ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-379/2022 от 26.05.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

26 мая 2022 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,

рассмотрев материалы дела №12-379/2022 по жалобе ФИО1 на постановление от 22.02.2022 г., вынесенное мировым судьей судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Абдуллиной Ю.Р.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от 22.02.2022 г. начальник отдела содержания, эксплуатации дорог и искусственных сооружений департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации г.Иркутска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1, его защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме.

В судебном заседании принимал участие помощник прокурора г.Иркутска Брянский П.П., который полагал вынесенное в отношении ФИО1 постановление от 22.02.2022 г. законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные требования закона мировым судьей соблюдены.

Судьей установлено и следует из материалов дела, что 25.01.2022 прокуратурой города Иркутска совместно со специалистом ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское» проведен осмотр территории города Иркутска на предмет обследования автомобильных дорог общего пользования г. Иркутска, их соответствия обязательным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Были обследованы следующие автомобильные дороги общего пользования местного значения <...> в том числе вблизи с общеобразовательными учреждениями МБОУ СОШ № 11 г. Иркутска и МБОУ СОШ № 26 г. Иркутска. Данные дороги содержатся в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Иркутска, утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 23.01.2013 № 031-06-133/13.

По результатам обследования государственным инспектором дорожного надзора старшим лейтенантом полиции ФИО2 был составлен Протокол инструментального обследования от 25.01.2022 г., согласно которого было установлено следующее нарушение: на проезжей части осмотренных дорог допущено наличие рыхлого снега толщиной более 5 см., в нарушение п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении начальника отдела содержания, эксплуатации дорог и искусственных сооружений департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации г.Иркутска ФИО1 постановления от 27.01.2022 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ.

Судья соглашается с выводами мирового судьи, полагает, что верно установлены фактические обстоятельства дела, выводы о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения обоснованы и мотивированы, подтверждены собранными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержанием автомобильной дороги признается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее также по тексту – Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

В соответствии с п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.

В нарушение этих требований мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах: пер. Богданова, ул. Красных Мадьяр (на всем протяжении) организованы не были, поскольку наличие рыхляго снега на проезжей части составило более 5 см., что создает реальную угрозу безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Судьей установлено и не оспаривается сторонами, что указанные участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее также по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закон об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Положения о Комитете городского обустройства Администрации г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 г. №005-20-230343/1 (далее также по тексту – Положение о Комитете) к основным задачам Комитета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Иркутска, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

Пунктом 19 Положения о Комитете предусмотрено, что в сфере дорожной деятельности, транспорта и связи Комитет городского обустройства Администрации г. Иркутска выполняет:

1. осуществление муниципального контроля за обеспечением автомобильных дорог местного значения в границах г. Иркутска;

2. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

3. решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения в пределах компетенции Комитета в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами г. Иркутска;

4. осуществление иных полномочий в сфере дорожной деятельности, транспорта и связи в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Иркутска, поручениями мэра г. Иркутска, вице-мэра г. Иркутска в пределах компетенции Комитета.

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.

В соответствии с Распоряжением администрации г.Иркутска от 29.08.2018 г. №031-10-250/8 «Об утверждении положений о департаменте дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации г.Иркутска и его структурных подразделениях», отдел содержания, эксплуатации и искусственных сооружений Департамента участвует в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Иркутска в части содержания, эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений; обеспечивает безопасность и организацию дорожного движения на автомобильных дорогах (п.6 Положения).

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Вопреки доводов защитника Очирова В.Р., должностное лицо ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку согласно приказа «О кадрах» от 26.10.2021 г. №404-82К-182/21 ФИО1 занимает должность начальника отдела содержания, эксплуатации дорог и искусственных сооружений департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации г.Иркутска

Согласно п.п.7,8 Положения отдел участвует в осуществлении полномочий заказчика по муниципальным контрактам, предметом которых являются проведение работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений; осуществляет контроль за выполнением подрядными организациями условий данных муниципальных контрактов в части соблюдения графиков производства работ, объемов и качества выполняемых работ, требований к ведению исполнительной документации, требований действующей нормативной и методической документации, документации об обеспечении безопасности при производстве работ и охране окружающей среды; осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела в обязанности ФИО1 входит осуществление руководства и организация деятельности отдела (п.13 Положения)

Таким образом, в силу предоставленных ФИО1 полномочий, последний обязан был осуществлять контроль за исполнением муниципальных контрактов, в том числе, контролировать надлежащее исполнение муниципального контракта от 24.12.2021 г. №010-64-1984/21, заключенного между Комитетом городского обустройства администрации г.Иркутска и МУП «Иркутскавтодор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г.Иркутске в 2022 году, при этом, само по себе заключение указанного государственного контракта с подрядной организацией не освобождало начальника отдела ФИО1 от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.

Таким образом, мировой судья обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, Положения о департаменте дорожной деятельности и транспорта КГО администрации г.Иркутска, утв. 29.08.2018 г. свидетельствует о том, что должностное лицо ФИО1, будучи лицом, ответственным за работу отдела содержания, эксплуатации дорог и искусственных сооружений, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка защитника на приказ от 24.12.2021 г. о назначении конкретного исполнителя (куратора) по муниципальному контракту из числа работников отдела содержания, эксплуатации дорог и искусственных сооружений Департамента, не освобождает ФИО1, являющегося непосредственным руководителем отдела содержания, эксплуатации дорог и искусственных сооружений Департамента от административной ответственности, не опровергает установленных судом обстоятельств, не влияет на существо вмененного ФИО1 правонарушения и на его квалификацию, поскольку согласно п.13 Должностной инструкции в обязанности начальника отдела входит осуществление анализа, координации, контроль за профессиональной деятельностью сотрудников отдела, в том числе по надлежащему исполнению ими должностных обязанностей.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления мирового судьи, по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи, не имеется.

Указание мировым судьей в дате постановления на 2021 год судья расценивает как допущенную техническую описку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Абдуллиной Ю.Р. от 22.02.2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях - без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья О.Ю. Шатаева