ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-374/2021 от 15.02.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Музыканкина Ю.А. Дело № 21-86/2022 (№ 12-374/2021)

64RS0043-01-2021-008495-12

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В.,

при секретаре судебного заседания Мухиной А.В., рассмотрев жалобу Романцовой С.С. на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2021 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Романцовой С.С. на постановление первого заместителя начальника управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области Григорьева Д.С. № 259/6-21-м от 08 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении консультанта отдела по экономике и муниципальному заказу управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности контрактной службы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Романцовой С.С.,

установил:

постановлением первого заместителя начальника управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области Григорьева Д.С. № 259/6-21-м от 08 октября 2021 года консультант отдела по экономике и муниципальному заказу управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности контрактной службы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Романцова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Романцовой С.С. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Романцова С.С. просит решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2021 года отменить. В доводах жалобы указывает, что нарушила принцип открытости и прозрачности, обеспечивающийся разрешением информации в единой информационной системе, поскольку информация о заключении контракта направлена заказчиком в реестр контрактов 12 января 2021 года, то есть в установленный законом срок; также полагает, что имеются основания для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ путем объединения в одно производство 6 дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении нее, как должностного лица, по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и назначении по ним одного административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. С учетом характера вмененного правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, таких как совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Романцовой С.С. - Акимова М.В. поддержала жалобу в полном объеме, ссылаясь на незаконность оспариваемых актов; представитель прокуратуры города Саратова Желнова Н.С., должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении к административной ответственности, -Григорьев Д.С. по доводам жалобы возражали, просили оставить без изменения оспариваемые акты, поскольку консультантом отдела по экономике и муниципальному заказу управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности контрактной службы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Романцовой С.С. не была предоставлена в федеральный орган в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084 в установленный срок информация о сроке, на который предоставляется гарантия качества выполняемых работ по муниципальному контракту.

Романцова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об уважительной причине неявки не известила, об отложении судебного заседания не просила, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного по делу решения суда, постановления должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ наступает за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта заказчик направляет информацию о заключении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, Правила ведения реестра контрактов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084 (далее - Правила), согласно пункту 12 которых, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж (1)», «и», «и (2)», «м» и «о» пункта 2 указанных Правил.

Подпунктом «ж (1)» пункта 2 Правил в реестр контрактов включается, в том числе, информация о гарантийных обязательствах, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и о сроках их предоставления (при наличии), об обеспечении таких гарантийных обязательств (при наличии) и их размере.

При этом требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к данной статье установлено, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные, в том числе, статьей 7.31 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, приказом председателя дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 апреля 2020 года № 4-лс Романцова С.С. переведена на должность консультанта отдела по экономике и муниципальному заказу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов».

Согласно приказу исполняющего обязанности председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02 ноября 2020 года № 103 «О создании, составе и регламенте работы контрактной службы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Романцова С.С. входит в постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы.

29 декабря 2020 года по итогам проведения электронного аукциона № 0160300002720000076 между комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Оптима» заключен муниципальный контракт № 0160300002720000076 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на сумму 167 610 557 рублей 09 копеек.

В соответствии с пунктом 7.1 контракта Подрядчик гарантирует, что работы, являющиеся предметом настоящего Контракта, будут соответствовать смете (Приложение № 1 к Контракту), а качество работ - условиям настоящего Контракта.

Согласно пункту 7.2. раздела 7 «Гарантийные обязательства» Контракта по ремонту автомобильных дорог - гарантийный срок составляет 48 месяцев с момента подписания акта о приемке выполненных работ. В части дорожной разметки - разметка, выполненная пластичными материалами должна обладать функциональной долговечностью 1 год согласно ГОСТ Р 51256-2018.

Таким образом, на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», как на заказчика, возложена обязанность направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство) информацию о заключении контракта, в том числе информацию о сроке, на который предоставляется гарантия качества выполняемых работ по контракту в срок не позднее 13 января 2021 года.

Фактически частичная информация о заключении Контракта была направлена Заказчиком в реестр контрактов и при этом не была направлена информация о сроке, на который предоставляется гарантия качества выполняемых работ по контракту. В полном же объеме информация по контракту была направлена в реестр контрактов фактически только после возбуждения дела об административном правонарушении 23 августа 2021 года.

Факт нарушения установлен в ходе проведенной прокуратурой города Саратова во исполнение указания прокурора области от 24 сентября 2013 года № 72/7-1 проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов». Выявлено, что согласно информации из реестра контрактов, являющегося частью единой информационной системы, направленная информация о заключенном муниципальном контракте № 0160300002720000076 от 29 декабря 2020 года с ООО «Оптима», не содержит сведений о сроке, на который предоставляется гарантия, а также о размере обеспечения гарантийных обязательств.

Таким образом, имеет место факт нарушения требований части 3 статьи 7, пункта 15 части 2 и части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В результате проведения данной проверки 06 августа 2021 года в отношении консультанта отдела по экономике и муниципальному заказу управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности контрактной службы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Романцовой С.С. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, на основании которого 08 октября 2021 года первым заместителем начальника управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области Григорьевым Д.С. вынесено постановление № 259/6-21-м о назначении Романцовой С.С. административного наказания.

Состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, выводы о виновности Романцовой С.С. в совершении данного административного правонарушения, являются правильными, основанными на представленных доказательствах, оцененных в соответствии с законом и в их совокупности.

Романцовой С.С. доказательств невозможности соблюдения правил и норм в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не представлено.

Исходя из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые устанавливают единый порядок закупок, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Законодатель, устанавливая за правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ размер санкции 20 000 рублей, подчеркивает общественную значимость рассматриваемого правонарушения, связанного с нарушением порядка ведения реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.

В жалобе Романцова С.С. указывает на сложное материальное положение ее семьи, наличие малолетнего ребенка, отсутствие трудоустройства супруга, в связи с чем наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (с учетом того, что такое же наказание ей назначено еще по 5 делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении нее по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ), является для нее значительным.

Вместе с тем, как правильно указал судья районного суда в обжалуемом решении, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ).

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).

Таким образом, учитывая, что требования части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» распространяют свое действие на каждый контракт в отдельности, и сведения, предусмотренные указанной нормой, вносятся в реестр контрактов не в совокупности по факту исполнения одновременно нескольких контрактов в течение одного дня, а самостоятельно по каждому контракту, имеющему свой регистрационный номер, дату заключения, предмет, цену, срок исполнения (поставки) и иные условия, внесение которых на официальном сайте обязательно в силу требований названного Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, несвоевременное внесение в реестр контрактов сведений об исполнении заказчиком шести контрактов образует шесть самостоятельных составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, поскольку каждое из них характеризуется отличной друг от друга объективной стороной. В связи с этим одновременное внесение о них сведений в реестр контрактов и внесение данных сведений одним и тем же должностным лицом не могут свидетельствовать о совершении одного действия, образующего состав одного правонарушения.

Положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае неприменимы, так как совершено не одно, а несколько самостоятельных противоправных действий, образующих состав административного правонарушения, ответственность за каждое из которых предусмотрена одной частью статьи, а не двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ, как это определено частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Романцовой С.С. в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Романцовой С.С. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не имеется.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, влекущих отмену постановления и решения, не установлено.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и неправильному толкованию положений действующего законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2021 года, постановление первого заместителя начальника управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области Григорьева Д.С. № 259/6-21-м от 08 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении консультанта отдела по экономике и муниципальному заказу управления по экономике, финансированию, бюджетному учету и отчетности контрактной службы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Романцовой С.С. оставить без изменения, жалобу Романцовой С.С. - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова