ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3785/2014 от 23.12.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья – Попов П.А. Дело № 12-3785/2014

Р Е Ш Е Н И Е    23 декабря 2014 года г. Краснодар

 Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и.о. руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края ФИО1 на постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 18 ноября 2014 года,

 У С Т А Н О В И Л:

 Обжалуемым постановлением судьи Геленджикского городского суда от 18 ноября 2014 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

 В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, и.о. руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края ФИО1 просила постановление судьи Геленджикского городского суда от 18 ноября 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление судьи незаконное, необоснованное, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, без полного исследования всех материалов дела.

 Проверив материалы дела, выслушав ведущего специалиста управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края ФИО2, представителя ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» по доверенности ФИО3, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья считает необходимым постановление судьи городского суда отменить по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

 Согласно протоколу об административном правонарушении от <...>, в период времени до <...> на территории <...> в городе-курорте Геленджике умышленно, в целях минимизации затрат на строительство, в нарушение требований ч. 5 ст. 24.3, ч. 4 ст. 26 Закона Краснодарского края от <...> № 558-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края»; ч. 3 ст. 37 Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также требований, содержащихся в заключении управления, ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» провело земляные и строительные работы по строительству объекта «<...>» на территории и в границах зон охраны выявленных объектов культурного наследия «<...>» и «<...>», без получения разрешения управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.

 Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 7.14 КоАП РФ, в соответствии с которой организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

 Судья городского суда, прекращая производство по делу по ст. 7.14 КоАП РФ в отношении ОАО «Газпром газораспределение Краснодар», указал, что в материалах административного дела отсутствуют сведения о государственной регистрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по <...> в с. Дивноморское г. Геленджика, поэтому в действиях ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» отсутствует состав административного правонарушения.

 С указанным выводом судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

 Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона №73 - ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 В соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.

 При этом, согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включения их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Таким образом, законодатель не связывает государственную охрану объектов культурного наследия с государственной регистрацией прав на них в едином государственном реестре.

 Кроме того, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежит государственной регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного вреда их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

 При этом, согласно п. 1.2 ст. 20 указанного Федерального закона, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 Согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

 В связи с чем объекты культурного наследия не являются объектами недвижимости, подлежащими государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ.

 При этом, ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» достоверно было известно о прохождении проектируемого обществом объекта через территорию выявленных объектов культурного наследия, так как <...> в адрес управления поступило обращение ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» (вх. № <...>) о согласовании хозяйственного освоения земельного участка площадью <...> га для строительства объекта «<...>».

 В связи с прохождением трассы проектируемого газопровода через территорию и границы зон охраны выявленных объектов культурного наследия «<...>» и «<...>» письмом от <...> <...> управление отказало в хозяйственном освоении земельных участков для строительства объекта «<...>» до выполнения требований Федерального законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

 Несмотря на отказ управления в согласовании строительства, в отсутствие разрешительной документации, а также согласия собственника земельного участка на производство работ, ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» построило вышеуказанный объект, в результате чего повредило объекты культурного наследия.

 На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 В силу ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.1 КоАП РФ).

 Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства при рассмотрении дела судьей оставлены без внимания.

 Таким образом, постановление судьи Геленджикского городского суда от 18 ноября 2014 года о прекращении производства по делу в отношении ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» нельзя признать законным и обоснованным.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вышестоящей инстанции вправе в том числе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 При таких обстоятельствах постановление судьи Геленджикского городского суда от 18 ноября 2014 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 18 ноября 2014 года отменить.

 Дело возвратить в Геленджикский городской суд Краснодарского края на новое рассмотрение.

 Судья

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>

 <...>