ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-377/18 от 30.08.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-377/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

30 августа 2018 г. г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Пермина В.А., рассмотрев жалобу должностного лица - начальника управления лесами правительства Еврейской автономной области Ковалева Сергея Александровича на постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу – заместителя главного государственного лесного инспектора в Дальневосточном федеральном округе Кастрель Натальи Степановны от 12 июля 2018 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по ДФО - заместителем главного государственного лесного инспектора в ДФО ФИО1 от 12 июля 2018 г. начальник управления лесами правительства ЕАО Ковалев С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.19.7.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

20 июля 2018 г. представитель должностного лица ФИО2 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. Указал, что на территории ЕАО, органом, уполномоченным в области лесных отношений, является юридическое лицо - управление лесами. Часть 2 ст.19.7.14 КоАП РФ не предусматривает ответственности юридическим лицом - органом управления лесами, как органа исполнительной власти ЕАО, формируемого правительством области, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Информацию о лесных пожарах, их прогоревших площадях, иную информацию об охране лесов от пожаров, ведение форм статистической отчетности осуществляет Региональная диспетчерская служба лесного хозяйства ЕАО. Таким образом, начальник управления лесами не является должностным лицом, непосредственно предоставляющим информацию о лесных пожарах и соответственно, не является субъектом вменного административного правонарушения.

При назначении наказания по данному административному делу должностным лицом не учтено, что на иждивении у Ковалева С.А. находятся двое несовершеннолетних детей.

По сведениями, представленным ОГАУ «Лесоохрана ЕАО» лесной
пожар № К-837 действовал с 27 апреля 2018 г. по 01 мая 2018 г., по данным ИСДМ-Рослесхоз, его площадь составила 430,0/0,0/25 га. В данный период времени на территории Облученского лесничества действовало 2 лесных пожара – 81Н и 90Н. 03 мая 2018 г. лесничими Облученского лесничества проведена верификация прогоревших площадей, составлены акты натурного обследования. Площадь лесного пожара № 81Н составила 9 га, площадь лесного пожара № 90Н составила 23 га. Правилами тушения лесных пожаров, определение площадей пожаров на основании данных ИСДМ-Рослесхоз не предусмотрено. Акты о лесных пожарах, их схемы, приложенные к актам, не опротестовывались. Выезды должностными лицами Департамента лесного хозяйства по ДФО на место лесных пожаров для натурной проверки площадей не осуществлялись. Более того, управлением лесами правительства области с Федеральной диспетчерской службой лесного хозяйства согласованы площади лесных пожаров по данным Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства ЕАО (далее - РДС ЕАО) на общей площади 138861 га, в которую входят площади лесных пожаров № №81Н и 90Н, что подтверждает достоверность представленных данных о лесных пожарах.

Информация о наличии расхождений данных по лесному пожару № К-837 и данными о лесных пожарах, представленных должностными лицами ОГКУ «Лесничество ЕАО» не поступали, в связи с чем, управление лесами, либо РДС ЕАО не имело возможности представить пояснения либо уточнения площадей лесных пожаров, поэтому проверка достоверности сведений прошла с нарушением норм Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

Акт проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли № К-837 составлен с нарушением требований, установленных приказом Минприроды России от 13 октября 2014 г. № 437, поскольку в указанном акте отсутствует оценка достоверности сведений о площади лесного пожара. Акт составлен на основании единственного фотоснимка, который не опровергает возможности повторного возникновения лесных пожаров, не зафиксированных ни данными ИСДМ-Рослесхоз (в силу наличия облачности), ни наземными службами (прогорание в ночное время, когда патрулирование не осуществляется, возникновение пожара на месте осеннего лесного пожара и т.п.). Таким образом, оснований для признания указанного акта допустимым доказательством по делу об административном правонарушении, не имелось.

Кроме того, считает, что поскольку решение по данному делу выносило должностное лицо, которое составило протокол об административном правонарушении, поэтому результат рассмотрения данного дела у заместителя начальника Департамента ФИО1 может иметь личную заинтересованность в рассмотрении указанного дела.

Просит постановление по делу об административном правонарушении от 12 июля 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.

В возражениях на жалобу заместитель начальника Департамента ФИО1 указала, что к задачам Региональных диспетчерских служб относится прием и учет сообщений о лесных пожарах, а обеспечение ее функционирования возложено на руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, при котором она создана. Кроме того, составление акта о лесном пожаре с указанием площади пройденной огнем после его ликвидации возложено на руководителя лесничества, контроль за деятельностью которых осуществляет управление лесами. Таким образом, начальник управления лесами, в соответствии с п. 5 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011г. № 687, а также п. 10 положения об управлении лесами правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 19 июня 2012 г. № 285-пп, является надлежащим субъектом по административному правонарушению, предусмотренному ч. 2 ст.19.7.14 КоАП РФ.

Информация о соответствии снимков высокого разрешения размещена в АСИ ИСДМ-Рослесхоз, в соответствии с п. 14 Методики результат проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли, включая изображение контура лесного пожара и значение, полученное при расчете площади, пройденной огнем, опубликован в форме 3-ИСДМ на сайте ИСДМ-Рослесхоз в сообщении о лесном пожаре, доступ к которому имеется в управлении лесами правительства ЕАО. Формы документов, подтверждающие соблюдение Рослесхозом установленного порядка проверки достоверности соответствуют установленным правовым актом Рослесхоза. Кроме того, в материалах дела имеются извещения управления лесами правительства ЕАО о несовпадении сведений с данными АИС - письмо Рослесхоза от 03 апреля 2018 г. № НК-09-27/5141, 13 апреля 2018 г. № МК-09-27/5986, от 25 апреля 2018 г. № АП-09-27/6769, 14 мая 2018 г. № НК-09-27/7851, сведения об информировании губернатора ЕАО о выявленных несовпадениях предоставленных сведений о лесных пожарах на территории ЕАО с приложением актов проверки достоверности - письмо от 29 мая 2018 г. № ИВ-09-27/8845, свидетельствующие о соблюдении Рослесхозом порядка и методики проведения проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров, в связи с чем, основания для признания доказательств недопустимыми отсутствуют.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель должностного лица не заявлял ходатайств о признании смягчающим обстоятельством наличие на иждивении у должностного лица несовершеннолетних детей, доказательства не представлялись. Данным постановлением по делу об административном правонарушении на начальника управления лесами правительства ЕАО наложен минимальный штраф, предусмотренный санкцией статьи. Также при рассмотрении дела об административном правонарушении отвод должностному лицу, рассматривающему дело представителем Ковалева С.А. не заявлен. Наличие личной заинтересованности является мнимым и имеет предположительный характер, доказательств иного не представлено.

В судебном заседании представитель должностного лица Ковалева С.А. – ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по ДФО – заместителя главного государственного лесного инспектора в ДФО ФИО1 от 12 июля 2018 г. о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав пояснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4.1 ч.9 той же статьи).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 июня 2015 г. N 202, утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

Согласно п.2 данного Положения, Департамент лесного хозяйства по ДФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Дальневосточного федерального округа.

Департамент в пределах своей компетенции принимает участие в осуществлении контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп.6 п. 9).

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент лесного хозяйства по ДФО имеет право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 п. 11).

Согласно п. а ч. 2 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 687, уполномоченные органы представляют в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение периода пожароопасного сезона: ежедневно - сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря; ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, - отчеты о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию о деятельности лиц, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, и наличии необходимых материальных средств.

За непредставление сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо несвоевременное представление таких сведений, либо представление их не в полном объеме, либо представление недостоверных сведений о лесных пожарах, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 19.7.14 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что управление лесами правительства ЕАО предоставило в Федеральное агентство лесного хозяйства в электронном виде с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет сведения о площади лесных пожаров № К-837, действовавших в период с 26 апреля 2018 г. по 01 мая 2018 г. в Облученском лесничестве ЕАО - 34 га (площадь лесного пожара № 81 составила 11 га, лесного пожара № 90 – 23 га).

Из сообщения о лесном пожаре № к-837 (зона лесоавиационных работ) и карточки гари № 11529, подготовленной информационной системой дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства усматривается, что площадь пожара № К-837 составила 1103,6 га.

В силу положений п. 9 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, в случае несовпадения сведений с данными автоматизированной информационной системы Федеральное агентство лесного хозяйства извещает об этом соответствующий уполномоченный орган и предлагает в 3-дневный срок представить объяснения по факту их несовпадения или уточнить представленные сведения, а в случае если в указанный срок выявленные расхождения не устранены, Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 3 месяцев проводит выездную проверку в субъекте Российской Федерации, а в отношении выявленных расхождений в сведениях о площади лесных пожаров указанное Агентство проводит проверку достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения.

23 мая 2018 г. в рамках осуществления контроля за достоверностью представленных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, Федеральным агентством лесного хозяйства осуществлена проверка с использованием данных дистанционного зондирования Земли на территории ЕАО.

Согласно акту № К-837, который является приложением № 1 к приказу Рослесхоза от 09 февраля 2018 г. № 54 установлено, что по результатам проверки площадь, пройденная огнем, составила 1104 га, что на 96,92 % больше площади, предоставленной управлением лесами правительства ЕАО в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Проверка проводилась путем оконтуривания пройденных огнем площадей на территории лесного фонда в ручном режиме на основании данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения, в соответствии с Методикой проведения проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения, утвержденной приказом Минприроды России от 13 октября 2014 г. № 437. Оснований для признания акта проверки недопустимым доказательством не имеется.

Ссылка жалобы о том, что проверка сведений прошла с нарушением Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, также не состоятельна.

Предоставление недостоверных сведений управлением лесами правительства ЕАО подтверждается также экспертными оценками достоверности сведений о лесных пожарах, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, и данных ИСДМ-Рослесхоз и письмами о выявленных несовпадениях представленных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах с данными ИСДМ-Рослесхоз, направленных начальнику управления лесами правительства ЕАО Ковалеву С.А. от 03 апреля 2018 г. № НК-09-27/5141, 13 апреля 2018 г. № МК-09-27/5986, 25 апреля 2018 г. № АП-09-27/6769, 14 мая 2018 г. № НК-09-27/7851 и губернатору области от 29 мая 2018 г. № ИВ-09-27/8845.

У суда нет оснований не доверять указанным документам, поскольку они составлены в соответствии приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09 февраля 2018 г. № 54 «Об обеспечении контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в 2018 году».

Обжалование актов о лесных пожарах и схем к ним Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах порядок и Методикой проведения проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров, не предусмотрено.

Кроме того, из информации ОГАУ «Лесоохрана ЕАО» от 28 июня 2018 г. № 253 усматривается, что расхождение площадей пройденными лесными пожарами между данными системы ИСДМ-Рослесхоз и данными, представленными органами исполнительной власти, произошел вследствие сноса теплых воздушных масс при активном горении на прилежащий лесной фонд.

Таким образом, сведения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, предоставленные управлением лесами правительства ЕАО в Рослесхоз в порядке, установленном Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, являются недостоверными.

Довод жалобы о том, что выезды должностными лицами Департамента лесного хозяйства по ДФО на места лесных пожаров для натурной проверки площадей не осуществлялись, не состоятелен, поскольку указанным приказом Рослесхоза от 09 февраля 2018 г. № 54, в соответствие с п.4 Методики проведения проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения, утвержденной приказом Минприроды России от 13 октября 2014 года № 437, п.п. 2, 3 Методики осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденной приказом Минприроды России от 05 декабря 2014 г. № 540, а также в целях совершенствования системы охраны лесов от пожаров, повышения ее эффективности и контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах в рамках организационно-подготовительного этапа процедуры проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли предписано использовать программное обеспечение на базе информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз, электронный паспорт федеральной государственной информационной системы ФС-7710 N 0034 от 21 октября 2010 г.), обеспечивающей расчет площади, пройденной огнем.

Нарушений в осуществлении контроля Рослесхозом за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, должностными лицами не допущено.

Пунктом 5 указанных ранее Правил предусмотрено, что ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, а также за представление недостоверных сведений или представление их не в полном объеме несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п. 1 Положения об управлении лесами правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 19 июня 2012 г. № 285-пп, управление лесами правительства области является органом исполнительной власти ЕАО, формируемым правительством ЕАО, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных ЕАО, а также полномочий ЕАО в области лесных отношений.

В целях реализации возложенных задач, управление лесами правительства ЕАО осуществляет в том числе, в пределах своей компетенции на землях лесного фонда области федеральный государственный пожарный надзор в лесах (п. 6.5) и организует мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (п. 6.13).

За выполнение задач и функций, возложенных на управление лесами, начальник управления в соответствии с законодательством Российской Федерации, несет персональную ответственность (п. 10).

Таким образом, Ковалев С.А., занимая должность начальника управления лесами правительства ЕАО, в нарушение действующего законодательства, не исполнил надлежащим образом нормы законодательства и не обеспечил достоверность предоставляемых в Рослесхоз сведений о площадях лесных пожаров на территории ЕАО.

Довод жалобы о том, что начальник управления лесами правительства ЕАО не является субъектом вменного административного правонарушения, является несостоятельным по вышеизложенным обстоятельствам.

04 июля 2018 г. заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по ДФО – заместителем главного государственного лесного инспектора в ДФО ФИО1 по данному факту в отношении должностного лица Ковалева С.А. составлен протокол об административном правонарушении.

Совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

При этом, вопреки доводу жалобы составление протокола об административном правонарушение и вынесение постановления о назначении административного наказания одним и тем же должностным лицом, не повлекло нарушение прав лица, привлеченного к административной ответственности на правильное, полное и всестороннее рассмотрение дела.

При рассмотрении административного материала обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных п.1 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.

При этом, в силу ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных свидетельств о рождении следует, что Ковалев С.А. приходится отцом малолетним детям: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

С учетом представленных документов, считаю возможным признать в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ смягчающим обстоятельством наличие у Ковалева С.А. на иждивении двоих малолетних детей, вместе с тем оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела и изменения постановления о назначении наказания не имеется.

Административное наказание в виде штрафа назначено должностному лицу в пределах санкции ч.2 ст. 19.7.14 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления и, соответственно, не могут повлечь его отмену или изменение.

Существенных нарушений процессуального закона, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу – заместителя главного государственного лесного инспектора в Дальневосточном федеральном округе ФИО1 от 12 июля 2018 г. о привлечении начальника управления лесами правительства Еврейской автономной области Ковалева Сергея Александровича к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ, – оставить без изменения, жалобу должностного лица без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.А. Пермина