ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-378/2017 от 08.11.2017 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 12-378/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Рыбинск 08 ноября 2017 года

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Ломановской Г.С.,

при секретаре Соловьевой В.Е.,

рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» на постановление инспекции административно-технического надзора Ярославской области от 02 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. -з «Об административных правонарушениях», в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго»,

установил:

Постановлением начальника отдела административно-технического надзора инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО1 № 300-106-1/2017 от 02 августа 2017 года МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.25.5. Закона Ярославской области от 03.12.2007 года № 100-з «Об административных правонарушениях», за нарушение установленных законодательством Ярославской области требований к выполнению перечня работ по благоустройству территории поселения (городского округа). Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Нарушение выразилось в том, что МУП «Теплоэнерго» при производстве земляных работ вблизи <адрес> не вывезло грунт с места производства работ, засыпало землей зеленые насаждения (газон), что зафиксировано в акте осмотра территории от 05.07.2017 года.

На данное постановление директором Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» подана жалоба с учетом дополнения, в которой он просит признать незаконным принятое постановление, отменить его и производство по делу прекратить. При этом ссылается на то, что инспекцией административно-технического надзора были допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процедурные требования. Так, должностным лицом инспекции 05.07.2017 года были осуществлены мероприятия по региональному государственному контролю без взаимодействия с МУП «Теплоэнерго» как юридическим лицом в отсутствие задания на проведение таких мероприятий, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), что является нарушением п.1 ч.1 ч.2 и ч.4 ст. 8.3 Федерального Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Акт составлен в 07 час. 57 мин, то есть за пределами рабочего времени должностного лица, и является недопустимым доказательством по делу. Норма ч.1 ст. 25.5 Закона ЯО № 100-з, которая расширительному толкование не подлежит, предусматривает ответственность за нарушение законодательства Ярославской области. Административный орган вменяет в вину МУП «Теплоэнерго» нарушение требований ст. 10 Закона Ярославской области о благоустройстве в Ярославской области» от 22.12.2016 года з, а также муниципальных правовых актов: Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории городского округа город Рыбинск от 31.03.2011 года, постановление Администрации ГО г. Рыбинск от 27.09.2011 года «Об утверждении порядка проведения земляных работ на территории городского округа город Рыбинск». Протокол осмотра в порядке, установленном ст. 27.8 КоАП РФ, не составлялся. Место производства работ у <адрес> не является газоном, улицей, а также благоустроенной территорией, а напротив относится к охранным зонам тепловых сетей, в связи с чем обязанность выводить грунт, вынутый из траншеи, отсутствует. При этом на момент осмотра (05.07.2017 года) окончательный срок выполнения работ (14.07.2017 года) не наступил.

В судебном заседании представитель МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» по доверенности ФИО2, доводы жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме, представила письменное дополнение к жалобе, просила постановление должностного лица отменить.

Представитель Инспекции административно-технического надзора Ярославской области по доверенности ФИО3 полагал, что жалоба не обоснована и удовлетворению не подлежит. Представил письменную позицию инспекции административно-технического надзора Ярославской области по доводам жалобы МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго» и возражения на жалобу по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав представителя заявителя, ознакомившись с позицией Инспекции административно-технического надзора Ярославской области, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Судом установлено, что постановлением от 02 августа 2017 года инспекции административно-технического надзора Ярославской области МУП ГО г.Рыбинск «Теплоэнерго» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.25.5. Закона Ярославской области от 03.12.2007 года № 100-з «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

В установленные законом срок МУП «Теплоэнерго» обратилась с заявлением об оспаривании указанного постановления в Арбитражный суд Ярославской области Определением от 06.09.2017г. в принятии данного заявления было отказано в связи с подведомственностью дела суду общей юрисдикции.

Ссылаясь на указанные обстоятельства МУП «Теплоэнерго» просит восстановить срок для подачи жалобы на постановление от 02 августа 2017 года.

Учитывая данные обстоятельства и принимая во внимание необходимость соблюдения прав и интересов участников судопроизводств, суд приходит к выводу о восстановлении срока для подачи жалобы МУП «Теплоэнерго» на постановление от 02 августа 2017 года

В соответствии с требованиями ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.

Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года № 100-З «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Ярославской области требований к выполнению перечня работ по благоустройству территории поселения (городского округа), в том числе периодичности их выполнения (кроме работ по благоустройству жилых домов, а также придомовых территорий жилых домов), за исключением нарушения собственниками зданий (помещений в них) требований к выполнению перечня работ по благоустройству прилегающих территорий, в том числе периодичности их выполнения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 10 Закона ЯО от 22.12.2016 N 95-з "О благоустройстве в Ярославской области" производство работ по разрытию, выемке, перемещению, укладке, уплотнению грунта и (или) иное вмешательство в грунт на уровне ниже верхнего слоя грунта (далее - земляные работы) осуществляется при соблюдении правил и требований к производству указанных работ, установленными правилами благоустройства, с учетом положений настоящего Закона. Вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других мест общего пользования при строительстве или ремонте подземных сетей и надземных сооружений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления в границах и в сроки, указанные в разрешении. Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие разрытые участки должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.

Лица, нарушившие требования, предусмотренные Законом ЯО от 22.12.2016 N 95-з "О благоустройстве в Ярославской области" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Ярославской области, в силу ст.14 указанного закона, несут ответственность, установленную Законом Ярославской области "Об административных правонарушениях".

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства, в соответствии со ст. 11 Закона ЯО от 22.12.2016 N 95-з "О благоустройстве в Ярославской области", осуществляет орган исполнительной власти Ярославской области, уполномоченный Правительством Ярославской области. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом ЯО «О благоустройстве в Ярославской области", иными нормативными правовыми актами Ярославской области.

Органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства является Инспекция административно-технического надзора Ярославской области, согласно п.1.1. Положения об инспекции административно-технического надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 19.03.2012 года -п.

Приказом Инспекции административно-технического надзора ЯО от 05.04.2017 N 3, утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере благоустройства на территории Ярославской области" (Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства ЯО 07.04.2017 N 29-6866) – далее Административный регламент.

Согласно п.1.2., 1.8. Административного регламента региональный государственный надзор осуществляется инспекцией административно-технического надзора Ярославской области и включает в себя: - плановые и внеплановые документарные и выездные проверки; - плановые (рейдовые) осмотры, обследования территорий, земельных участков. Результатом исполнения государственной функции является оформление и выдача должностным лицом инспекции юридическому лицу: акта проверки юридического лица; предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований - в случае выявления нарушений обязательных требований; копии протокола об административном правонарушении - в случае возбуждения дела об административном правонарушении.

Состав, последовательность и сроки выполнения административной процедуры – плановые (рейдовые) осмотры, требования к порядку их выполнения, предусмотрены п.3.3.3. Административного регламента.

При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в силу п. 3.3.3.4.7. Административного регламента, должностное лицо инспекции возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях.

Законом Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях» определены полномочия Инспекции, в том числе - полномочия должностных лиц инспекции рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 22, 252, 253, 255-258 указанного закона.

Из материалов дела установлено, что 05.07.2017 должностным лицом инспекции при осуществлении ежедневного мониторинга благоустройства территории, состояния чистоты, порядка и внешнего вида на участке уличной дорожной сети общего пользования вблизи <адрес> установлен факт проведения муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго» земляных работ с нарушением ст. 10 Закона Ярославской области от 22.12.2017 -з «О благоустройстве в Ярославской области», п.п. 9.4, 9.6 Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории городского округа город Рыбинск, утвержденных Решением Муниципального Совета городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 31.03.2011 № 85 «О Правилах благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории городского округа город Рыбинск» (далее - Правила благоустройства), п. 2.4, 6 Постановления Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 27.09.2011 № 3186 «Об утверждении Порядка производства земляных работ на территории городского округа город Рыбинск».

Нарушения выразились в следующем: на участке производства земельных работ присутствовал грунт, были засыпаны землей зеленые насаждения (газон и деревья).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона Ярославской области от 22.12.2016 № 95-з «О благоустройстве в Ярославской области» вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других мест общего пользования при строительстве или ремонте подземных сетей и надземных сооружений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления в границах и в сроки, указанные в разрешении.

Установлено, что требования по производству земляных работ на территории городского округа город Рыбинск регулируются Законом № 95-з и «Правилами благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории городского округа город Рыбинск», утвержденных решением Муниципального Совета городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 31.03.2011 № 85 (далее Правила благоустройства).

Пунктом 1.2 Правил благоустройства определены общие требования к благоустройству и содержанию территории городского округа город Рыбинск (далее по тексту - города Рыбинска) и обязательны для исполнения гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 9.4. Правил благоустройства при производстве земляных и ремонтно-строительных работ на территории города Рыбинска запрещается засыпка землей зеленых насаждений (газоны, деревья, кустарники), крышек колодцев, подземных сооружений, ливневых решеток, а также складирование строительных материалов на указанных объектах.

Под элементами благоустройства в Правилах благоустройства понимаются, автомобильные проезды, гостевые парковки легковых автомобилей, пешеходные тротуары, газоны, зеленые насаждения, площадки детские, спортивные, хозяйственные, для отдыха и другие, малые архитектурные формы, коммунальное оборудование (устройства для уличного освещения, урны и контейнеры для мусора, телефонные будки, таксофоны и др.), произведения монументального искусства (скульптура, декоративные композиции, обелиски, стелы, произведения монументальной живописи), объекты наружной рекламы и визуальной информации, элементы визуально-коммуникационной системы (аншлаги, номерные знаки домов, информационные стенды, щиты со схемами адресации застройки кварталов, микрорайонов), мемориальные доски, элементы праздничного оформления.

Согласно п. 9.6 Правил благоустройства порядок производства земляных работ определяется постановлением Администрации города Рыбинска, которым является Постановление Администрации городского округа города Рыбинск № 3186 от 27.09.2011 «Об утверждении порядка производства земляных работ на территории городского округа город Рыбинск» (далее Постановление № 3186 от 27.09.2011).

Согласно Постановлению № 3186 от 27.09.2011 земляные работы на территории городского округа город Рыбинск при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании инженерных коммуникаций, дорог, тротуаров, а также благоустройстве, установке временных сооружений (далее по тексту - земляные работы) могут производиться только после получения разрешения на право производства указанных работ в уполномоченной соответствующим муниципальным правовым актом городского округа город Рыбинск организации (далее по тексту - уполномоченная организация) и в соответствии с Порядком, определенным данным Постановлением.

В соответствии с пунктом 6 Порядка при производстве земляных работ на территории города Рыбинска запрещается засыпка землей зеленых насаждений (газоны, деревья, кустарники), крышек колодцев, подземных сооружений, ливневых решеток, а также складирование строительных материалов на указанных объектах.

Согласно пункту 2.4. Порядка вынутый из траншеи грунт вывозится с места работ немедленно по выемке из траншеи.

МУП «Теплоэнерго» указанные требования нарушены.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 05.07.2017 года специалистом инспекции административно-технического надзора установлено, что МУП «Теплоэнерго» при производстве земляных работ в районе <адрес> не вывезло грунт с места производства земляных работ в срок, установленный 2.4. Порядка, засыпало землей зеленые насаждения (газон). При этом в самом разрешении от 29.06.2017 года на право производства земляных работ по прокладке и переустройству внутригородских подземных коммуникаций указано, что работы подлежат выполнению в зеленой зоне, с сохранением зеленых насаждений, деревьев и другими условиями.

Согласно фотоматериалам, приложенным к акту осмотра территории, земляные работы проводились у <адрес> в зеленой зоне, где присутствует травяное покрытие, деревья, территория ограждена бордюром. В результате произведенных работ зеленые насаждения у <адрес> засыпаны землей, чем нарушен п. 9.4 Решения Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 31.03.2011 года № 85 «О правилах благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории городского округа город Рыбинск», п.6 постановления администрации ГО г. Рыбинск № 3186 от 27.09.2011 «Об утверждении порядка производства земляных работ на территории городского округа город Рыбинск».

При этом следует отметить, что определение «улица» в тексте Постановления № 3186 от 27.09.2011 года, а также в других нормативных правовых документах Ярославской области не содержится. В соответствии с п.4.6. Порядка при производстве земляных работ место производства аварийных работ ограждается щитами или заставками установленного образца. На проезжей части улиц (магистралей), кроме ограждения, устанавливаются красные габаритные фонари, дорожные знаки, указатели проезда транспорта, прохода пешеходов и т.д. Из приведенного положения, а также из общеупотребительного смысла данного слова следует, что улицей является любое пространство, место вне жилых помещений.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Выявленные факты нарушений зафиксированы в акте осмотра территории от 05.07.2017 , на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении от 27.07.2017 и 02.08.2017 года вынесено постановление о привлечении муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» к административной ответственности по ч.1 ст. 25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 года № 100-з «Об административных правонарушениях».

Основания для признания акта № 300-106/2017 от 05.07.2017 года осмотра территории (объекта) с прилагаемыми к нему фотоматериалами недопустимыми доказательствами по делу отсутствуют.

Оценив представленные в материалах дела документы и доказательства, суд приходит к выводу о наличии у МУП «Теплоэнерго» возможности для соблюдения законодательства в области благоустройства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность в части 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года № 100-з «Об административных правонарушениях», но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановление по делу об административном правонарушении от 02.08.2017 г. в целом соответствует требованиям КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, основано на материалах дела, мотивировано. Вывод должностного лица о виновности МУП «Теплоэнерго» в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25.5 Закона ЯО от 03.12.2007 г. № 100-З «Об административных правонарушениях», соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, подробно изложенных в постановлении.

Одновременно при определении размера наказания следует учитывать принцип индивидуализации наказания, суть которого состоит в том, чтобы назначенное административное наказание, с одной стороны, было справедливым, с другой стороны, с максимально возможной эффективностью позволяло достигать закрепленных в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие сведений о причинении ущерба общественным интересам, выполнение работ по благоустройству территории после окончания земляных работ, что суд расценивает в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, суд приходит к выводу о необходимости изменения постановления от 02.08.2017 путем снижения назначенного наказания в виде штрафа до 10 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление инспекции административно-технического надзора Ярославской области от 02 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго», изменить в части размера налагаемого штрафа.

Назначить Муниципальному унитарному предприятию городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з "Об административных правонарушениях", административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На данное решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Ярославский областной суд.

Судья Г.С. Ломановская