УИД: 56RS0040-01-2021-001089-85
№ 12-377/2022
РЕШЕНИЕ
28 апреля 2022 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием защитника Ануфриевой Т.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области ... от 16 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением по делу об административном правонарушении N от 16 июля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росрироднадзора ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в порядке статей 30.1- 30.3 КоАП РФ обратилось с жалобой в Ташлинский районный суд Оренбургской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании своих доводов ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» указало, что вынесенное постановление не мотивировано, не указаны фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, признанного Управлением Росприроднадзора доказанным, с указанием способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий правонарушения.
В Алексеевском ЛПУ МГ филиале Общества утвержден Журнал регистрации приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях на объектах Алексеевского ЛПУ МГ филиала Общества. Указанный журнал ведется диспетчерской службой Алексеевского ЛПУ МГ филиала Общества, являющейся координатором всех производственных работ, проводимых в филиале. В журнале осуществляется регистрация приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, получаемых от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Для обеспечения выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ приказом Алексеевского ЛПУ МГ филиала Общества от 15 февраля 2021 года №43-2 «Об организации приема, оповещения, перехода на заданные режимы в период НМУ» утвержден порядок действия работников филиала и назначены ответственные лица филиала за исполнение мероприятий. Согласно данному приказу работники диспетчерской службы передают информацию о НМУ начальникам соответствующих служб филиала. Начальники служб фиксируют полученные сообщения и проводимые ими мероприятия в Журнале проводимых мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ при НМУ. Начальник участка по эксплуатации ГРС передает соответствующие сообщения операторам ГРС. В свою очередь операторы газораспределительных станций делают соответствующие записи в Журналах регистрации приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, которые ведутся на бумажном носителе. В связи с тем, что в приказе от 15 февраля 2021 года №43-2 прописаны все действия работников филиала после получения сообщения о НМУ, необходимость их дублирования в Журнале регистрации приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях отсутствует, тем более, что для каждого подразделения филиала они разработаны отдельно и контроль за их выполнением возложен на руководителей соответствующих служб филиала. Таким образом, в Алексеевском ЛПУ МГ филиале Общества организована не только регистрация сообщений о НМУ, но и разработан и реализовывается в производственной деятельности комплекс мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Обществу в качестве нарушения вменяется отсутствие в журнале регистрации приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях на объектах Алексеевского ЛПУ МГ филиала Общества записи о принятых мерах по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ на протяжении времени ведения журнала (стр. 6 протокола об административном правонарушении). Не выполнение мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух в период НМУ Обществу в качестве нарушения протоколом об административном правонарушении от 26 апреля 2021 года N не вменяется. В материалах дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении Общества, отсутствуют какие - либо доказательства того, что Алексеевским ЛПУ МГ филиалом Общества не проводились мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ первой степени.
Решением Оренбургского областного суда от 16 февраля 2022 года, жалоба ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» передана на рассмотрение по подсудности в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
В судебном заседании защитник ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Ануфриева Т.У. действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Ведущий специалист - эксперт отдела экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ... в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав доводы защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ). Указанная норма является общей как на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьёй, так и для стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 34 этого же Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В силу пунктов 4 и 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ. Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012г. № 263-П утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области согласно приложению.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий осуществляют проведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; по запросу МПР Оренбургской области, Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Оренбургского ЦГМС - филиала ФГБУ "Приволжское УГМС" и органов местного самоуправления представляют информацию о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу пунктов 22 и 23 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ. При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).
Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении N 4 к настоящим Требованиям); передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Форма журнала записи прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях, согласно Приложению №4 к настоящим требованиям должна содержать следующие графы 1-дата и время приёма; 2- Текст прогноз о неблагоприятных метеорологических условиях; 3- Фамилия и отчество принявшего предупреждение о НМУ; 4- фамилия, имя отчество передавшего прогноз НМУ; 5- проведение мероприятий пор уменьшению выбросов; 6- примечание.
Таким образом, как следует из вышеуказанных требований организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает не только регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ, но и регистрацию информации о выполненных мероприятиях, которая и подтверждает своевременность выполнения вышеуказанных мероприятий.
Из материалов дела следует, что 24 февраля 2021 года на основании сообщения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора об аварии на газопроводе «Союз» Алексеевского ЛПУ, принадлежащего ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург», с целью выяснения всех обстоятельств дела, определением N государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области ... возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» по статье 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с письмом ЦГМС от 26 февраля 2021 года объявлялись периоды неблагоприятных метеоролических условий для расеивания вредных примесей в атмосферном воздухе: с 19.00 часов 00 минут 17 января 2021 года до 11.00 часов 18 января 2021 года – НМУ 1 степени, с 18.00 часов 18 января 2021 года до 8.00 часов 19 января 2021 года – НМУ 1 степени, с 19.00 часов 21 января 2021 года до 10 часов 00 минут 22 января 2021 года – НМУ 1 степени; с 19.00 часов 22 января 2021 года по 10.00 часов 23 января 2021 года – НМУ 1 степени.
Сведения о мероприятиях по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в период НМУ с 01 января 2021 года по 24 февраля 2022 года в журнал записи прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях, информацию о выполненных мероприятиях по уменьшению выбросов на объектах Алексеевского ЛПМУГ не вносились.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностным лицом ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Признавая ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу, что ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» допустило нарушение требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а именно обществом не проводились мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ первой степени с 01 января 2021 года по 24 февраля года (17 января 2021 года, 18 января 2021 года, 19 января 2021 года, 21 января 2021 года, 22 января 2021 года, 23 января 2021 года).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено при непосредственном участии лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, а также и в его отсутствие при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения указанного процессуального действия. Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у административного органа до рассмотрения административного дела должны быть в наличии достоверные данные о его надлежащем извещении. Административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о рассмотрении дела об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отношении юридического лица в отсутствие его законного представителя только при надлежащем извещении. О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения соответствующего уведомления. При этом с учетом обозначенного правового регулирования, возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении установленных процессуальных требований.
Изложенные положения КоАП РФ направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что юридическое лицо ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» по юридическому адресу: <...> о рассмотрении дела об административном правонарушении, которое состоялось 16 июля 2021 года не извещалось.
Определение N от 25 июня 2021 года, согласно которому рассмотрение дела было назначено на 16 июля 2021 года в 15.00 часов вручено главному инженеру Алексеевского ЛПУМГ ... доверенность на имя этого работника от ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» в материалах дела отсутствует. Иным способом юридическое лицо о дате рассмотрения дела не уведомлялось, постановление вынесено в отсутствие защитника.
В судебном заседании защитник пояснила, что указанное уведомление в адрес ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» не передавалось.
Таким образом, дело рассмотрено должностным лицом в отсутствие надлежащего уведомления привлекаемого юридического лица, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим нарушения права на защиту.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление N от 16 июля 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ... подлежит отмене.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Правонарушение имело место в период с 01 января по 24 февраля 2021 года, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ на день рассмотрения жалобы истек, что препятствует направлению дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах постановление, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области ... от 16 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», подлежит отмене, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан по Оренбургской области ... от 16 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» отменить, производство по делу прекратить за истечением срока привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись В.В. Линькова