккредитации лаборатории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» прекращено с 14 января 2020 года. Данная испытательная лаборатория выполняла отбор проб и проведение лабораторных анализов почв на границе СЗЗ филиала «Конаковская ГРЭС» в 2019 году. В 2020 году данную работу проводили АНО «Испытательный центр НОРТЕСТ». В соответствии с п.1 Приложения 1 к приказу №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля», данные изменения не являются основанием для корректировки Программы ПЭК. Просит отменить постановление о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 – ФИО3 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и пояснила, что основания для корректировки Программы ПЭК определены п.1 приказом Минприроды №74 от 28 февраля 2018 года «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля». Данный пункт проигнорирован в акте проверки должностными лицами Росприроднадзора. У юридического лица имеется 60 дней на корректировку в целях приведения всех неучтенных источников. В части предполагаемого источника выбросов мазутной эстакады, с 2015 года поставок мазута не осуществлялось, выбросы с мазутной эстакады не осуществлялись. Данный аспект в ходе проверки не оценивался и не исследовался. Подземные резервуары хранения трансформаторных масел и отходов масел из мазутного хозяйства не являются источниками выбросов, они герметичны, дыхательных клапанов на резервуарах не имеется. Факт того, что мазутонасосное оборудование являются источником выбросов материалами дела не подтверждено, датчик сероводорода установлен для целей контроля аварийных ситуаций. Данный датчик установлен на уровне концентрации в рабочей зоне. ГРП это выбросы при стравливании газа при ремонтных работах на котельном оборудовании, действительно этот источник не учет в инвентаризации, но осуществлялись ли выбросы с этого источника Росприроднадзор в рамках проводимой проверки не исследовал и не запрашивал сведения, а также не оценивался на предмет увеличения или уменьшения выбросов. Что касается недействующих реквизитов аттестатов аккредитации собственных и привлекаемых испытательных лабораторий, в программе ПЭК указываем действующие реквизиты договоров и действующие сертификаты подтверждающие проведение измерений. Те лаборатории, которые в настоящий момент работают на «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» имеют действующие аккредитации. В соответствии с требованием программы изменение привлекаемых лабораторий по производству экологического контроля не является основанием для корректировки самой программы. Просит отменить постановление о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, также поддержала пояснения ФИО3 Просит отменить постановление о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании главный специалист-эксперт межрегионального отдела правового, кадрового и административно-хозяйственного обеспечения Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 пояснил, что жалоба не обоснована и не подлежит удовлетворению. Просит постановление о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ и представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу представителя директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2, без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В силу ч.3 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

На основании ч.4 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно положениям п.1, п.3, п.7 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвержден Приказ от 28 февраля 2018 года №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Согласно п.4 Приказа от 28 февраля 2018 года №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (ПЭК) (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п.3.1 ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Пункт 3.6 «Производственный экологический контроль. Общие положения» определяет, что под объектами производственного экологического контроля понимаются объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 декабря 2020 года №88-р проведена плановая выездная проверка соблюдения ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Объект НВОС филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» поставлен на государственный учет 23 декабря 2016 года. Объект I-ой категории негативного воздействия на окружающую среду.

Филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» расположен в юго-восточной части Тверской области на территории Конаковского района в 2,5 км к северу от г.Конаково Тверской области в верхнем течении р.Волга на правом берегу Иваньковского водохранилища.

ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») осуществляет деятельность по производству электрической энергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций и производство тепловой энергии, а также продажу энергии промышленным предприятиям и коммунальным службам Центрального региона России.

По результатам данной проверки составлен акт плановой проверки от 10 февраля 2021 года .

В рамках проведенной проверки установлено, что для объекта Конаковская ГРЭС с кодом , являющимся объектом I-й категории негативного воздействия на окружающую среду, разработана программа производственного экологического контроля, утвержденная в июне 2019 года директором Филиала «Конаковская ГРЭС».

В ходе проверки изучена программа ПЭК ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия»).

Установлено, что в разделе 2.1 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» содержатся недостоверные данные о стационарных источниках выбросов, а именно не учтены расчеты со стационарных источников выбросов: выброс в ходе слива мазута из железнодорожных цистерн в лотки; выбросы из резервуара для временного накопления отхода «масло трансформаторное отработанное»; выбросы из резервуара для временного накопления отхода «масло турбинное отработанное»; выбросов сероводорода из производственных помещений насосных станций на мазутном хозяйстве в результате перекачки мазута; выбросов в результате стравливания природного газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС из-за остановки или ремонта котлов.

В разделе 2.1 содержатся недостоверные сведения о количественных и качественных показателях выбросов с ИЗА №№ 0001, 0002, 0003, 0001 (мазут), 0002 (мазут), 0003 (мазут).

При осмотре территории ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») установлены источники выбросов в атмосферный воздух, которые не обозначены и расчеты которых не включены в действующую инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2017 года.

В Инвентаризации выбросов ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») отсутствует расчет выбросов, образующих при сливе мазута на территории мазутного хозяйства с железнодорожных эстакад, расположенных на территории мазутного хозяйства ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия»), с их помощью обеспечивается приём мазута от поставщика, выгрузка мазута из цистерн в приемные сливные лотки, расположенные между рельсами, по дну которых мазут поступает в приемные резервуары, Данный источник выбросов является неорганизованным ввиду того, что загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в ходе слива мазута.

В Инвентаризации выбросов ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») отсутствует расчет выбросов от подземного резервуара, предназначенного для временного накопления отхода «масло трансформаторное отработанное» в районе участка открытых распределительных устройств (ОРУ). Данный резервуар обозначен соответствующей табличкой, оборудован дыхательным клапаном. Данный источник выбросов является неорганизованным ввиду того, что загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа в результате дыхания резервуара.

В Инвентаризации выбросов ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») отсутствует расчет выбросов, образующихся от подземного резервуара, предназначенного для временного накопления отхода «масло турбинное отработанное». Данный резервуар обозначен соответствующей табличкой. Данный источник выбросов является _ неорганизованным ввиду того, что загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа в результате дыхания резервуара.

В Инвентаризации выбросов ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») отсутствует расчет выбросов, образующихся от нефтеловушек, расположенных на территории участка комплекса, очистки промышленных стоков (КОПС). В данные нефтеловушки через распределительную камеру поступают стоки с двух приёмных резервуаров. Каждая нефтеловушка представляет собой бетонированный резервуар размером 6х36 м и глубиной 2,2 м, разделенный на 4 секции, и предназначена для удаления нефтепродуктов и других примесей. Данный источник выбросов является неорганизованным ввиду того, что загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.

В Инвентаризации выбросов ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») отсутствует расчет выбросов, образующихся от двух насосных станций мазутного хозяйства. Данный источник выбросов является неорганизованным ввиду того, что загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования. В ходе осмотров установлено наличие на насосных станциях наличие датчиков содержания сероводорода в рабочих помещениях.

В Инвентаризации выбросов ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») отсутствует расчет выбросов, образующихся в результате периодического стравливания газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС из-за остановки или ремонта котлов.

Пунктом 2 Требований к содержанию программы ПЭК, установлено, что Программа производственного экологического контроля содержит сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В разделе 6 «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» представлены не действующие реквизиты аттестатов аккредитации собственных и привлекаемых испытательных лабораториях (центрах).

Пункт 8 Требований к содержанию программы ПЭК раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров), реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

Как следует из ч.1 ст. 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки: в течение первого года со дня аккредитации; не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности; каждые пять лет со дня аккредитации.

В программе ПЭК ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») в разделе «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» отражены данные аккредитации привлекаемых лаборатории: Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», РОСС RU.001.21ЭК96 от 04 июня 2014 года; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в Клинском, Солнечногорском районах, РОСС RU.0001.512222 от 08 апреля 2014 года; ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» РОСС RU.0001.511201 от 10 июня 2014 года.

В связи с чем в программе ПЭК ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») указаны не актуальные реквизиты аккредитации заявленных испытательных лабораторий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.

Факт совершения директором филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 марта 2021 года, в котором изложено событие административного правонарушения (л.д.55-67); актом плановой поверки от 10 февраля 2021 года (л.д.68-102); проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» (л.д.109-113); отчетом по инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» (л.д.114-117); проектной документацией Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (л.д.118-126); инструкцией по эксплуатации комплекса очистки сточных вод топливно-транспортного цеха филиала «Конаковская ГРЭС» (л.д.127-131), распоряжением №88-р от 08 декабря 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия»), а также иными материалами дела, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Вина директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 во вмененном административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в действиях директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Вместе с тем доказательств того, что директором филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований в области охраны окружающей среды, в материалах дела не содержится.

Действия директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и виновности директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 в его совершении основан на оценке представленных доказательств, данной по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах установлено, что директор филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но должностным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела по существу, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Совершенное директором филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 административное правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере природопользования, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, а потому данное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Доводы жалобы о том, что недостоверность сведений о количественных и качественных показателях выбросов в программе ПЭК по факту использования данных о параметрах газо-воздушной смеси, полученных инструментальным методом в местах, не соответствующих п.1.3 ПНД Ф 12.1.1-99, не подтверждается, судья не принимает во внимание, поскольку опровергается представленными материалами дела.

К доводу жалобы о том, что отсутствие в программе ПЭК выбросов от стравливания газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС не является нарушением, судья относится критически, поскольку данный довод основан на неверном толковании норм права.

Довод жалобы о том, что поскольку эстакады мазутного хозяйства, подземные резервуары хранения отходов и маслонасосные не являются источниками выбросов, основания для учета их в программе ПЭК отсутствуют, судья относится критически поскольку данный довод основан не неверном толковании действующего законодательства.

Таким образом, директор ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 имел возможность для исполнения требований законодательства, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются, как стремление избежать привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Иные изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемого постановления, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.

Бремя доказывания судом распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1, не усматривается.

Постановление о привлечении директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст.1.5 КоАП РФ, не нарушен.

Оспариваемое постановление вынесено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, в пределах его полномочий, каких-либо процессуальных нарушений должностным лицом не допущено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 допущено не было.

Постановление о назначении директору ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено в минимальном пределе санкции ст.8.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст.1.5 КоАП РФ, не нарушен.

Оспариваемое постановление вынесено ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 в пределах его полномочий, каких-либо процессуальных нарушений должностным лицом не допущено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 допущено не было.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и КоАП РФ прав директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении директора ПАО «Энел Россия» (филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия») ФИО1 к административной ответственности не допущено.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

постановление о назначении административного наказания №372/6172/69 от 25 марта 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 о привлечении директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представление №372/6172/69 от 25 марта 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу представителя директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 - ФИО2, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.

Судья Ю.А. Орёл

1версия для печатиДело № 12-374/2021 (Решение)