ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-377 от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  № 12-377/2011

РЕШЕНИЕ

Дата

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Гапеенко Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, юридический адрес: ...., ИНН № **, КПП № ** на постановление мирового судьи судебного участка № ** Октябрьского административного округа города Мурманска № ** о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № ** Октябрьского административного округа города Мурманска № ** от Дата Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40.000 рублей за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения.

УФАС по МО считая постановление незаконным, обратилось в суд с жалобой, свои требования обосновывая тем, что административным органом при составлении протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, а именно: Мурманское УФАС не уведомлялось надлежащим образом о дате, времени и месте составления указанного протокола, в связи с чем не имело возможности давать объяснения, заявлять ходатайства по существу предъявленного правонарушения. В рассматриваемом случае законным представителем УФАС по МО является и.о. руководителя - А., что подтверждается приказом ФАС России № ** от Дата. На момент составления протокола № ** от Дата об административном правонарушении полномочия руководителя Управления другому должностному лицу не передавались, руководитель о времени о дате составления протокола не извещался. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении № ** от Дата составлен в присутствии заместителя руководителя Управления Б., который не являлся законным представителем Управления. Поручение представлять интересы Управления при рассмотрении дела № ** об административном правонарушении Б. не давалось. Кроме того, Управление является участником бюджетного процесса, финансируется из федерального бюджета. Финансирование и расходование бюджетных средств происходит согласно «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», в связи с чем не имеет возможности самостоятельно приобретать средства индивидуальной защиты, а только в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий год, утвержденных ФАС России. Мировым судьей при рассмотрении административного материала не принят во внимание тот факт, что для исполнения предусмотренных законодательством требований по обеспечению средствами индивидуальной защиты Мурманским УФАС в адрес финансового управления ФАС России направлена бюджетная заявка на основное финансирование в Дата, а также заявка на дополнительное финансирование к доведенным лимитам бюджетных обязательств на Дата, утвержденных ФАС России, находится на рассмотрении в Минфине РФ (денежные средства не выделены). Указанной заявкой по статье «Увеличение стоимости материальных запасов», код № **, предусмотрено финансирование в размере .... рублей, которые предполагается использовать на охрану труда, технику безопасности, гражданскую оборону в целях приобретения медицинских аптечек, медикаментов и перевязочных средств, противогазов в количестве .... штук. Также остались без рассмотрения доводы Управления об отсутствии у территориального органа ФАС, на момент составления протокола, полномочий по осуществлению организации и ведению гражданской обороны (разработка плана основных мероприятий).

В судебном заседании представителя УФАС доводы жалобы поддержали.

Суд, выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Общественные отношения, на защиту которых направлены нормы данной статьи, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. В статье 1 названного Федерального закона определяются понятие чрезвычайной ситуации и другие имеющие значение для квалификации данного административного правонарушения понятия.

Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризует бездействие. Бездействие может выражаться, например, в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций; в невыполнении требований и норм по предупреждению аварий на объектах производственного назначения и т.п.

В ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ установлены конкретные обязанности организаций, в том числе: проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.

С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии с частью 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители

Согласно части 2 указанной статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Из материалов дела следует, что Дата в ходе проведенной ГУ МЧС России по Мурманской области в помещении УФАС по МО проверки по выполнению законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций были выявлено следующее:

- не прошел обучение в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Мурманской области руководитель Управления, в соответствии с ФЗ № 68 от 21 декабря 1994 года, постановлением Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п.п. «г, д», пункта 2; п.п. «а, д» пункта 4; пункта 5) «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»;

- работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета .... процентов от общего их числа п.7, п.8 Приказа № ** от Дата «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

УФАС по МО является территориальным органом, который осуществляет свою деятельности на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденных Приказом ФАС России.

Приказом Федеральной антимонопольной службы № ** от Дата было утверждено Положение о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, которое не наделяло территориальные органы ФАС полномочиями по осуществлению организации и ведению гражданской обороны.

При этом, вопросы организации профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников территориальных органов предписывалось разрешать по согласованию с ФАС, в свою очередь вопросы осуществления мобилизационной подготовки службы, осуществления организации и ведения гражданской обороны в службе возлагались на ФАС России, а не на ее территориальные органы.

Приказом ФАС России от 26 января 2011 года № 30 было утверждено новое Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, согласно пункта 4.18 которого на территориальный орган были возложены полномочия по осуществлению организации и ведения гражданской обороны в территориальном органе.

Данный приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2011 года № 20204, текст документа опубликован Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 19 от 09 мая 2011 года.

В соответствии с пунктом 8, 9 Указа Президента № 763 от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Согласно пункта 12 Указа Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, с учетом положений Указа Президента приказ № 30 от 26 января 2011 года возлагающий на Мурманское УФАС России полномочия по осуществлению организации и ведения гражданской обороны вступил в законную силу только Дата.

Соответственно, на момент составления протокола об административном правонарушении от Дата в отношении УФАС действовало Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России от Дата № **, которое не наделяло территориальные органы ФАС полномочиями по осуществлению организации и ведению гражданской обороны.

Кроме того, из административного материала следует, что законным представителем УФАС по МО на момент составления акта проверки от Дата и протокола об административном правонарушении являлась и.о. руководителя УФАС по МО А..

Тогда как при составлении указанных документов присутствовал и подписывал их заместитель руководителя УФАС по МО Б., доверенность на имя которого для представления интересов Управления на момент составления протокола об административном не выдавалась и которая выдана на представление интересов Управления в органах государственной власти при рассмотрении дел об административных правонарушений с правом давать пояснения и подписывать документы и.о. руководителя УФАС по МО Б. только Дата.

Таким образом, поскольку судом установлено нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от Дата в отношении УФАС по МО, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ данный документ не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства совершения инкриминируемого правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что на момент проведения проверки и составления протокола на Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области не было наделено полномочиями по осуществлении организации и ведению гражданской обороны, в рассматриваемых действиях УФАС по МО состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия сосостава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении УФАС по МО - прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 20.6, 24.5, 30.1-30.7, 30.8, 30.1, 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № ** Октябрьского административного округа города Мурманска № ** от Дата о привлечении Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40.000 рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области прекратить.

Решение вступает в силу немедленно после вынесения.

Судья: Е.В.Гапеенко