ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-377/19 от 14.10.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

№ 12-377/2019

РЕШЕНИЕ

14 октября 2019 г. <адрес>

Судья Магаданского городского суда <адрес> Черкасова И.В., с участием защитников Шалферовой Ю.В., действующей на основании доверенности, которой разъяснены права, предусмотренные ч.5 ст. 25.5 КоАП РФ, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО1, предъявившего служебное удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в помещении Магаданского городского суда жалобу ФИО2 на постановление э/в-19/пс3 от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении

должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

заявления, ходатайства отсутствовали, отводов не заявлено,

у с т а н о в и л а:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО1 э//в-19/пс3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Магаданский городской суд с жалобой, в которой ставил вопрос об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на допущенные административным органом нарушения норм материального и процессуального права. Ссылаясь на положения статей 6-7, ч.8 ст.29.1, Федерального закона №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован министерством Юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которым утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Перечень) и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенный в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ указал, что поскольку до ДД.ММ.ГГГГ у Общества отсутствовала необходимость в оформлении технической документации, то Общество вправе до ДД.ММ.ГГГГ использовать объект для размещения твердых бытовых отходов без оформления документов. Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство не позволяло реализовать мероприятия, направленные на включение эксплуатируемого объекта размещения твердых коммунальных отходов в Перечень. Таким образом, до настоящего момента невозможно определить, будет ли продолжена эксплуатация полигона или, в случае отказа в выдаче заключения Минприроды России о возможности его дальнейшего использования, эксплуатация полигона будет прекращена. Согласно п. 7.6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы обоснования комплексного экологического разрешения отнесены к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня. Подготовить в соответствии с п.3 указанных Правил, материалы обоснования комплексного экологического разрешения для прохождения государственной экологической экспертизы для объекта размещения отходов до включения его в ГРОРО либо Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным в силу отсутствия правовых оснований эксплуатации подобного объекта. По вступлении Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ) в законную силу ООО «Региональный оператор «Магаданский» направило в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> заявление о включении полигона ТБО в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта РФ с указанием характеристик объекта. Просил отменить постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании ФИО2 не присутствовал. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об отложении слушания дела не просил, на своем участии при рассмотрении жалобы не настаивал.

Защитник полагала возможным рассмотреть дело без участия ФИО2

Принимая во внимание положения ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, с учетом мнения защиты, судьей определено признать явку ФИО2 в судебное заседание необязательной и рассмотреть дело без участия ФИО2

Защитник доводы жалобы также поддержала, просила отменить оспариваемое постановление, ссылаясь на доводы жалобы. Считает, что поскольку часть. 3 статьи 18 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрена для оформления разрешений на выброс и иных документов получение комплексного экологического заключения, в в силу требований стать 29.1 этого Закона документы, в том числе и Экологическое заключение подлежат оформлению по ДД.ММ.ГГГГ включительно, соответственно состава вменяемого правонарушения в действиях должностного лица не имеется.

Должностное лицо, составившее протокол - ФИО1 постановление поддержал. Считает его законным и обоснованным. Указал, что в соответствии с ч.1 ст. 18 Закона №89-ФЗ для предприятий которые не оформили документы до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность по оформлению иных разрешительных документов.

Выслушав защитника, должностное лицо административного органа, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО1, в соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с ч. 10 ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение содержит в том числе: нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до ДД.ММ.ГГГГ, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. |

В соответствии с заявкой об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, в том числе об изменении источников и массы выбросов загрязняющих веществ, представленной ООО «Региональный оператор «Магаданский» ДД.ММ.ГГГГ, масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника (рабочие карты полигона ТБО) составляет 1,07628 тонн в год.

До ДД.ММ.ГГГГ, а также до настоящего времени ООО «Региональный оператор «Магаданский» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не оформлялось.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, была возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ Как установлено в судебном заседании и следует из представленных доказательств, ООО «Региональный оператор «Магаданский» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ у Общества отсутствовала обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

С ДД.ММ.ГГГГ статья 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ изложена в новой редакции. Из данной нормы убраны исключения по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно: в соответствии с ч. 2 ст. 18 действующей редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ и до получения комплексных экологических разрешений в сроки установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Объект размещения твердых коммунальных отходов, отнесенный к I категории и эксплуатируемый ООО «Региональный оператор «Магаданский», не включен в вышеуказанный перечень.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до ДД.ММ.ГГГГ обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р размещение отходов производства и потребления относится к области применения наилучших доступных технологий.

Таким образом, учитывая переходные положения, установленные ч, 1.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.7 ст. 18 действующей редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).

В соответствии с п. 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. |

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 как руководителя Общества наступила обязанность по получению комплексного экологического разрешения либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако до настоящего времени вышеуказанная обязанность ФИО2 выполнена не была.

В соответствии с Уставом ООО «Региональный оператор «Магаданский», утвержденным решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ директор Общества осуществляет обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов

С учетом изложенного должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что директором Обществом осуществляется деятельность с нарушением ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ.

Действия должностного лица ФИО2 квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при осуществлении деятельности в отсутствии разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля по объекту негативного воздействия на окружающую среду 1 категории, либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО.

Вместе с тем, вменяя в вину ФИО2 неисполнение обязанности по получению комплексного экологического разрешения либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО в соответствии с требованиями действующего законодательства, должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что с ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Региональный оператор «Магаданский» наступила такая обязанность, которая до настоящего времени не исполнена.

Административное правонарушение выявлено должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем такой вывод нельзя признать обоснованным, т.к. из приведенных положений ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что законодателем установлен срок для ее выполнения: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (для обращения с заявкой на получение комплексного экологического разрешения).

Кроме того, исходя из анализа вышеприведенных положений части 1 и части 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ, следует, что для получения иных разрешительных документов законодателем предусмотрена обязанность первоначального получения комплексного экологического разрешения.

Таким образом, вменение нарушения до наступления конкретного срока для исполнения обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в данном случае является необоснованным.

Отнесение данного нарушения к числу длящихся и установление даты его совершения ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты обнаружения, как об этом указано в оспариваемом постановлении, является ошибочным.

Кроме того, исходя из формулировки, содержащейся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, должностному лицу ФИО2 вменяется непринятие мер, направленных на получение комплексного экологического разрешения либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО в соответствии с требованиями действующего законодательства, что не соответствует диспозиции ч.1 ст. 8.1 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.1, 4).

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы законного представителя юридического лица и отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решила:

Постановление э/в-19/пс3 от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО1 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» ФИО2 прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.

Судья И.В. Черкасова