Судья – Дёмин В.С. Дело № 12-378
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление судьи
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 18 ноября 2021 года.
Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» Козловой Ю. Ю. на постановление судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (далее ФИЦ КНЦ РАН, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФИЦ КНЦ РАН Козлова Ю.Ю. просит постановление судьи городского суда отменить.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судьей норм материального права.
Ссылается на то, что отходы переработки и обогащения руды Зашихинского редкометального месторождения не являются радиоактивными отходами, доказательств обратного материалы дела не содержат. Настаивает, что обращение с производственными отходами I категории в производственных условиях, включая их сбор, временное хранение, переработку и транспортирование, осуществляется без ограничений по радиационному фактору и могут быть направлены для захоронения в места захоронения промышленных отходов.
Указывает, что удельная активность отходов переработки и обогащения руды Зашихинского редкометалльного месторождения в 9 раз ниже установленного постановлением Правительства Российской Федерации № 1069 от 19 октября 2012 года для таких отходов ограничения.
Также указывает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении фактов превышения доз по облучению населения не установлено, Учреждением выполнены все условия по недопущению нарушения требований в области охраны окружающей среды.
Отмечает, что положения СанПиН 2.6.1.2800-10 ОСОРБ-99/2010 не подлежали применению в рассматриваемом деле.
Обращает внимание, что отходы переработки находились в ангаре, который относится к производственным зданиям и сооружениям, доступ в который для посторонних лиц исключен.
Полагает, что судье городского суда для целей определения параметров отходов переработки и обогащения руды следовало обсудить вопрос о проведении судебной экспертизы.
Просит принять во внимание, что факт выгрузки бочек на городской свалке подтвержден протоколом Министерства природоохранных ресурсов и экологии Мурманской области от 02 июня 2020 года, а также показаниями свидетеля ФИО1, однако указанные обстоятельства не получили надлежащей оценки при вынесении обжалуемого постановления.
Ссылается на неполноту протокола рассмотрения дела об административном правонарушении в части отражения показаний свидетеля ФИО1 и объяснений представителя Учреждения.
Считает, что судьей городского суда допущено нарушение норм процессуального права, свидетельствующие о необходимости безусловной отмены обжалуемого постановления.
Приводит доводы о наличии противоречий в процессуальных документах относительно осмотра территории свалки и показаний доз гамма-излучений.
В дополнениях к жалобе указывает, что заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения Арбитражным судом Мурманской области гражданского дела, подтверждено, что содержащееся в бочках вещество не является радиоактивным.
Настаивает, что размещение Учреждением на городской свалке производственных отходов не повлекло нарушения норм действующего законодательства.
Проверив материалы дела, заслушав защитника ФИЦ КНЦ РАН Козлову Ю.Ю., поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа ФИО2, полагавшего постановление судьи законным и обоснованным, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются, в том числе радиоактивные вещества, то есть не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2019 года сотрудниками отдела города Апатиты УФСБ России по Мурманской области в связи с получением оперативно значимой информации проведено оперативно-розыскное мероприятие «Обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». В ходе обследования участка местности, расположенного на Апатитской городской санкционированной свалке обнаружены 10 металлических бочек объемом, приблизительно 200 литров каждая, в которых находилось пастообразное и сыпучее вещество темного цвета. Бочки были заполнены указанным веществом больше половины объема.
Обнаруженные сотрудниками отдела города Апатиты УФСБ России по Мурманской области на Апатитской городской санкционированной свалке бочки, были ввезены на территорию свалки автотранспортным средством – *», государственный регистрационный знак *, принадлежащим на праве собственности ФИЦ КНЦ РАН.
В предъявленной водителем справке о сдаваемых отходах указано «Смет с территории предприятия».
При измерении радиационного фона специалистом ФИО3 вблизи ёмкостей с указанным веществом прибором «Дозиметр-радиометр рентгеновского и гамма излучения АТ-1123» были определены следующие радиационные параметры: мощность амбиентной дозы гамма-излучения на участке местности городской свалки в городе Апатиты составляет от 100 до 253 мЗв/ч; на расстоянии 0,1 м от пастообразного и сыпучего вещества составляет до 1 мкЗв/ч.
14 декабря 2019 года материалы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, были направлены в СО по городу Апатиты СУ СК России по Мурманской области.
На основании поступивших из СО по городу Апатиты СУ СК России по Мурманской области в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области материалов, 12 марта 2020 года в отношении ФИЦ КНЦ РАН возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе административного расследования установлено, что 25 апреля 2019 года между ЗАО «Техноинвест Альянс» (заказчик) и ФИЦ КНЦ РАН (исполнитель) заключен договор №3290 по условиям которого Учреждение с 17 мая по 10 декабря 2019 года проводило опытно-промышленные испытания по совершенствованию комплексной технологии обогащения колумбитовой руды Зашихинского редкометалльного месторождения, готовящегося к промышленной эксплуатации.
Пунктом 1.5 договора № 3290 предусмотрено, что одним из результатов выполненных работ будут являться хвосты обогащения, отобранные во время балансовых испытаний.
Пунктом 4.2.4 договора, с учетом дополнительного соглашения № 2 от 30 июля 2019 года, предусмотрено составление исполнителем акта передачи хвостов обогащения по итогам переработки 32 тонн руды, упакованных в тару б/у, с учетом их погрузки на автотранспорт исполнителя, или привлеченного исполнителем грузоперевозчика.
В соответствии с пунктом 5.1.14.2 договора № 3290, с учетом дополнительного соглашения от 30 июля 2019 года № 2, ФИЦ КНЦ РАН обязан произвести упаковку и погрузку на автотранспорт исполнителя, или привлеченного исполнителем грузоперевозчика хвосты обогащения по итогам переработки 32 тонн руды, упакованных в тару б/у.
Дополнительным соглашением № 2 к договору на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ № 3290 от 25 апреля 2019 года статья 5 договора дополнена пунктом 5.1.17 которым на исполнителя возложена обязанность произвести своими силами, или с привлечением организации-грузоперевозчика вывоз первой партии отвальных хвостов обогащения в срок до 01 ноября 2019 года; их второй партии – после завершения испытаний, в срок до 09 декабря 2019 года. Указанным пунктом предусмотрено, что заказчик принимает на себя обязательства по оплате расходов исполнителя, связанных с грузоперевозкой и последующим размещением в установленном действующим законодательством порядке отвальных хвостов обогащения, с привлечением специализированных предприятий, при условии документального подтверждения понесенных исполнителем расходов.
Пунктом 3.1.4 технического задания, являющегося приложением № 1 к договору № 3290 от 25 апреля 2019 года, предусмотрено, что отвальные хвосты обогащения обезвреживаются и упаковываются в подготовленную тару б/у.
Согласно пункту 5.1 технического задания объектом исследования являются, в том числе хвосты обогащения, полученные из технической пробы № 7 руды Зашихинского месторождения.
В состав и содержание работ входит также отбор 10 килограмм отвальных хвостов и составление акта изготовления хвостов обогащения с учетом процессов 1 и 2 стадий измельчения в количестве 10 килограмм по совместно согласованной схеме обогащения (пункт 6.14 Технического задания).
В силу пункта 11.1 Технического задания заказчик не позднее 2-х месяцев по завершению переработки 28 тонн руды обеспечивает за свой счет вывоз хвостов обогащения с опытно-промышленной установки ГоИ КНЦ РАН.
В силу пункта 5.2.7 договора № 3290 (с учетом дополнительного соглашения) ЗАО «Техноинвест Альянс» обязан произвести за свой счет, своими силами, или с привлечением организации-грузоперевозчика поэтапный вывоз хвостов обогащения.
В утвержденном директором ФИЦ КНЦ РАН ФИО4 плане мероприятий по обеспечению радиационной безопасности закреплено, что хвосты обогащения после проведения радиационного контроля должны быть вывезены ЗАО «Техноинвест Альянс».
Изложенные обстоятельства явились основанием для составления 02 июня 2020 года уполномоченным должностным лицом в отношении ФИЦ КНЦ РАН протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда первой инстанции о виновности ФИЦ КНЦ РАН подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в обжалуемом постановлении, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доказательства по делу получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований ставить под сомнение достоверность изложенных в них сведений, равно как и выводы суда о виновности указанного юридического лица не имеется, поскольку они подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Исследованными доказательствами объективно установлено, что содержащееся в емкостях (бочках) как вывезенных ФИЦ КНЦ РАН на Апатитскую городскую санкционированную свалку, так и находящееся в помещении ФИЦ КНЦ РАН, расположенном по адресу: *, вещество, является хвостами обогащения, полученными в результате опытно-промышленного испытания по совершенствованию комплексной технологии обогащения колумбитовой руды Зашихинского редкометального месторождения.
Зафиксированное в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «Обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» специалистом ФИО3 превышение исходящего от содержащегося в емкостях (бочках) пастообразного и сыпучего вещества уровня ионизирующего излучения, свидетельствует о том, что указанное вещество, по смыслу статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» является радиоактивным.
Превышение уровня ионизирующего излучения зафиксировано специалистом ФИО3 при помощи специального измерительного прибора. Полномочия и квалификация ФИО3 были подтверждены им в судебном заседании 07 сентября 2020 года, при проведении которого присутствовал защитник ФИЦ КНЦ РАН.
Результаты дозиметрического контроля как пастообразного, так и сыпучего вещества, содержащихся в бочках, ввезенных на территорию Апатитской городской санкционированной свалки, отражены в протоколе обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 28 октября 2019 года.
Аналогичные радиационные параметры были зафиксированы 31 октября 2019 года в ходе обследования бочек, размещенных в помещении, расположенном по адресу: *. Результаты дозиметрического контроля отражены в протоколе обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 31 октября 2019 года.
Указанные протоколы отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит в себе информацию, непосредственно относящуюся к обстоятельствам правонарушения, и имеют существенное значение для установления события вмененного ФИЦ КНЦ РАН административного правонарушения.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что ФИЦ КНЦ РАН допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными веществами, что привело к причинению вреда окружающей среде и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Требования части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей выполнены.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ФИЦ КНЦ РАН требований в области охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными веществами и недопущению их нарушения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему административном правонарушении.
Доводы жалобы, в целом сводящиеся утверждению об отсутствии в действиях ФИЦ КНЦ РАН состава административного правонарушения со ссылкой на то, что хвосты обогащения являются производственными отходами переработки и обогащения руды Зашихинского редкометального месторождения, и обращение с ними, включая их сбор, временное хранение, переработку и транспортирование, осуществляется без ограничений по радиационному фактору и могут быть направлены для захоронения в места захоронения промышленных отходов.
Вместе с тем, определенная в рамках осмотра содержимого емкостей мощность амбиентной дозы гамма-излучения свидетельствует о том, что оно относится к ядерным веществам, испускающим ионизирующее излучение.
Кроме того административным органом в вину ФИЦ КНЦ РАН не вменялось несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при утилизации или обезвреживании отходов производства.
Доводы жалобы о наличии противоречий в процессуальных документах относительно осмотра территории свалки и показаний доз гамма-излучений, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления, поскольку они были устранены в ходе рассмотрения дела судьей городского суда и на квалификацию содеянного ФИЦ КНЦ РАН не влияют.
Каких-либо сомнений в доказанности вины ФИЦ КНЦ РАН в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть истолкованы в пользу юридического лица, не имеется.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чрезмерно суровым не является.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу судьей не установлено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук»оставить без изменения, а жалобу его защитника Козловой Ю. Ю. - без удовлетворения.
Судья С.А. Мильшин