Дело № 12- 377/2021
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 25 мая 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Бабурина О.И.,
при секретаре Вагиной В.С.,
с участием представителя административного органа ФИО2,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе директора акционерного общества «Компания «Дартс» ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Свердловского судебного района г. Перми Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми, от 21 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ директор акционерного общества «№», управляющей организации № являющейся учредителем СМИ радиоканала «№ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Согласно постановлению, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 B.C., как должностное лицо, ответственное за осуществление деятельности АО «Эхо», допустила осуществление предпринимательской деятельности по распространению продукции СМИ радиоканал «Радиовещательная компания «№» и СМИ радиоканал «№» с нарушением лицензионных требований, указанных в лицензии.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Свердловский районный суд <адрес> с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с пояснениями главного редактора АО «Эхо» следует, что вещание имеет ряд особенностей, в частности для того, чтобы выполнять условия лицензии (36 часов в неделю) на вещание Пермского эфира, технически необходимо: 1) Получить сигнал с московским эфиром, 2) Встроить местное вещание, 3) Распространить сигнал на территорию покрытия. Время врезания Пермского вещания в Московскую ретрансляцию в каждый отдельно взятый час ограничено выходом федеральных новостных выпусков (в начале часа и в середине часа). Федеральные новости диктор делает в прямом эфире. Это приводит к неизбежным отклонениям, временному люфту от запланированной в федеральной сетке вещания длительности новостного выпуска. На величину люфта влияет целый ряд субъективных факторов, таких как «новостная повестка», «особенности речи конкретного диктора» и так далее. Спрогнозировать или запланировать подобное отклонение заранее невозможно. Радиостанция «Эхо Москвы-Пермь врезается в московскую ретрансляцию автоматически. Это происходит с помощью специального программного обеспечения. DIGISPOT II Broadcast system ПО Джинн Поколение 2.16 Версия 2.ДД.ММ.ГГГГ Сборка 254 от ДД.ММ.ГГГГ - АО «ЭХО», Пермь, License, К2062(3) по входной DTMF метке. Срабатывание выходной DTMF метки с московского вещания происходит автоматически. Учитывая неизбежный люфт, который происходит в федеральном эфире и, принимая во внимание, тот факт, что до секунды региональные партнёры технически не могут знать точное время начала московских новостей, в ПО DIGISPOT II Broadcast system в конце часа ставят аудио бампер (заставку), который прерывается DTMF меткой с московского эфира, после чего начинается вещание федеральных партнёров. Так как суббота и воскресение на Пермской радиостанции выходные дни, чтобы соблюдать условия лицензии (36 часов вещания в неделю), в эфир выходят заранее записанные программы, повторы передач и выпуски погоды, сопровождаемые тем же звуковым «бампером». Проконтролировать в режиме реального времени тайминг входов и выходов до секунды, технически невозможно. В связи с этим, за время вещания в субботу и воскресенье возможны незначительные отклонения от цифры в 36 часов недельного вещания, предусмотренного лицензией. Это происходит по техническим, не зависящим от пермского эфира, причинам. Так, отклонение в описываемый период составило менее 2-х минут, что составляет около 0.1% от общей нормы вещания. Суд не учел пояснения главного редактора, данные РКН, что не нашло свое отражение в ходе рассмотрение дела. Суд также не разграничил ответственность вещателя СМИ и директора управляющей компании, от которого вещание каким-либо образом не зависит, так как это технический процесс и имеет свои погрешности. Таким образом, бесспорные доказательства вины правонарушителя в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствуют.
Заявитель в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании пункта 4 части 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании п. 37 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В полномочия Роскомнадзора входит осуществление лицензирования деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований (п. 5.1.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Согласно пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» (вместе с «Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания»), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются: а) соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
В ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации) Телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
В силу ст. 31 Закона о средствах массовой информации вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
Сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (распространение нескольких телеканалов и радиоканалов с использованием одной радиочастоты), параметрах спутникового вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона) программная концепция вещания вносятся лицензирующим органом в запись реестра лицензий, содержащую сведения о предоставленной лицензии (ст. 31 Закона о средствах массовой информации).
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона о средствах массовой информации в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются, в том числе, сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;
В силу статьи 31.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации», переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения наименования (названия), программной направленности телеканала или радиоканала, программной концепции вещания, территории распространения телеканала или радиоканала, объема вещания, даты начала вещания, среды вещания телеканала или радиоканала лицензиат обязан представить в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, до начала фактического осуществления соответствующих изменений заявление о переоформлении лицензии с указанием соответствующих изменений.
Внесение сведений о радиочастотах и (или) позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе, а также иных параметров наземного эфирного вещания либо спутникового вещания в лицензию вещателя в случаях, предусмотренных частями пятой - седьмой статьи 31 настоящего Закона, осуществляется путем ее переоформления на основании заявления лицензиата. В случае, если такое право предоставлено по результатам торгов (конкурса, аукциона), должны быть также представлены документ, подтверждающий внесение единовременной платы за право осуществлять эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот, и протокол конкурсной (аукционной) комиссии
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ по результатам планового мероприятия систематического наблюдения в отношении № по лицензии на радиовещание от ДД.ММ.ГГГГ серия РВ №, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в 2020 года, утвержденного приказом Управления Роскомнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-нд, установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 B.C. как должностное лицо, ответственное за осуществление деятельности №», допустила осуществление предпринимательской деятельности по распространению продукции СМИ радиоканал «Радиовещательная компания «№ и СМИ радиоканал «Эхо Москвы» с нарушением лицензионных требований, указанных в лицензии.
Факт правонарушения подтвержден доказательствами, исследованными в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №АП-59/02/2360; актом систематического наблюдения № № А-59/02/53 от ДД.ММ.ГГГГ; справкой по результатам систематического наблюдения по лицензии серии РВ № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о регистрации СМИ; свидетельством о регистрации СМИ; копией лицензии на осуществление радиовещания серии РВ № от ДД.ММ.ГГГГ; программной концепцией вещания от ДД.ММ.ГГГГ; запросом Управления Роскомнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; сообщением Гостелерадиофонда от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о результатах анализа записей СМИ; сообщением Управления Роскомнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; сообщением ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; заданием Управления Роскомнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; сообщение от ДД.ММ.ГГГГ№; заключением по итогам проверки лицензионных и обязательных требований № и приложением № к нему; лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № от ДД.ММ.ГГГГ; программной концепцией вещания от ДД.ММ.ГГГГ; разрешением №-рчс-20-0053 от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему; актом мероприятия по радиоконтролю от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ; заданием от ДД.ММ.ГГГГ№; сообщением Управления Роскомнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением АО Регистратором Интрако; уставом редакции радиоканала Радиовещательная компания «Эхо-М»; скриншотом страницы с сайта Росфинмониторинга; регистрационным журналом вещания СМИ радиоканал «Радиовещательная компания № и иными материалами дела.
Мировой судья пришел к выводу, что материалами дела подтвержден факт несоблюдения директором акционерного общества «Компания «Дартс» ФИО1 лицензионных требований при предоставлении услуги связи.
При рассмотрении дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал верную юридическую оценку действиям должностного лица и пришел к обоснованному выводу о ее виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что в соответствии с пояснениями главного редактора №» следует, что вещание имеет ряд особенностей, в частности для того, чтобы выполнять условия лицензии (36 часов в неделю) на вещание Пермского эфира, технически необходимо: 1) Получить сигнал с московским эфиром, 2) Встроить местное вещание, 3) Распространить сигнал на территорию покрытия. Время врезания Пермского вещания в Московскую ретрансляцию в каждый отдельно взятый час ограничено выходом федеральных новостных выпусков (в начале часа и в середине часа). Федеральные новости диктор делает в прямом эфире. Это приводит к неизбежным отклонениям, временному люфту от запланированной в федеральной сетке вещания длительности новостного выпуска. На величину люфта влияет целый ряд субъективных факторов, таких как «новостная повестка», «особенности речи конкретного диктора» и так далее. Спрогнозировать или запланировать подобное отклонение заранее невозможно. Радиостанция «Эхо Москвы-Пермь врезается в московскую ретрансляцию автоматически. Это происходит с помощью специального программного обеспечения. (DIGISPOT II Broadcast system ПО Джинн Поколение 2.16 Версия 2.ДД.ММ.ГГГГ Сборка 254 от ДД.ММ.ГГГГ - АО "ЭХО", Пермь, License, К2062(3) по входной DTMF метке. Срабатывание выходной DTMF метки с московского вещания происходит автоматически. Учитывая неизбежный люфт, который происходит в федеральном эфире и, принимая во внимание, тот факт, что до секунды региональные партнёры технически не могут знать точное время начала московских новостей, в ПО DIGISPOT II Broadcast system в конце часа ставят аудио бампер (заставку), который прерывается DTMF меткой с московского эфира, после чего начинается вещание федеральных партнёров. Так как суббота и воскресение на Пермской радиостанции выходные дни, чтобы соблюдать условия лицензии (36 часов вещания в неделю), в эфир выходят заранее записанные программы, повторы передач и выпуски погоды, сопровождаемые тем же звуковым «бампером». Проконтролировать в режиме реального времени тайминг входов и выходов до секунды, технически невозможно. В связи с этим, за время вещания в субботу и воскресенье возможны незначительные отклонения от цифры в 36 часов недельного вещания, предусмотренного лицензией. Это происходит по техническим, не зависящим от пермского эфира, причинам. Так, отклонение в описываемый период составило менее 2-х минут, что составляет около 0.1% от общей нормы вещания. Суд не учел пояснения главного редактора, данные РКН, что не нашло свое отражение в ходе рассмотрение дела. Суд также не разграничил ответственность вещателя СМИ и директора управляющей компании, от которого вещание каким-либо образом не зависит, так как это технический процесс и имеет свои погрешности. Таким образом, бесспорные доказательства вины правонарушителя в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствуют не влекут отмены постановления мирового судьи. Так в соответствии с Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, к лицензионным требованиям относятся, в том числе, соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии, в том числе, соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала (подп. «а» п. 4 данного Положения); предоставление в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала или радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал или радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, в порядке, установленном ст. 31.9 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (подп. «г» п. 4 данного Положения).
В ст. 31.9 Закона о средствах массовой информации установлено, что лицензиат представляет в лицензирующий орган сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем телеканала или радиоканала, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что приведенные выше требования Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» соблюдены не были, в связи с чем, имело место осуществление предпринимательской деятельности по распространению продукции СМИ радиоканал «Радиовещательная компания «Эхо-М» и СМИ радиоканал «Эхо Москвы» с нарушением лицензионных требований, указанных в лицензии.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление мировым судьей вынесено законно, обоснованно, с соблюдением требований норм КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Свердловского судебного района г. Перми Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми, от 21 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении директора акционерного общества «Компания «Дартс» ФИО3 оставить без изменения, жалобу директора акционерного общества «Компания «Дартс» ФИО3 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: О.И. Бабурина