ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-374/2022 от 01.06.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

01 июня 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу должностного лица – начальника отдела охраны окружающей среды АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ должностное – начальника отдела охраны окружающей среды АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ст.8.1 и ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, в связи с не указанием источников загрязнения атмосферного воздуха (две дымовых трубы ГТУ и одна дымовая труба ДЭС), которым должен быть присвоен отдельный номер и определен объем выбрасываемых загрязняющих веществ по отдельности, для объекта НВОС ; а также в связи с непредставлением сведений о проведении/непроведении производственного экологического контроля в ДД.ММ.ГГГГ объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, (источники ), (источники ) и (источники ). Должностному лицу вменено нарушение положений ст.12, 22 и 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»; пункта 7 приказа Минприроды России от 16 октября 2018 года № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Не согласившись с указанными постановлениями должностное лицо – начальник отдела охраны окружающей среды АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая, что действующее законодательство допускает возможность объединения источников выбросов под одним номером в отчете о результатах инвентаризации, а также проекте ПДВ. Две трубы ГТУ не включены в расчет, поскольку не используются и не включаются, что соответствует методическим пособиям. Относительно привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, указано, что в отчете ПЭК внесены данные проведенного лабораторного (инструментального) контроля по источникам, для которых это предусмотрено программой ПЭК. Поскольку по указанным в постановлении источникам инструментальный контроль не проводится (применяется расчетный метод), у Общества отсутствовала обязанность по внесению в отчеты о ПЭК по объектам НВОС сведений о проведении/непроведении в ДД.ММ.ГГГГ по этим источникам производственного экологического контроля. При этом контроль расчетным методом фактически проведен, данные об этом указаны в представленной Обществом в уполномоченный орган декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ и предъявленных в ходе проведения проверки результатах учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Общества в ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав доводы жалобы и представленные материалы, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением ... от ДД.ММ.ГГГГ в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) предписано проведение выездной проверки в отношении расположенных на территории отнесенных к I категории объектов НВОС:

-

-

-

Выездная проверка была проведена в отношении АО «Роспан Интернешнл» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.48 настоящего Кодекса.

Данная норма содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Непосредственный объект – экологические требования, которые необходимо соблюдать, а объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в их несоблюдении.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под нормативами допустимых выбросов понимаются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками; под временно разрешенными выбросами – объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности.

С учетом установленного ч.2 ст.12 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» правила о том, что предельно допустимые выбросы (ПДВ) определяются в отношении определенных загрязняющих веществ для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников, следует полагать, что совершению указанных действий (утверждению ПДВ) должна предшествовать инвентаризация таких источников. Исходя из этого же определяется размер платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», который направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно ч.1 ст.12 того же Федерального закона, в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, возложена обязанность обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта Российской Федерации на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

На дату проведения проверки и до 1 марта 2022 года действовал утвержденный приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее – Порядок).

Согласно Порядку инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ). Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

В п.3 Порядка указано, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

При проведении инвентаризации выбросов (п.5 Порядка) определяются:

- сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее – источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;

- определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса).

Определение же характеристик ИЗАВ и показателей выбросов (п.7 Порядка) осуществляется при эксплуатации технологического оборудования с максимальной производительностью, допускаемой установленным регламентом работы.

Пунктом 8 Порядка предписано, что в ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов должны быть выявлены, учтены и проанализированы изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества (далее – нестационарность выбросов).

Систематизация сведений о пространственном размещении выявленных ИЗАВ осуществляется путем определения координат ИЗАВ, присвоения ИЗАВ порядковых номеров и подготовки карты-схемы объекта ОНВ в целом или его части (п.11 Порядка).

При присвоении ИЗАВ порядковых номеров (п.14, 29 и 32 Порядка) используется единая, последовательная (сквозная) нумерация ИЗАВ в рамках участков, цехов, отдельных территорий объекта ОНВ или объекта ОНВ в целом (при наличии только одной территории). Расчеты выбросов осуществляются отдельно для каждого ИЗАВ и документируются с приложением исходных данных, источников их получения и описанием процедуры расчета с указанием применяемых методов расчета. По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения.

Пунктом 37 Порядка допускается объединение источников выделения под одним номером в случаях, когда они сопоставимы по качественным и количественным показателям выделений ЗВ и (или) ЗВ от них отводятся к одному и тому же ГОУ или источнику выброса в атмосферный воздух. При наличии нескольких источников выделения, объединенных под одним номером, рассчитывается суммарное время работы всех источников. В этом случае время работы источника выделения за сутки и за год может быть соответственно больше 24 часов и 8760 часов. Характеристики ИВ и ИЗАВ (например, мощность, используемое сырье, материалы) и режимов их работы при необходимости приводятся в виде отдельного пояснения к таблице документирования данных об источниках выделения.

Как следует из материалов дела в ходе проверки выявлено и указано в п. акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, что в отношении объекта НВОС в ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, на основании которой разработан проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). На данной производственной площадке находится ... стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в том числе ... организованных и ... неорганизованных), через которые фактически осуществляются выбросы ... загрязняющих веществ (в том числе ... твердых, ... – жидких и газообразных), образующих ... групп суммации.

В ходе осмотра объекта установлено, что площадка электростанции имеет ... источников выбросов (дымовые трубы квадратного сечения) от технологического оборудования ГТУ, помимо этого две выхлопные трубы имеются на дизельной электростанции.

Вместе с тем, ... источников выбросов от технологического оборудования ГТУ () учтены под одним номером ИЗА, при этом при расчете количества выбросов для первых трех в проекте ПДВ указано, что технологическое оборудование работает ... часов. Сведения об оставшихся ... дымовых труб квадратного сечения в ПДВ отсутствуют.

Учет ... дымовых труб ГТУ и ... выхлопных труб ДЭЗ в качестве двух объединенных источников действующему законодательству не противоречит (абз.3 п.37 Порядка).

Между тем требования п.3 Порядка при проведении инвентаризации Обществом выполнены не были – относящиеся к числу стационарных источников выбросов две дымовые трубы ГТУ (шестая и седьмая, предполагаемые к использованию в случае аварийного режима работы) не учтены и в расчеты не включены, хотя они подлежали обязательному учету как находящиеся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, а сведения о режиме их работы должны были быть указаны в виде отдельного пояснения к таблице документирования данных об источниках выделения, как это установлено п.37 Порядка. Ввиду указанного Обществом не определены показатели выбросов (подтверждено утвержденным руководством Общества проектом нормативов ПДВ, в котором указание на 6 и 7 дымовые трубы отсутствуют) и не установлен качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух при использовании этих двух дымовых труб при аварийном режиме работы ГТУ, что является нарушением требований п.5 и 11 Порядка.

В установленных обстоятельствах позиция должностного лица о том, что усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ являются правильной.

Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.5.2 настоящего Кодекса.

Объективную сторону такого правонарушения образуют несколько составов, в том числе несообщение (неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно п.7 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным – приказ Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»).

Как следует из материалов дела, ФИО1 вменено отсутствие в отчете о производственном экологическом контроле за ДД.ММ.ГГГГ...... сведений о проведении/непроведении в ДД.ММ.ГГГГ производственного экологического контроля по источникам выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух с порядковыми номерами:

- по объекту НВОС

- по объекту НВОС

- по объекту НВОС .

Так, в отчете ПЭК за ДД.ММ.ГГГГ по объекту НВОС (п. акта проверки) для источников и отсутствует информация о проведении ПЭК по веществам азота диоксид, азота оксид, углерод, углерода оксид с периодичностью контроля раз в год расчетным методом; для источников – по всем указанным в программе ПЭК загрязняющим веществам с периодичностью проведения раз в год расчетным методом; для источника – по веществам гексан, пентан, метан изобутан, метанол с периодичностью контроля раз в год; для источника – по веществам диЖелезо, марганец, азота диоксид с периодичностью проведения раз в год. Производственный контроль фактически проведен лишь по источникам .

В отчете ПЭК за ДД.ММ.ГГГГ по объекту НВОС (п. акта проверки) для источников отсутствует информация о проведении ПЭК по веществам азота диоксид, азота оксид, углерод, углерода оксид с периодичностью контроля раз в год расчетным методом; для источников – по всем указанным в программе ПЭК загрязняющим веществам с периодичностью проведения раз в год расчетным методом; для источников – по веществам гексан, пентан, метан изобутан, метанол с периодичностью контроля раз в год; для источника – по веществам диЖелезо, марганец, азота диоксид с периодичностью проведения раз в год. Производственный контроль фактически проведен лишь по источникам

В отчете ПЭК за ДД.ММ.ГГГГ по объекту НВОС (п. акта проверки) для источников отсутствует информация о проведении ПЭК по всем указанным в программе ПЭК загрязняющим веществам с периодичностью проведения раз в год расчетным методом. Производственный контроль фактически проведен лишь по источникам .

Целью Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, является формирование единого подхода к заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет).

Так, согласно п.7 методических рекомендаций при заполнении респондентом таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы Отчета рекомендуется обратить внимание, что данная таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов. При этом в графах 2 и 3 рекомендуется указывать соответственно номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое), в случае его наличия, согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов, указанному в Программе производственного экологического контроля; в графе 7 рекомендуется указывать предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух (грамм в секунду), установленные в соответствии с Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183; в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований; в графе 9 рекомендуется указывать превышение (в раз) установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, которое рассчитывается как отношение показателя графы 8 к показателю графы 7; в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы; в графе 12 рекомендуется указывать, при необходимости, дополнительную (справочную) информацию по теме в произвольной форме (например, могут быть указаны причины превышения установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух).

Как следует из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ Общество составило отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на трех упомянутых выше объектах за ДД.ММ.ГГГГ, в которых действительно не были указаны сведения, упомянутые в обжалуемом постановлении. Данные отчеты были предъявлены Обществом в ходе проверки, по результатам которой и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы Общества об отсутствии обязанности включать в отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК упомянутую информацию, несостоятельны, поскольку указание самих источников в таблице 2.2 обязательно, отсутствие такого указания свидетельствует о непроведении ПЭК (неоформлении его результатов должным образом).

Для источников, расчет негативного воздействия которых на окружающую среду осуществляется расчетным методом (по формуле, без отбора проб), в графе 10 допускается не указывать даты отбора проб ввиду неосуществления такого отбора, однако при этом в графе 12 той же таблицы должна быть указана дополнительная (справочная) информация по этой теме – применение расчетного метода, поскольку пробы не отбирались, с указанием даты расчета объема выбросов.

Таким образом, экологическая информация представленная лицом, обязанным сообщать экологическую информацию, являлась неполной, следовательно, событие и состав предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ административного правонарушения со стороны Общества имеют место.

По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении в отношении начальника отдела охраны окружающей среды АО «Роспан Интернешнл» ФИО1, назначенного на указанную должность приказом от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно должностной инструкции на начальника отдела охраны окружающей среды АО «Роспан Интернешнл» возложены следующие обязанности: контролирует деятельность общества в области ООС. Обеспечивает рациональное природопользование и экологическую безопасность ; несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей; осуществляет управление охраной окружающей среды (атмосферный воздух, рекультивация нарушенных загрязненных земель, утилизация отходов производства, рациональное использование и охрана водных ресурсов, ликвидация последствий аварий.

Таким образом, именно ФИО1 является ответственным должностным лицом за нарушение предусмотренные ст. 8.1 и 8.5 КоАП РФ, совершенные при изложенных выше обстоятельствах.

В материалах дела содержатся доказательства, обосновывающие правомерность привлечения должностного лица к административной ответственности: копии пояснений ФИО1, копии протоколов отбора проб (образцов) от ДД.ММ.ГГГГ, копия отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия 1 категории (код объекта за ДД.ММ.ГГГГ копия протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, копия отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия 1 категории (код объекта ) за ДД.ММ.ГГГГ программа ПЭК программа ПЭК , проект ПДВ том , акт от ДД.ММ.ГГГГ, программа ПЭК , разрешение , проект ПДВ

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Порядок и сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также признаков малозначительности административного правонарушения не установлено.

В силу ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

По смыслу ч.2 в контексте ч.6 ст.4.4 КоАП Российской Федерации при совершении лицом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Согласно п.2 ч.3 ст.4.4 КоАП Российской Федерации в таком случае административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Санкцией ст.8.1 КоАП Российской Федерации для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 3000 до 6 000 рублей, санкцией ст.8.5 – от 2 000 до 5 000 рублей.

Таким образом, назначению должностному лицу подлежит одно административное наказание в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ, что в полной мере соблюдено административным органом при назначении ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске ФИО4, в отношении должностного лица – начальника отдела охраны окружающей среды АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица – начальника отдела охраны окружающей среды АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья ...

...