ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-377/20 от 24.09.2020 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 12-377/2020

РЕШЕНИЕ

г. ФИО3 24 сентября 2020 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Назаренко С.А., рассмотрев жалобу на постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ/ВД/2020, вынесенное в отношении должностного лица – ведущего инженера отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО1 , адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский районный суд для рассмотрения по существу поступила жалоба на постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица – ведущего инженера отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО1 , по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, которое заявитель просит отменить, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения, считает, что при вынесении постановления нарушены материальные нормы права, не учтены все обстоятельства дела, в связи с чем, оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ.

Заявитель жалобы - ведущий инженер отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО1, представитель ФГУП «Росморпорт» - ФИО2, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, сославшись на те же обстоятельства.

Представитель надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте слушания дела заинтересованного лица – Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора в суд не явился, причина неявки суду неизвестна.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ/ВД/2020 о назначении административного наказания, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту также - Управление) из Кавказского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря» поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), содержащее сведения о том, что Таманским управлением Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на подходном канале и в морском порту Кавказ с использованием самоотвозного землесоса «Кадош», одночерпакового земснаряда «Редут» и грузоотвозной шаланды «Трудовая» проводись ремонтные дноуглубительные работы.

Федеральной службой в сфере природопользования выдано Таманскому управлению Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Разрешение М от ДД.ММ.ГГГГ на захоронение донного грунта в территориальном море Российской Федерации, извлеченного при производстве ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Кавказ согласно проектной документации «Проект производства ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Кавказ на период 2017-2027 годы» (далее - Разрешение М).

Согласно п. 9.6 Разрешения М условием проведения работ по захоронению донного грунта является выполнение работ в соответствии с проектной документацией «Проект производства ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Кавказ на период 2017-2027 годы», получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-О. Указанной проектной документацией предусмотрено, что в целях снижения негативного влияния на водные биоресурсы запланированные работы по ремонтному дноуглублению акватории морского порта Кавказ следует ограничить в период массового нереста водных биологических ресурсов в период с 20 марта по 31 мая.

Согласно письму АЧБФ ФГУП «Росморпорт» от 22.06.2020 , ФИО1 - ведущий инженер отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», является ответственным должностным лицом за проведение дноуглубительных работ и захоронение грунта после дноуглубления в морском порту ФИО3 и Кавказ.

Таким образом, ФИО1 - ведущий инженер отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на подходном канале морского порта Кавказ допустил проведение ремонтных дноуглубительных работ и захоронение донного грунта в территориальном море Российской Федерации, извлеченного при производстве ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Кавказ с использованием самоотвозного земелесоса «Кадош», одночерпакового земснаряда «Редут» и грузоотвозной шаланды «Трудовая», чем нарушил проектные решения документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (стр. 24, 35 Заключения ГЭЭ 17-О).

Обжалуемым постановлением, ФИО1, как должностное лицо - ведущий инженер отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ к административному штрафу в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Суд не может согласиться с выводами административного органа о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», захоронение отходов и других материалов - это любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.

Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, или с уведомлением указанных органов, а также с уведомлением субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение.

Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне должна предшествовать государственная экологическая экспертиза (ч.ч. 1-4 ст. 34 Закона N 187-ФЗ, ч.ч. 1-2 ст. 30 Закона N 191-ФЗ).

Вместе с тем, ввиду того, что захоронение донного грунта не является захоронением отходов и других материалов и не подпадает под определение, указанное в ст.37 Закона №155-ФЗ, объективной стороны правонарушения в действиях ФИО1 не имеется.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой в сфере природопользования выдано предприятию Разрешение М на захоронение грунта в территориальном море РФ, извлеченного при производстве ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Кавказ, согласно проектной документации «Проект производства ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Кавказ на период 2017-2027 годы».

Согласно п. 9.4 Разрешения М, условием проведения работ по захоронению донного грунта является проведение запланированных природоохранных мероприятий, в том числе предусматривающих ограничение производства работ в период нереста водных биологических ресурсов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до наступления природоохранных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, заявитель земснарядом «Кадош» выполнил запланированные на этот период ремонтные дноуглубительные работы в порту Кавказ. Общий объем работ составил 7,7% от объема работ 2020 года, предусмотренных проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Однако, в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями в порту Кавказ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справка о которых представлена Службой управления движения судов (СУДС) Керченского пролива Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», в морском порту Кавказ сложилась критическая ситуация, связанная с дефицитом глубин.

Установлено, что 158 часов (более 6 суток) скорость ветра превышала 10 м/с, с преобладанием северо-восточного и юго-западного направлений. Данное обстоятельство усилило интенсивность перемещения донных грунтов вдоль Керченского пролива по направлению к порту Кавказ, что повлияло на заносимость подходного канала до критических отметок глубин.

ДД.ММ.ГГГГ проведён контрольный промер наиболее заносимого участка подходного канала порта Кавказ после длительного штормового явления северо-восточного направления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Контрольный промер показал значительную заносимость участка по оси подходного канала. Установлено несоответствие глубин навигационным параметрам - отметка дна по оси подходного канала составляла 4,9 м при проектной глубине 7 м. Кроме того, исходя из многолетних наблюдений, предполагается уменьшение глубины на 1-1,5 м, вследствие чего возникнет угроза закрытия судоходства в порту.

Распоряжением капитана порта Кавказ от ДД.ММ.ГГГГ уменьшена допустимая проходная осадка судов на подходном канале к <адрес> порта Кавказ с 5.2 м до 4.6 м.

В сложившейся ситуации существовала значительная угроза посадки судов на мель, невозможности прохода судов по подходному каналу и захода/выхода судов в порт/из порта Кавказ, что ставило под риск функционирование порта, снабжение Республики Крым нефтепродуктами и грузами первой необходимости, а также - доставку военных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через железнодорожную переправу Крым-Кавказ.

ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Росморпорт» обратилось в Федеральное агентство по Росрыболовству (Росрыболовство) с просьбой рассмотреть вопрос о возможности проведения ремонтных дноуглубительных работ в период с 20 марта по ДД.ММ.ГГГГ (исх. ).

ДД.ММ.ГГГГ Росрыболовство согласовало проведение дноуглубительных работ на акватории (на Подходном канале) порта Кавказ с возможностью сброса изъятого донного грунта на существующий район свалки грунта (7-А) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при условии проведения экологического контроля (мониторинга) состояния водных биоресурсов, корректировкой расчета ущерба и осуществлением компенсационных мероприятий в полном объеме.

Изложенное свидетельствует о согласовании заявителем своих действий с государственным надзорным органом.

ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Росморпорт» заключило договор № ФГБНУ «ВНИРО» (АзНИИРХ) на проведение ихтиологического и гидробиологического мониторинга в районах дноуглубления и дампинга грунта в морском порту Кавказ и в морском порту ФИО3 в период нереста.

После завершения дноуглубительных работ в порту Кавказ в 2020 году ФГУП «Росморпорт» планирует произвести корректировку вреда, причиненного водным биоресурсам, и объема компенсационных мероприятий по фактическим объемам дноуглубительных работ в текущем году с учетом данных экологического мониторинга и частичного выполнения дноуглубительных работ в нерестовый период.

Согласно ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с документационным обеспечением деятельности, осуществление которой требует получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объективную сторону правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), направленные на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе, замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.

Также необходимо отметить, что технология работ, виды техники, объёмы работ, полный проектный период работ, срок действия заключения государственной экологической экспертизы и иные проектные решения нарушены не были.

В соответствии со ст.14 Закона № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза проводится Росприроднадзором при наличии заключения Росрыболовства по объекту государственной экологической экспертизы, ввиду того, что объект государственной экологической экспертизы располагается во внутренних морских водах Российской Федерации. В связи с этим, в заключении государственной экологической экспертизы, в части касающейся ограничения сроков работ по дноуглублению, указана отсылка Росрыболовством на ограничение работ по дноуглублению в период нереста.

Таким образом, ограничение сроков выполнения работ, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, является компетенцией Росрыболовства в соответствии с п.6 Разрешения М.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ведущего инженера отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ/ВД/2020, вынесенное в отношении должностного лица – ведущего инженера отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО1 , привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – ведущего инженера отдела капитального строительства и ремонта Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» ФИО1 , прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: С.А. Назаренко