Дело № 12-376/2020
УИД 76RS0014-02-2020-000810-85
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2020 года г. Ярославль
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Жаварцова Ю.Г., при секретаре Сухаревой Е.В., рассмотрев жалобу Андреевой Анны Николаевны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (УФАС по Ярославской области) ФИО 1, вынесенное 30.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении Андреевой Анны Николаевны – председателя аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Ярославской области ФИО 1 № 076/04/7.30-703/2020 от 30.09.2020 г. Андреева А.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Из постановления следует, что по результатам рассмотрения жалобы <данные изъяты> на действия аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле выявлен факт признания заявки на аукционе не соответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Департаментом государственного заказа Ярославской области в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 08.06.2020 г. размещено извещение №0171200001920001068 о проведении аукциона в электронной платформе на право заключения государственного контракта на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле вместе с документацией об электронном аукционе, заказчик МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля, цена контракта составляет 27 985 029,89 руб.
Согласно ч.1 ст.59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В силу части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Исходя из части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования установлены, в частности, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).
Поскольку объект закупки относится к выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей (27 985 029, 89 рублей), на рассматриваемую закупку распространяются установленные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 дополнительным требованием к участникам закупки по выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей является наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; при этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство); указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичное требование к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки данному требованию, установлены пунктом 12.3 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе №0171200001920001068.
В аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле (извещение № 0171200001920001068) приняли участие 4 участника закупки: <данные изъяты>
Одновременно со второй частью заявки участником закупки - <данные изъяты> (идентификационный номер заявки 88147), представлены следующие документы, в том числе: муниципальный контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 на выполнение работ по восстановлению светофорного объекта с подключением к АСУДД: «проспект Октября (на пересечении с улицей Загородный сад и улицей Чкалова)» в городе Ярославле» (цена контракта 7 154 955, 45 рублей) (далее - муниципальный контракт № 58-ЭА-18 от 16.07.2018); копия соглашения от 07.12.2018 о расторжении муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018, согласно которой обязательства по контракту сторонами исполнены на сумму 6 877 565, 49 рублей; копии актов о приемке выполненных работ: № 1 от 10.10.2018 (на сумму 3 145 369, 28 рублей), № 1 от 10.10.2018 (на сумму 284 978, 73 рублей), № 2 от 25.10.2018 (на сумму 388 009, 52 рублей), № 2 от 25.10.2018 (на сумму 2 501 013, 81 рублей), № 1 от 25.10.2018 (на сумму 558 194, 15 рублей) (далее -акты о приемке работ); справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3: № 1010001 от 10.10.2018 (на сумму 3 430 348, 01 рублей), № 1025002 от 25.10.2018 (на сумму 3 447 217, 48 рублей) (далее - справки о стоимости выполненных работ и затрат); акт ввода в эксплуатацию светофорного объекта «проспект Октября (на пересечении с улицей Загородный сад и улицей Чкалова)» в городе Ярославле от 25.10.2018; к указанному выше муниципальному контракту № 58-ЭА-18 от 16.07.2018.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 «Порядок оплаты работ» муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 оплата осуществляется заказчиком по факту качественно выполненных объемов работ, по счету (счету-фактуре) подрядчика путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании подписанных сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в течение не более, чем 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Пунктом 3.2 раздела 3 «Порядок оплаты работ» муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) указывается сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями контракта; размер неустойки, подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки, итоговая сумма, подлежащая оплате.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 «Порядок оплаты работ» муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту, сумма неустойки (пени, штрафа) подлежащая уплате подрядчиком, удерживается заказчиком из причитающихся подрядчику сумм перечисления оплаты по контракту.
При этом в Акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) указываются:
- сумма, подлежащая оплате, в соответствии с условиями заключенного Контракта;
- размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию;
- основания применения и порядок расчёта неустойки (штрафа, пени);
- итоговая сумма, подлежащая оплате Подрядчику по Контракту.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исполнение обязательства Подрядчика по перечислению в доход бюджета удержанной Заказчиком суммы неустойки (штрафа, пени) возлагается на Заказчика.
Согласно Альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (далее - постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100), форма КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» (далее - форма КС22) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)). На основании данных формы КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Для расчетов за выполненные работы применяется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)
Содержательная часть унифицированной формы КС-2 включает, в том числе следующую информацию: «номер (по порядку и позиции по смете)», «наименование работ», «номер, единичной расценки», «единицы измерения», «выполнено работ (количество, цена за единицу, руб., стоимость, руб.)».
В завершающей части актов: № 2 от 25.10.2018 (на сумму 388 009, 52 рублей, всего к оплате 386 554, 49 рублей), № 2 от 25.10.2018 (на сумму 2 501 013, 81 рублей, всего к оплате 2 491 635, 01 рублей), № 1 от 25.10.2018 (на сумму 558 194, 15 рублей, всего к оплате 556 100, 92 рублей) отражены, в том числе строки «всего по акту», «штрафные санкции (пени за просрочку исполнения обязательств п. 9.2 контракта по претензии)» применительно к определенной претензии, «всего по акту к оплате» (акты: № 2 от 25.10.2018 (всего к оплате 386 554, 49 рублей), № 2 от 25.10.2018 (всего к оплате 2 491 635, 01 рублей), № 1 от 25.10.2018 (всего к оплате 556 100, 92 рублей).
Таким образом, акт фиксирует объемы выполненных работ в денежном выражении в целом, а также включает стоимость выполненных работ, подлежащих оплате, с учетом применения неустоек. Составление актов рассматриваемым образом согласовано сторонами по муниципальному контракту № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 (пункт 3.3 раздела 3 «Порядок оплаты работ»).
Из анализа актов (форма КС-2) установлено, что последние подтверждают, что работы, поименованные в рассматриваемых актах (форма КС-2), выполнены на сумму 6 877 565, 49 рублей, сумма в размере 12 927, 06 рублей исключена из оплаты и не более того.
При этом спорные акты (форма КС-2) не содержат данных (сведений), подтверждающих невыполнение работ на сумму 12 927, 06 рублей (такое исключение объемов выполненных работ и их стоимости из акта допускается путем сопровождения числовых выражений знаком «-», в рассматриваемом случае последние отсутствуют).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0171200001920001068 от 26.06.2020, заявка участника закупки с идентификационным номером 88147 - ООО «Безопасный регион», признана аукционной комиссией уполномоченного органа не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе «на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ, пп. 12.3, п. 20 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе:
- непредставление документов, которые предусмотрены частью 8.2 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.
В составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем, согласно муниципальному контракту № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 с учетом соглашения от 07.12.2018 о расторжении муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 работы по восстановлению светофорного объекта с подключением к АСУДД: «проспект Октября (на пересечении с улицей Загородный сад и улицей Чкалова)» в городе Ярославле» выполнены ООО «Безопасный регион» на сумму 6 877 565, 49 рублей, что также подтверждается вышеперечисленными актами о приемке выполненных работ и справкам о стоимости выполненных работ и затрат на общую сумму 6 877 565, 49 рублей».
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа, признав заявку участника закупки <данные изъяты> (идентификационный номер 88147), не соответствующей требованиям документации об аукционе, по причине представления информации, не подтверждающей выполнение работ в полном объёме, допустила нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку участник закупки ООО «Безопасный регион», представив одновременно со второй частью заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе муниципальный контракт № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 и соглашение от 07.12.2018 о расторжении муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018, обязательства в денежном выражении по которым подтверждены данными (суммой), указанными в актах о приемке выполненных работ, подтвердил тем самым наличие опыта работы, связанного с предметом рассматриваемого контракта.
Согласно приказу департамента государственного заказа Ярославская область № 1125 от 02.06.2020 «Об аукционной комиссии» Андреева А.Н. назначена председателем аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (предмет закупки: выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле (извещение № 1068).
Приказом департамента государственного заказа Ярославская область № 2165 от 28.10.2019 «Об утверждении положений о комиссиях» утверждено Положение об аукционной комиссии (далее - Положение).
Разделом 2 Положения установлено, что аукционная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе Федеральным законом № 44-ФЗ, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными регулирующими сферу закупок товаров, работ, услуг действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, приказами департамента и настоящим Положением.
Согласно пункту 4.2 Положения в состав комиссии входят председатель комиссии, члены комиссии, секретарь(-и) комиссии.
Персональный состав аукционной комиссии, в том числе председатель и секретарь аукционной комиссии (далее - председатель и секретарь), утверждается приказом директора департамента до размещения извещения о проведении аукциона в единой информационной системе в сфере закупок, при этом, в случае необходимости в состав комиссии может включаться несколько секретарей для обеспечения эффективного исполнения обязанностей, возложенных на аукционную комиссию, и соблюдения сроков, определенных действующим законодательством, регламентирующим процесс осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Разделом 5 Положения установлено, что основной функцией аукционной комиссии является, в том числе, рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. При этом по требованию председателя при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе члены аукционной комиссии - представители заказчика - дают заключение, по форме, установленной настоящим Положением (Приложение к Положению), и несут ответственность за сделанные в заключении выводы.
Согласно пункту 6.1 Положения аукционная комиссия осуществляет права и обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.
Подпунктом 6.2.1 пункта 6.2 Положения установлено, что члены аукционной комиссии обязаны соблюдать порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 8.1 Положения члены аукционной комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, иных нормативных правовых, актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным должностное лицо административного органа пришло к выводу о совершении 26.06.2020 г. председателем аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области Андреевой А.Н. виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившегося в признании заявки участника закупки <данные изъяты> (идентификационный номер 88147), не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле (извещение № 0171200001920001068), по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Не согласившись с постановлением, Андреева А.Н. в установленный законом срок обжаловала его, указав в жалобе, что при принятии решения о признании заявки участника закупки <данные изъяты> не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона аукционная комиссия исходила из следующего: в представленных документах имеется несоответствие цены контракта (согласно соглашению о расторжении от 07.12.2018 года – 6 877 565,49 рублей) и суммы к оплате (по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 - 6 864 638,42 рублей), указанная информация не подтверждала выполнение работ по контракту в полном объеме, информация о примененных к подрядчику штрафных санкциях в соглашении о расторжении отсутствует, аналогичная информация содержится в реестре контрактов в единой информационной системе. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Таким образом, поскольку участником закупки не подтверждена стоимость исполненного контракта в полном объеме, заявка признана не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона. Кроме того, заявитель указывает, что во исполнение выданного предписания аукционной комиссией был отменен «Протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.06.2020», документы <данные изъяты> рассмотрены заново, заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Заявитель полагает, что в действиях членов аукционной комиссии отсутствовала вина, поскольку они действовали добросовестно, с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ, исходя из имеющейся практики рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, таким образом, отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, обращает внимание, что предписание исполнено аукционной комиссией, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В результате <данные изъяты> стало победителем и с ним заключен муниципальный контракт, права участника аукциона восстановлены, действия комиссии не поставили под угрозу охраняемые общественные интересы. Ранее она к административной ответственности не привлекалась, полагает также возможным считать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Андреева А.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения, в целом аналогичные тексту жалобы.
Представитель УФАС по Ярославской области по доверенности Росновская А.Е. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы, указала, что члены аукционной комиссии на основании представленных документов имели возможность и должны были установить исполнение муниципального контракта от 16.07.2018 года с учетом соглашения о расторжении контракта от 07.12.2018 года и представленных актов КС-2, проанализировав содержание данных документов, а также на основании информации, содержащейся в реестре контрактов в единой информационной системе. Права участника закупки были восстановлены только с участием антимонопольного органа, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Проверив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, выражается, в том числе, в признании заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Субъектом данного состава административного правонарушения является должностное лицо государственного или муниципального заказчика, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут должностные лица заказчиков, к которым в первую очередь отнесены государственные и муниципальные органы (пункты 5 - 7 статьи 3 и часть 2 статьи 12).
В силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом департамента государственного заказа Ярославская область № 1125 от 02.06.2020 «Об аукционной комиссии» Андреева А.Н. назначена председателем аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (предмет закупки: выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле (извещение № 1068).
В соответствии с частю 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно материалам дела Департаментом государственного заказа Ярославской области в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 08.06.2020 г. размещено извещение №0171200001920001068 о проведении аукциона в электронной платформе на право заключения государственного контракта на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле вместе с документацией об электронном аукционе, заказчик МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля, цена контракта составляет 27 985 029,89 руб.
По окончании срока подачи заявок было подано 4 заявки, среди лиц, подавших заявку – <данные изъяты>. Заявка <данные изъяты> на участие в электронном аукционе признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, поскольку в представленных документах имелось несоответствие цены контракта (согласно соглашению о расторжении от 07.12.2018 года – 6 877 565,49 рублей) и суммы к оплате (по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 - 6 864 638,42 рублей), представленная участником аукциона информация не подтверждала выполнение работ по контракту в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Частью 8.2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В силу требований части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования установлены, в частности, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).
Поскольку объект закупки относится к выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей (27 985 029, 89 рублей), на рассматриваемую закупку распространяются установленные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено дополнительное требование к участникам закупки по выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; при этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство); указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичное требование к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки данному требованию, установлены пунктом 12.3 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе №0171200001920001068.
В аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту технических средств организации дорожного движения с системой видеонаблюдения во втором полугодии 2020 года в городе Ярославле (извещение № 0171200001920001068) приняли участие 4 участника закупки: <данные изъяты>).
Одновременно со второй частью заявки участником закупки - <данные изъяты> (идентификационный номер заявки 88147), представлены следующие документы, в том числе: муниципальный контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 на выполнение работ по восстановлению светофорного объекта с подключением к АСУДД: «проспект Октября (на пересечении с улицей Загородный сад и улицей Чкалова)» в городе Ярославле» (цена контракта 7 154 955, 45 рублей) (далее - муниципальный контракт № 58-ЭА-18 от 16.07.2018); копия соглашения от 07.12.2018 о расторжении муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018, согласно которой обязательства по контракту сторонами исполнены на сумму 6 877 565, 49 рублей; копии актов о приемке выполненных работ: № 1 от 10.10.2018 (на сумму 3 145 369, 28 рублей), № 1 от 10.10.2018 (на сумму 284 978, 73 рублей), № 2 от 25.10.2018 (на сумму 388 009, 52 рублей), № 2 от 25.10.2018 (на сумму 2 501 013, 81 рублей), № 1 от 25.10.2018 (на сумму 558 194, 15 рублей) (далее -акты о приемке работ); справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3: № 1010001 от 10.10.2018 (на сумму 3 430 348, 01 рублей), № 1025002 от 25.10.2018 (на сумму 3 447 217, 48 рублей) (далее - справки о стоимости выполненных работ и затрат); акт ввода в эксплуатацию светофорного объекта «проспект Октября (на пересечении с улицей Загородный сад и улицей Чкалова)» в городе Ярославле от 25.10.2018; к указанному выше муниципальному контракту № 58-ЭА-18 от 16.07.2018.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 «Порядок оплаты работ» муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 оплата осуществляется заказчиком по факту качественно выполненных объемов работ, по счету (счету-фактуре) подрядчика путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании подписанных сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в течение не более, чем 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Пунктом 3.2 раздела 3 «Порядок оплаты работ» муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) указывается сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями контракта; размер неустойки, подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки, итоговая сумма, подлежащая оплате.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 «Порядок оплаты работ» муниципального контракта № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту, сумма неустойки (пени, штрафа) подлежащая уплате подрядчиком, удерживается заказчиком из причитающихся подрядчику сумм перечисления оплаты по контракту.
При этом в Акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) указываются:
- сумма, подлежащая оплате, в соответствии с условиями заключенного Контракта;
- размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию;
- основания применения и порядок расчёта неустойки (штрафа, пени);
- итоговая сумма, подлежащая оплате Подрядчику по Контракту.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исполнение обязательства Подрядчика по перечислению в доход бюджета удержанной Заказчиком суммы неустойки (штрафа, пени) возлагается на Заказчика.
Согласно Альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (далее - постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100), форма КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» (далее - форма КС22) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)). На основании данных формы КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Для расчетов за выполненные работы применяется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)
Содержательная часть унифицированной формы КС-2 включает, в том числе следующую информацию: «номер (по порядку и позиции по смете)», «наименование работ», «номер, единичной расценки», «единицы измерения», «выполнено работ (количество, цена за единицу, руб., стоимость, руб.)».
В завершающей части актов: № 2 от 25.10.2018 (на сумму 388 009, 52 рублей, всего к оплате 386 554, 49 рублей), № 2 от 25.10.2018 (на сумму 2 501 013, 81 рублей, всего к оплате 2 491 635, 01 рублей), № 1 от 25.10.2018 (на сумму 558 194, 15 рублей, всего к оплате 556 100, 92 рублей) отражены, в том числе строки «всего по акту», «штрафные санкции (пени за просрочку исполнения обязательств п. 9.2 контракта по претензии)» применительно к определенной претензии, «всего по акту к оплате» (акты: № 2 от 25.10.2018 (всего к оплате 386 554, 49 рублей), № 2 от 25.10.2018 (всего к оплате 2 491 635, 01 рублей), № 1 от 25.10.2018 (всего к оплате 556 100, 92 рублей).
Таким образом, акт фиксирует объемы выполненных работ в денежном выражении в целом, а также включает стоимость выполненных работ, подлежащих оплате, с учетом применения неустоек. Составление актов рассматриваемым образом согласовано сторонами по муниципальному контракту № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 (пункт 3.3 раздела 3 «Порядок оплаты работ»).
Из анализа актов (форма КС-2) установлено, что последние подтверждают, что работы, поименованные в рассматриваемых актах (форма КС-2), выполнены на сумму 6 877 565, 49 рублей, сумма в размере 12 927, 06 рублей исключена из оплаты и не более того.
При этом спорные акты (форма КС-2) не содержат данных (сведений), подтверждающих невыполнение работ на сумму 12 927, 06 рублей (такое исключение объемов выполненных работ и их стоимости из акта допускается путем сопровождения числовых выражений знаком «-», в рассматриваемом случае последние отсутствуют).
При наличии в распоряжении аукционной комиссии уполномоченного органа приведенных выше документов (при такой комплектности актов и их содержании) можно было однозначным образом определить, что муниципальный контракт № 58-ЭА-18 от 16.07.2018 исполнен в полном объеме со стороны <данные изъяты>. При этом, поскольку порядок оплаты по договору – муниципальному контракту от 16.07.2018 года, порядок исчисления неустойки, ее удержания из суммы оплаты, установлен соглашением сторон муниципального контракта в разделе 3 «Порядок оплаты работ», исполнение договора не противоречит требованиям пункта 1 статьи 424 ГК РФ.
В связи с чем, полагаю, что заявка <данные изъяты> соответствовала требованиям аукционной документации.
Таким образом, Андреевой А.Н., председателем аукционной комиссии Департамента государственного заказа Ярославской области, допущено нарушение положений п.1 ч.6 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ, выразившееся в признании заявки участника закупки <данные изъяты> не соответствующей требованиям документации об аукционе, то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что факт совершения Андреевой А.Н. административного правонарушения и ее виновность материалами дела подтверждены. В обжалуемом постановлении дана подробная оценка доказательствам по делу, оснований не согласиться с которой не имеется; вывод о наличии состава административного правонарушения подробно и убедительно мотивирован.
Доводы жалобы не опровергают выводы должностных лиц УФАС по Ярославской области о нарушении положений Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Ссылка в жалобе на малозначительность состава вмененного административного правонарушения не может быть принята во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.
Исходя из объекта вмененного правонарушения, обстоятельств дела, наличия жалобы участника закупки, права которого были восстановлены после вмешательства антимонопольного органа, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Нарушений закона должностным лицом УФАС по Ярославской области при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Андреевой А.Н. не допущено, дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с соблюдением установленного порядка производства по делу об административном правонарушении. Наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, правовые основания к его снижению отсутствуют. Санкция данной нормы не устанавливает альтернативного административного наказания, размер административного штрафа определяется исходя из начальной (максимальной) цены контракта и составляет 1 процент от нее, но не более тридцати тысяч рублей.
Таким образом, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-703/2020, вынесенное 30.09.2020 года в отношении Андреевой А.Н. по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено в полном соответствии с требованиями закона, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области УФАС по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, № 076/04/7.30-703/2020, вынесенное 30.09.2020 года в отношении Андреевой Анны Николаевны оставить без изменения, а жалобу Андреевой Анны Николаевны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.Г.Жаварцова