Дело № 12-374/2022
УИД: 22RS0068-01-2022-001089-49
РЕШЕНИЕ
30 марта 2021 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Ваншейд А.К., рассмотрев жалобу администрации города Барнаула на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 21.01.2022 (к протоколу № 108 от 18.01.2022) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 18.01.2022 № 108 администрация города Барнаула, являясь должником по исполнительному производству № 7632/10/89/22 (до перерегистрации № 1/17/27086/61/2010), возбужденному 02.03.2010 на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Барнаула по делу №2-4285/2009, в срок до 01.12.2021 не исполнила содержащееся в исполнительном листе требование неимущественного характера прекратить сброс сточных вод в реку Барнаулку из ливневого коллектора закрытого типа литер 1, протяженностью 1390,11 п.м., расположенного в <...> кс. (кадастровый номер 22:63:000000:0000:01:401:600:000022140) с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ путем организации их очистки.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 21.01.2022 администрация г. Барнаула признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе, поступившей в Центральный районный суд г.Барнаула, администрация города Барнаула (далее – администрация) просит постановление должностного лица отменить, ссылаясь на то, что вина в совершении вмененного правонарушения отсутствует, решение суда не исполнено в полном объеме по независящим от администрации причинам, поскольку все возможные меры предприняты, судебным приставом – исполнителем при вынесении постановления не был учтен перечень действий, которые необходимо совершить по исполнению решения суда; установленный срок для исполнения решения является неразумным; должностным лицом неверно определено время совершения правонарушения.
Законный представитель администрации г.Барнаула в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО4 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала по приведенным выше доводам.
Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, исполнительного производства №, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 21.01.2022, получено администрацией 28.01.2022. Жалоба направлена в Центральный районный суд г.Барнаула 04.02.2022, в связи с чем срок на ее подачу не пропущен.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 02.03.2010 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю на основании исполнительного листа ВС № 027400631, выданного Центральным районным судом г.Барнаула 12.02.2010 по делу № 2-4285/2009 возбуждено исполнительное производство № 1/17/27086/61/2010 (после перерегистрации № 7632/10/89/22).
26.10.2010 в связи с тем, что исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок комитетом не исполнен, вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 11.11.2010 года.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю должнику неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа, последний срок был установлен постановлением от 03.06.2021 до 01.12.2021 года, по его истечении содержащиеся в исполнительном листе требования неимущественного характера не исполнены.
21.01.2022 уполномоченным должностным лицом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю вынесено оспариваемое постановление о привлечении администрации г.Барнаула к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Признавая администрацию города Барнаула виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, должностное лицо указало о наличии вины должника в неисполнении требования исполнительного документы в срок до 01.12.2021, в непринятии всех мер для исполнения решении суда, отсутствии обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа в указанный срок.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вместе с тем, из материалов дела, исполнительного производства следует, что администрацией г. Барнаула с момента возбуждения исполнительного производства, а также во вновь назначенный срок, принимаются меры по исполнению судебного решения.
Так, распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 27.01.2012 № 103 комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула предварительно согласовано место размещения объекта инженерной инфраструктуры.
10.05.2012 принято распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края № 905 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по ул. Загородная, 13а; 19.06.2012 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного пользования) данным земельным участком.
принято постановление № 2316, которым утвержден градостроительный план земельного участка для размещения объекта инженерной инфраструктуры.
заключен договор на создание (передачу) научно-технической продукции. Проектно-сметная документация «Очистные сооружения на выпуске из ливневого коллектора закрытого типа литер 1 по пер.М.Прудской, 52 кс».
получен отчет Алтайского научно-исследовательского института водных биоресурсов и аквакультуры - «Рыбохозяйственная характеристика реки Барнаулки и исчисление размера вреда водным биоресурсам водотока от строительства очистных сооружений на выпуске из ливневого коллектора закрытого типа литер 1 по пер.М. Прудской, 52 кс».
12.10.2012 направлено письмо руководителю Верхнеобского территориального управления Росрыболовство о согласовании проектной документации. Отчет «Рыбохозяйственная характеристика реки Барнаулки и исчисление размера вреда водным биоресурсам водотока от строительства очистных сооружений на выпуске и ливневого коллектора закрытого типа литер 1 по пер. М.Прудской, 52 кс» получили положительное согласование в Верхнеобском территориальном управлении.
Поскольку схемы ливневой канализации являются неотъемлемой частью схем водоснабжения и водоотведения в течение 2013-2014 годов органами местного самоуправления города Барнаула были приняты меры для разработки соответствующей схемы (09.01.2013 принято распоряжение о создании рабочей группы по разработке схемы водоснабжения и водоотведения), в том числе заключен муниципальный контракт на выполнение научно- исследовательской работы по разработке Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа г. Барнаула Алтайского края (палее - Схема) с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, которая утверждена постановлением администрации города от 11.02.2015 №165 в составе Схемы разработаны мероприятия по новому строительству сетей ливневой канализации и очистных сооружений (письма от 18.04.2013 №4845/01012. от 23.10 2013 №4845/01-12).
Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю установлено, что нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов соответствует СанПин.
получено согласие Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и республике Алтай нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект по коллектору.
получено согласие на проект нормативов допустимого сброса Алтайского ЦГМС - филиал ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС».
от ФИО1 Росрыболоветва получено согласование НДС.
Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края принято решение о предоставлении водного объекта в пользование.
17.07.2017, 02.11.2018, 19.12.2019, 26.11.2020 приняты постановления администрации г. Барнаула №1458, № 1825, № 2115, № 1904 «Об утверждении актуализированной (откорректированной) схемы водоснабжения и водоотведения городского округа - города Барнаула Алтайского края».
04.12.2019 ООО «Акваметр» было направлено обращение по вопросу устройства локальных очистных сооружений модульного типа (некапитального характера строительства). Ответом от 24.01.2020 Общество сообщило об ориентировочной стоимости объекта - от 600 до 700 миллионов рублей.
08.02.2019, 27.02.2020, 15.03.2021 заключены муниципальные контракты по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и представлению отчетности.
С целью организации работы по исполнению судебных решений принято постановление администрации города от 06.04.2020 №537 «Об организации исполнения судебных решений» (ранее действовало постановление от 04.09.2018 № 1483). В соответствии указанным постановлением органам, ответственным за исполнение судебных решений, являющимися главными распорядителями средств бюджета города, поручено ежегодно до 20 января направлять в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула перечень исполнительных производств с указанием предмета исполнения, кода бюджетной классификация и бюджетных ассигнований в объеме, необходимом для исполнения судебного решения; комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула поручено ежегодно до 20 марта, после получения указанного перечня разрабатывать проект решения Барнаульской городской Думы о внесении изменений в решение о бюджете города на будущий финансовый год, где предусматривать бюджетные ассигнования на исполнение судебных решений.
04.12.2020 первому заместителю председателя комитета по государственному строительству и законодательству, депутату ГД ФС РФ ФИО2 направлено письмо с просьбой оказания содействия по решению проблем, касающихся исполнения данного судебного решения.
Письмом от 12.04.2021 администрация г. Барнаула просила Губернатора Алтайского края ФИО3 обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с инициативой о выделении субъектам РФ межбюджетных трансфертов в рамках реализации национального проекта «Экология» в целях строительства очистных сооружений на сетях ливневой канализации; включить в краевую адресную программу мероприятия по строительству в г. Барнауле ливневых коллекторов, сетей ливневых канализаций, очистных сооружений.
15.04.2021 получено отрицательное заключение Счетной Палаты г. Барнаула на увеличение бюджетных ассигнований для исполнения судебных решений.
20.05.2021 обеспечено участие во встрече с Губернатором Алтайского края ФИО3 по вопросу исполнения судебных решений.
Кроме того, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок (в период с 03.06.2021 до 01.12.2021) администрацией города проведены следующие мероприятия:
08.06.2021 заместителем главы администрации города по правовым вопросам и имущественным отношениям в адрес председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула направлено постановление о назначении нового срока исполнения от 03.06.2021 с просьбой принятия мер для исполнения судебного акта;
12.08.2021 заместителю Председателя Правительства Алтайского края ФИО5 направлены предложения по финансированию мероприятий по исполнительному производству;
09.09.2021 и.о.министра транспорта Алтайского края направлены предложения по получению инфраструктурного бюджетного кредита на исполнение судебного решения;
23.09.2021 и 25.11.2021 заместителю министра транспорта Алтайского края, начальнику управления по транспорту ФИО6 направлена информация о потребностях органов местного самоуправления в денежных средствах на исполнение решений судов по решению вопросов местного значения.
Однако распорядителями средств бюджета денежные средства на исполнение решения суда в течение 2021 года не выделены, что подтверждается представленными в материалы исполнительного производства письмами, в том числе письмами комитета по финансам, налоговой и кредитной политике г.Барнаула от 18.11.2020, 30.11.2021.
Соответственно из представленных доказательств следует, что администрацией г. Барнаула, в том числе в период срока, установленного для исполнения решения суда с 03.06.2021 по 01.12.2021, предпринимались и принимаются меры к исполнению решения суда, вместе с тем, учитывая, что в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должник не располагает самостоятельными денежными средствами и не может производить расходы, не предусмотренные лимитом бюджетных обязательств на очередной финансовый год, в связи с отсутствием достаточных бюджетных средств, выделенных на данные цели, администрация не имела объективных возможностей исполнить судебное решение в установленный срок.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии умысла на неисполнение требований исполнительного документа в срок. Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление не указано, какие реальные действия с учетом требований закона мог и должен был принять должник, однако не сделал этого, вследствие чего решение суда не исполнено в срок до 01.12.2021.
Таким образом, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в его пользу, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 21.01.2022 (к протоколу № 108 от 18.01.2022) по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу администрации города Барнаула - удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 21.01.2022 (к протоколу № 108 от 18.01.2022), вынесенное в отношении администрации города Барнаула по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения его копии в Алтайский краевой суд непосредственно или через Центральный районный суд г.Барнаула.
Судья А.К.Ваншейд