ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-377/20 от 17.11.2020 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело 12-377/2020

РЕШЕНИЕ

17 ноября 2020 года <адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес> Заболотникова О.А.,

рассмотрев жалобу представителя АО «Тамбовские коммунальные системы» на постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.09.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 ч.10 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 220 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.09.2020г. АО «Тамбовские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 220 000 руб.

Представитель АО «Тамбовские коммунальные системы» обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что считает его незаконным и необоснованным. АО «ТКС» ведет учет в области обращения с отходами с соответствии с Приказом Минприроды Росси от 01.09.2011г «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее - Приказ ) отдельно по каждому обособленному подразделению и по юридическому лицу в целом, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, а также очередного года. Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде, и осуществляется по прилагаемому к Приказу образцу.

В рамках проведения внеплановой проверки сопроводительным письмом 01-05-3060 от 27.08.2020г. в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были переданы данные учета в области обращения с отходами за 2018-2020гг как по каждой промплощадке, так и по юридическому лицу в целом.

Таким образом, АО «ТКС» обеспечена полнота и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.

Начиная с 2011 г. на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС», АО «Тамбовские коммунальные системы» весь объем обезвоженного осадка используется для производства компоста «Плодородный «ПЛЮС» в соответствии с ТУ 2011. Производство осуществляется в полном соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС» продукт, полученный при компостировании субстрата на основе осадков сточных вод с активным илом и опилками.

Таким образом, отделение и обезвоживание осадка являются стадиями процесса производства продукции в целях ее дальнейшей реализации, а не отходообразующими процессами, осадок сточных вод является сырьем для производства продукции, а не отходом производства и потребления.

Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство продукции и ее реализация. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства, поэтому получение лицензии на данный вид деятельности не требуется.

В целях реализации продукции из осадков АО «Тамбовские коммунальные системы» заключен договор от 09.01.2019г., предметом которого является вывоз и размещение компоста «Плодородный Плюс» (далее - компост) с очистных сооружений канализации <адрес> и его использование в качестве удобрения на сельскохозяйственном поле.

Паспорт на отход осадков IV класса опасности был составлен на случай прекращения производства продукции в ситуации, когда такая продукция не могла бы быть реализована. В этих же целях такой вид отхода был включен в проект нормативов и образования отходов и лимитов на их размещение. Однако, в связи с постоянным наличием договорных отношений, целью которых является реализация компоста «Плодородный Плюс», весь осадок использовался и продолжает использоваться как сырье, а не подлежит удалению как отход I-IV класса опасности.

В судебном заседании представитель АО «Тамбовские коммунальные системы» доводы жалобы полностью поддержал и просил суд ее удовлетворить.

В судебном заседании представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен должным образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 8.2 ч. 10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Как следует из оспариваемого постановления, АО «Тамбовские коммунальные системы» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 ч. 10 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: у АО «ТКС» имеются данные учета в области обращения с отходами по: Промплощадке 1, промплощадке 2, ВЗУ -2, 3, 4, 6, 7 и очистных сооружений. Между тем, данные объекты не являются ни обособленными подразделениями, ни филиалами. Ведение учета в таком виде нормативными документами не предусмотрена. Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение также выданы для АО «ТКС» без подразделения на производственные площадки: ВЗУ, очистные сооружения и тд. АО «ТКС» не имеет обособленные подразделения и обязано вести учет по юридическому лицу в целом, без подразделения на площадки. То есть АО «ТКС» не обеспечена полнота и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных отходов. В соответствии с пунктом 5 приказа учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных юридическим лицом за учетный период. В нарушении данных требований АО «ТКС» в данных учета в области обращении с отходами за I-II квартал 2020 г. не отразило движение отхода IV класса опасности «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод». Образование данного вида опасного отхода предусмотрено в утвержденных Проекте нормативов образования отходов и лимитах на их размещение, а также имеется паспорт на данный опасный отход. В ходе проверки установлено фактическое хранение отходов IV класса опасности «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» на открытых неогороженных площадках. То есть АО «ТКС» не исполняет обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019г. «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», при наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений, на бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица.

АО «Тамбовские коммунальные системы» в соответствии с данными нормами отчеты по форме 2-тп (отходы) были заполнены и направлены в Центральночерноземное межрегиональное управление Росприроднадзора через «Личный кабинет природопользователя» в установленный срок, с последующим предоставлением на бумажном носителе 31.01.2020г., что подтверждает отметка о принятии.

Все виды отходов, образующиеся в результате деятельности АО «Тамбовские коммунальные системы», отражены в соответствии с объемом и местом их образования по каждому обособленному подразделению и по предприятию в целом, с последующим отражением их в отчетности по форме 2-тп (отходы).

В рамках проведения внеплановой проверки сопроводительным письмом 01-05-3060 от 27.08.2020г. в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были переданы данные учета в области обращения с отходами за 2018-2020гг как по каждой промплощадке, так и по юридическому лицу в целом.

Таким образом, АО «ТКС» обеспечена полнота и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.

Анализ положений ст. 23, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФИО2 17.ДД.ММ.ГГГГ-2001 Государственный стандарт Российской Федерации "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения" показывает, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.

С 2011 г. на площадке компостирования в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС», АО «Тамбовские коммунальные системы» объем обезвоженного осадка используется для производства компоста «Плодородный «ПЛЮС» в соответствии с ТУ 2011.

Производство осуществляется в соответствии с технологическим регламентом производства, применения компоста «Плодородный «ПЛЮС» продукт, полученный при компостировании субстрата на основе осадков сточных вод с активным илом и опилками.

Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство удобрений и их реализация. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства.

Таким образом, обстоятельства по доводам жалобы нашли свое подтверждение при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении исходя из документов, представленных в материалы дела.

При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.09.2020г., которым АО «Тамбовские коммунальные системы» было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 ч.10 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 220 000 руб. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья О.А. Заболотникова